Раздел 1. основы психологии общения
Каштанова С.М.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Учебное пособие
для специальностей СПО | 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» 38.02.06 «Финансы» 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» |
Санкт-Петербург
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж управления и экономики «Александровский лицей»
Учебное пособие по дисциплине «Психология общения» рассмотрено методическим советом колледжа и рекомендовано для использования в учебном процессе – протокол № 1 от 28.08.2017.
Методист колледжа А.Ф. Жмайло
Оглавление
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ.. 6
Тема 1.1. Введение в психологию общения. 6
1. Психология как область научного знания. 6
Тема 1.2. Общение – основа человеческого бытия. 9
1.2.1 Общение в системе межличностных и общественных отношений. 9
1.2.2 Классификация общения. Виды и функции общения. Структура и средства общения 12
1.2.3. Единство общения и деятельности. 16
Тема 1.3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) 20
1.3.1 Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия. 20
1.3.2 Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека. 25
Тема 1.4. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) 31
1.4.1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. 31
1.4.2. Взаимодействие как организация совместной деятельности. 33
1.4.3. Теории интеракции. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Интеракция и темперамент. 37
Тема 1.5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) 41
1.5.1 Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры 41
1.5.2. Невербальная коммуникация. 47
1.5.3. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения. 51
Тема 1.6. Формы делового общения и их характеристики. 55
1.6.1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов. 55
1.6.2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация. 59
РАЗДЕЛ 2. КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ 67
Тема 2.1. Конфликт: его сущность и основные характеристики. 67
Тема 2.2. Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция. 79
2.2.1 Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций. 79
2.2.2 Управление конфликтом. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации 86
РАЗДЕЛ 3. ЭТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ.. 91
Тема 3.1. Общие сведения об этической культуре. 91
3.1.1 Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения. 91
3.1.2.Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений. 93
3.1.3.Этикет и культура поведения в деловом общении. Этикет, соблюдаемый в письмах и при телефонных разговорах. Особенности национальных стилей этики делового общения. 95
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 102
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной, предусмотренной требованиями ФГОС для подготовки специалистов среднего профессионального образования по специальностям 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)», 38.02.06 «Финансы».
Специфика учебной дисциплины «Психология общения» обусловлена ее практической направленностью. Целью дисциплины является формирование и развитие коммуникативных навыков у студентов, умения анализировать ход и результат общения с точки зрения его нравственной наполненности и деловой эффективности, в понимании механизмов взаимодействия между людьми. Программой учебной дисциплины «Психология общения» предусмотрено проведение теоретических и практических занятий, выполнение самостоятельной работы. Основой для проведения практических и самостоятельных работ являются теоретические занятия, представленные в данном пособии.
Учебное пособие содержит основные темы, включенные в рабочую программу дисциплины. Учебное пособие состоит из трех разделов. В первом разделе «Основы психологии общения» рассмотрены понятие общения и его ключевые характеристики, специфика делового общения. Во втором разделе «Конфликты и способы их предупреждения и разрешения» рассмотрены основные формы конфликтов, причины их возникновения и методики их разрешения. Третий раздел «Этические формы общения» посвящен аспектам этики и культуры общения в различных ситуациях.
Учебное пособие предназначено для студентов колледжа, изучающих дисциплину «Психология общения».
Пособие можно использовать на учебных занятиях для выполнения отдельных заданий преподавателя, для самостоятельного изучения отдельных тем или для подготовки к экзамену или зачету.
Пособие построено в соответствии с требованиями к уровню подготовленности лиц, обучающихся по данной специальностям, и призвано помочь будущим специалистам выработать умения и навыки общения с людьми, преодолеть стереотипы административно-командного стиля мышления, сформировать способность взвешенно анализировать сложные деловые ситуации, объективно оценивать свои действия и действия окружающих людей..
Учебная деятельность
На определенном этапе развития в возрасте шести-семи лет у ребенка возникает особый вид деятельности -- учебная деятельность.
Учебная деятельность – это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений.
Учебная деятельность включает в себя
· усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации тех или иных видов практической деятельности (продукт этого процесса - знания);
· освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса - навыки);
· овладение способами использования указанной информации для осуществления правильного выбора и контроля приемов и операций (продукт этого процесса - умения).
Первое необходимое условие для формирования учебной деятельности -- создание у ребенка сознательных мотивов усвоения определенных знаний, умений, навыков. Активными носителями общественного воздействия на развитие ребенка выступают взрослые. Они организуют его деятельность и поведение с целью присвоения им общественного опыта через процессы обучения и воспитания.
Обучение- процесс целенаправленного воздействия на деятельность и поведение ребенка с целью передачи ему общественного опыта, накопленного человечеством в виде знаний, умений и навыков.
Воспитание - это влияние на личность ребенка с целью передачи общественных норм и ценностей.
Основные средства, с помощью которых осуществляется обучение и воспитание, -- это подход и объяснение, поощрение и наказание, постановка задач и предъявление требований, проверка и исправление. С помощью этих воздействий взрослые управляют познавательной деятельностью ребенка. Как и любой вид деятельности, учебная деятельность имеет уровневое строение и состоит из отдельных компонентов -- действий, операций, условий, потребностей, мотивов, задач.
Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями, навыками, умениями, но и формирует у него умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Таким образом, учение подготавливает человека к трудовой деятельности.
Трудовая деятельность
Трудовая деятельность - это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.
Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.
3. Связь деятельности и общения
Понятия "деятельность" и "общение" тесно связаны между собой. Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, гранью совместной деятельности или общение и деятельность - это два самостоятельных, равноправных процесса?
В современном научном знании вопрос о соотношения деятельности и общения остается не вполне решенным. Существуют различные точки зрения на проблему взаимосвязи общения и деятельности.
Одна точка зрения отождествляет понятия общение и деятельность. В данном случае общение рассматривается как один из видов деятельности человека в обществе, как «деятельность общения», «коммуникативная деятельность» и т.д.
В ряде теорий существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Согласно данной точке зрения, общение не рассматривается как вид деятельности, а рассматривается как непременный атрибут любой человеческой деятельности.
В современной отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности, а не подмена одного другим. Согласно данной точке зрения, общение понимается как самостоятельная и специфическая форма активности человека, но неразрывно связанная с деятельностью. Деятельность считают генетической основой общения: возникнув на основе деятельности, общение превращается в самостоятельный социальный фактор, особую социальную форму активности индивида, предметом которой являются отношения с другими людьми. Такой вывод вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» этой деятельности.
Более того, отмечается, что между общением и деятельностью существует много переходов и превращений одной в другую. В некоторых видах деятельности в качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные для общения, а сама деятельность строиться по законам общения, например, деятельность педагога. В других случаях те или иные действия используются в качестве средств и способов общения, и здесь общение строится по законам деятельности, например, театральное представление.
Кроме того, общение формирует единство целей и задач индивидов, выполняющих совместную деятельность. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности. В самой деятельности порой большое количество времени составляет именно общение, связанное с производственными и иными отношениями, по поводу них, в связи с ними и т.д.
Идея включения общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, какие именно функции выполняет общение в процессе деятельности. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так: посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики объекта деятельности и даже возможностей каждого из участников. Таким образом, осуществляя регуляционно-коммуникативную функцию, общение ведет к согласованию деятельности отдельных ее участников и, следовательно, к оптимизации ее результатов.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте понятие «деятельность».
2. Какие виды деятельности существуют?
3. Каковы основные теоретические подходы к исследованию взаимосвязи деятельности и общения?
4. Охарактеризуйте связь и различие между категориями «деятельность» и «общение».
Тема 1.3. Общение как восприятие людьми друг друга
(перцептивная сторона общения)
1.3.1 Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние
на восприятие. Искажения в процессе восприятия.
План:
1. Понятие социальной перцепции.
2. Эффективность восприятия и источники ошибок.
1. Понятие социальной перцепции
Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность.
Таким образом, процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и называется перцептивной стороной общения.
Перцепция (восприятие) — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. В данный процесс всегда вовлечены раздражение органов чувств, двигательные компоненты (движение глаз за объектом, проговаривание соответствующих звуков) и т.д.
Понятие, объясняющее восприятие, познание и понимание людьми друг друга - социальная перцепция.Оно было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.
Социальная перцепция – сложный процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретация на этой основе поступков и поведения.
Социальная перцепция включает:
—процесс восприятия наблюдаемого поведения;
— интерпретацию причин поведения и ожидаемых последствий;
— эмоциональную оценку;
— построение стратегии собственного поведения.
Выделяют три составляющие социально-перцептивного процесса:
· партнера-наблюдателя;
· партнера-наблюдаемого;
· ситуацию (контекст).
Процесс социальной перцепции является сложной системой формирования в сознании человека образа другого человека в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение.
Процесс межличностной перцепции может быть представлен в виде схемы (рисунк 1).
Рис. 1. Процесс восприятия человека человеком
В общем виде процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого) разворачивается следующим образом. В наблюдаемом для наблюдателя доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик (физические качества плюс «оформление» внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти признаки, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о психологических свойствах партнера по общению. Сумма приписанных свойств дает необходимую возможность сформировать определенное отношение к наблюдаемому, которое чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится — не нравится». На основании предполагаемых психологических свойств наблюдатель делает определенные выводы относительно того, какого поведения можно от наблюдаемых ожидать. Опираясь на эти выводы, наблюдатель строит стратегию поведения по отношению к наблюдаемому.
Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий поздним вечером на автобусной остановке, замечает приближающегося пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной походкой. Если стоящий на остановке человек спокоен и уверен в себе, он может подумать приблизительно так: «Этот человек, видимо, замерз и очень спешит. Наверное, опаздывает домой или на свидание. Сейчас он спокойно пройдет мимо». Подумав подобным образом, наблюдатель спокойно продолжит свое ожидание. Если же человек на остановке встревожен или мнителен, он может рассудить по-другому: «Почему у него руки в карманах? Как он быстро надвигается на меня! У него может быть худое на уме. Вид больно подозрительный...» Подумав таким образом, человек скроется в тень («от греха подальше»).
Таким образом, на основе восприятия человека человеком складывается представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях партнера по общению и формируется собственное поведение. Этот процесс в межличностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому, а результаты субъективной оценки партнера служат основой для построения поведения по отношению к нему. Партнер в свою очередь строит поведение, анализируя поведение и внешние проявления, которые предоставил ему наблюдатель, т.е., можно сказать, что мы сами формируем отношение к нам других людей.
К закономерностям восприятия относят его субъективность. Различные люди одну и ту же информацию воспринимаю по-разному. Происходит это по ряду причин: обладание разными психологическими наклонностями, способностями, интересами, и т.п.
Важность социальной перцепции состоит в том, что на основании образа партнера, который создается при знакомстве, строится в дальнейшем общение с этим человеком.
Выделяют четыре основные функции социальной перцепции:
· познание себя;
· познание партнера по общению;
· организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
· установление эмоциональных отношений.
На восприятие человека влияют следующие факторы:
· Фактор первого впечатления: помогает выстроить стратегию отношения с человеком.
· Фактор превосходства (возникает при определения социального статуса партнера по общению).
· Фактор привлекательности
· Фактор отношения к нам
При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное воздействие на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:
• люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;
• люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера;
• люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние (потребности и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала.
Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком действительности, являются следующие:
• интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее);
• подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чем неподвижные);
• размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);
• состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.).
Кроме того, можно говорить о существовании следующих факторов:
- особенности личности воспринимаемого и воспринимающего человека;
- ситуация, в которой происходит восприятие людьми друг друга;
- специфика воспринимаемых и оцениваемых качеств личности;
- психологические состояния воспринимаемого и воспринимающего человека в данный момент, то есть тогда, когда они воспринимают и оценивают друг друга;
- знание воспринимающим лицом психологических законов восприятия и понимания людьми друг друга, а также признаков, по которым можно достоверно судить об особенностях личности воспринимаемого человека.
2. Эффективность восприятия и источники ошибок
Часто в качестве критерия эффективности восприятия предлагается использовать такой подход: если это помогло людям сработаться, вместе выполнить задачу, значит, социальная перцепция была адекватной. Но этого недостаточно.
Эффективность восприятия зависит от такого понятия как замысел, которое соотнесено с наблюдаемым. Занимая в акте социальной перцепции, на первый взгляд, более пассивную позицию, именно наблюдаемый является автором сообщения. В качестве текста выступают его внешний облик и поведение, а в качестве замысла — истинное внутреннее состояние, чувства и намерения, которые и должен воспринять и понять наблюдатель. Критерием эффективности будет адекватное этому замыслу поведение наблюдателя.
Наблюдателю эффективно воспринять наблюдаемого и построить эффективное поведение помогает:
· высокий культурный уровень, позволяющий на основе собственного или присвоенного опыта интерпретировать внешние проявления людей в их соотношении с личностными особенностями: «Знаю, что за этим может стоять»;
· высокий рефлексивный уровень, позволяющий развести свои профессиональные, возрастные, этнические и другие предубеждения и установки и реальные основания поведения, демонстрируемого наблюдаемым: «Я знаю, что надо посмотреть на эту ситуацию шире, чем я обычно привык это делать»;
· высокий интеллектуальный уровень, позволяющий отойти от эгоцентрической позиции в оценке действий наблюдаемого: «За внешним сходством моего и его поведения могут стоять различные причины»;
· высокий уровень личностной зрелости, позволяющий развести свои собственные проблемы и процессы интерпретации поведения другого человека: «Мой партнер и мои чувства по отношению к нему — это не одно и то же»;
· большой репертуар поведенческих реакций, позволяющий реализовать адекватное данной ситуации общения поведение: «Я знаю, как вести себя именно в этой ситуации».
Кроме того, полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Эти качества делают человека проницательным, своеобразным провидцем в сложной сфере взаимодействия людей.
В психологии область изучения свойств наблюдателя, влияющих на адекватность восприятия, достаточно широко проработана. Выявлено, что одни люди склонны в большей мере опираться при восприятии другого человека на физические черты (внешний вид), другие – на психологические характеристики (поведение). Известны данные о влиянии профессии на особенности восприятия. Например, педагоги, воспринимая и интерпретируя другого человека, больше всего ориентируются на его речь (даже более узко — на ее грамотность), а хореографы и спортивные тренеры — на физические данные. Известно, что женщины и мужчины обращают внимание на разные особенности других людей. Мужчины обычно видят и описывают других людей в терминах способностей («он хорошо рисует»), а женщины и девушки - в терминах Я-концепции («он думает, что хорошо рисует»). Мужские описания чаще включают в себя деятельность, не связанную с общением, тогда как женщины включают в описание больше межличностных отношений.
Выявлены некоторые возрастные особенности развития социально-перцептивных процессов. Так, у детей сначала формируется способность к распознаванию экспрессии наблюдаемого лица по мимике, затем — по жестам, а умение интерпретировать чувства через особенности построения отношений формируется лишь в подростковом возрасте. Для дошкольников важную роль в процессах восприятия играет «оформление» облика. Так, любой человек в белом халате вызывает у ребенка, пережившего неприятные ощущения на приеме у врача, один и тот же тип поведения.
В каждой ситуации общения в фокусе восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе. А остальные черты и особенности этого человека, оказывающиеся не в фокусе, домысливаются и приписываются.
Приписывание связано с тем, что при первом восприятии человека у субъекта общения явно не хватает информации, которую приходится домысливать для того, чтобы составить какое-то впечатление о нем, построить прогноз относительно его поведения. Приписывание может базироваться на эффекте ореола, эффектах последовательности, эффекте проекции, а также эффекте стереотипизации.
Эффект ореола - это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени, оказывающее влияние на восприятие его поступков и личностных качеств. Он проявляется в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол) или негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол). Положительный ореол проявляется в приписывании человеку, о котором имеется благоприятное мнение, положительных оценок и тех качеств, которые в данный момент не наблюдаются. Отрицательный ореол проявляется, если общее впечатление о человеке оказалось отрицательным, то положительные его качества и поступки или не замечаются, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к его переоценке, а негативное – к недооценке.
Эффект ореола чаще всего возникает при следующих условиях:
1) когда воспринимающий судит о чертах, в которых он не разбирается;
2) когда черты связаны с нравственностью;
3) когда воспринимающий плохо знает данного человека.
Эффекты последовательности.Любую новую информацию мы воспринимаем на основе информации, которая ей предшествовала. Первая информация окрашивает последующую, укрепляет или ослабляет ее. В число эффектов последовательности входят эффект первичности, эффект новизны и эффект повторения.
Эффект первичности возникает по отношению к незнакомому человеку, когда более значимой оказывается первая информация, т.е. первое впечатление о незнакомом человеке сильнее, чем последующие, поэтому и велика роль первого впечатления. Исправление первого впечатления о человеке требует длительного его познания и совершается с трудом.
Эффект новизны возникает по отношению к знакомому человеку, когда наиболее значимой оказывается последняя, более новая информация о нем, т.е. при общении со старым знакомым больше доверяют последней информации.
Эффект повторения. Чем чаще и со всех сторон повторяется сообщение, тем в большей степени люди склонны ему верить. "Все говорят - значит, правда!". Если сообщение часто повторяется по радио и телевидению, ему верят практически все.
Эффект проекции предполагает свойство людей приписывать приятному для них собеседнику свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у них самих. Эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого авторитарного типа личности и почти не обнаруживается у представителей демократического типа.
Эффект стереотипизации состоит в том, что суждение о человеке выносится на основании своего ограниченного прошлого опыта или устоявшегося мнения других, некритически воспринятого субъектом общения. Стереотипы – это упрощенные и стандартизированные концепции характеристик или ожидаемого поведения членов определенной группы.Создание стереотипов – это простой способ, позволяющий людям поддерживать порядок в сложном социальном обществе, в котором мы взаимодействуем. Таким образом, стереотипизация – это идентификация человека как принадлежащего к определенной группе с присущими ей особенностями.
Контрольные вопросы:
1. Что такое социальная перцепция и в чем ее специфика?
2. Назовите факторы, оказывающие влияние на восприятие.
3. Отчего зависит эффективность восприятия?
4. Какие эффекты межличностного восприятия могут проявляться в процессе общения?
1.3.2 Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа
на восприятие человека.
План:
1. Психологические механизмы восприятия.
2. Влияние имиджа на восприятие человека.
1. Психологические механизмы восприятия
Выделяю ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия и оценки партнерами друг друга в процессе общения, позволяющих осуществлять переход от чисто внешней оценки к пониманию и выработке отношения.
Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека в процессе общения.
Механизмы восприятия предполагают сложную работу головного мозга по созданию целостного образа партнера по общению. В психологические механизмы восприятия входят узнавание образа, его сопоставление с памятью, осмысление и понимание. Все это берется из прошлого опыта человека.
К механизмам познания и понимания другого человекав процессе общения относятся идентификация, эмпатия и аттракция.
Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на его место и определить, как бы он действовал в подобных ситуациях, т.е. происходит уподобление себя другому человеку. Это наиболее простой способ понимания другого человека. При идентификации с другим человеком усваиваются его нормы, ценности, формы поведения, вкусы и привычки. Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.
Эмпатия– эмоциональное сопереживание другому человеку, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания его внутреннего состояния. С точки зрения психологии способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнёра по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее.
Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции с теми, что возникли в ответ на эмоции партнёра.
Выделяют следующие виды эмпатии:
· Эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.
· Когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах — сравнение, аналогия и т. п.
· Предикативная эмпатия проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие:
· Сопереживание — это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
· Сочувствие — это переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека
Аттракция – форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.
К механизмам познания себя в процессе общения относится социальная рефлексия.
Социальная рефлексия – способ самопознания, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это понимание того, насколько другой человек знает меня.
Универсальным механизмом интерпретации мотивов и причин поступков другого человека в процессе общения является каузальная атрибуция.
Каузальная атрибуция (англ. attribute - приписывать, наделять) – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения).
Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)
Различают три типа каузальной атрибуции:
· личностную – причина приписывается тому, кто совершает поступок (успех на экзамене однокурсника приписывается его умственным способностям);
· объективную – причина приписывается объекту, на который направлено действие (успех на экзамене однокурсника приписывается тому, что достался легкий билет);
· обстоятельственную – причина приписывается внешним обстоятельствам (успех на экзамене однокурсника приписывается тому, что удалось воспользоваться шпаргалкой).
2. Влияние имиджа на восприятие человека
Имидж - важнейший аспект любого общения между людьми, в том числе и делового.
Слово «имидж» происходит от английского понятия «представление», «образ».
Современное определение имиджа характеризует его как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Формирование имиджа может происходить стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов в области политической психологии, психологии рекламы, маркетинга и т. д.
Имидж во многом зависит как от личных психологических качеств человека, так и от умения соответствовать ожиданиям окружающих. В основу имиджа положена формальная система ролей, которые человек проигрывает в своей жизни. Она дополняется внутренними особенностями личности, внешними данными, одеждой, социальным фоном, на котором она выступает. Имидж должен создавать определенные ассоциации; быть рассчитанным на конкретную ау<