Тема 10. Семейные конфликты.
Тезисы лекции. Семья -древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать различные трудности, конфликты и кризисы.
В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами; родителями и детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками (дедушками) и внуками. Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Выделяют основные причины супружеских конфликтов (В. А. Сысенко, А. И. Тащева):
• психосексуальная несовместимость супругов;
• неудовлетворение потребности в значимости своего Я, неуважение чувства достоинства со стороны партнера;
• неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;
• пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т. д.);
• неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т. д.;
• различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.
К факторам, влияющим на конфликтность супружеских отношений, относят кризисные периоды в развитии семьи (С. Кратохвил). Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два становятся Мы. Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает, и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Второй кризисный период связан с появлением детей и в связи с этим новых задач, новых обязанностей, новой структуры взаимодействия и т. п. Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного повторения впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Четвертый период конфликтности отношений супругов наступает после 18—24 лет совместной жизни не как вводное слово, а в значении «по этой причине» (приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне).
Под семейными трудностями понимаются негативные, деструктивные межличностные отношения в семье, связанные с неудовлетворенностью базовых потребностей и требующие дополнительных усилий каждого члена семьи и всей семейной группы на пути достижения гармонии, зрелости и нормального функционирования и имеющие специфические показатели.
Основная типология семейных трудностей по функциональному признаку: семейные трудности в сексуально-эротической сфере, в репродуктивно-воспитательной, в материально-бытовой, в психоэмоциональной, в духовной, в культурно-досуговой сферах, в сфере здоровья. Типология по структурно-ролевому признаку: традиционно-ролевые семейные трудности и неформально-ролевые семейные трудности.
Рекомендуемая литература:[1-12, 15,16]
Тема 11. Конфликты в образовательных учреждениях
Тезисы лекции.Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.
Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе. Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т.е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности.
Особенности педагогических конфликтов:
- ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций;
- участники конфликта имеют разный социальный статус;
- разница в жизненном опыте участников порождают разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
- различное понимание событий и их причин;
- присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смвсл и для них;
- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика;
- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Основные рекомендации учителям и социальным педагогам по управлению конфликтами могут быть следующими:
· контролируя свои эмоции быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;
· не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);
· не оскорблять ученика (все последующие «компенсирующие» действия могут не исправить ситуацию);
· стараться не выгонять ученика из класса;
· по возможности не обращаться к администрации;
· не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личность, семью, давать оценку только его конкретным действиям;
· независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения (высказать сожаление по поводу конфликта);
· не бояться конфликтов с учащимся, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.
Рекомендуемая литература:[1-12, 15,16]