Во время консультации хорошего и плохого психолога-консультанта
№ п/п | Сравниваемые особенности поведения | Хороший психолог-консультант | Плохой психолог-консультант | ||
Постановка целей консультирования | Пытается помочь клиенту в достижении им самим определенных целей | Пытается навязать клиенту свои собственные цели, игнорируя желание клиента | |||
Стратегия консультирования, проявляемая в рекомендациях, предлагаемых клиенту | Предлагает клиенту разные способы поведения и, если это необходимо, называет клиенту конкретные действия, которые ему следует совершить | Предлагает клиенту только разные способы поведения, фактически отказываясь давать ему конкретные советы и рекомендации, даже если клиент об этом просит | |||
Восприятие происходящего во время консультации | Понимает и способен принять и признать как правильную любую точку зрения на проблему, практически действовать в соответствии с ней | Ограничен в своем мышлении лишь одной единственной точкой зрения, не способен понять и признать точки зрения других | |||
Теоретическая психологическая ориентация при толковании исповеди клиента | Понимает, принимает и практически работает внутри разных теорий. Хорошо видит и высоко оценивает потенциальную полезность многих альтернативных психотерапевтических подходов | Может практически работать только внутри одной-единственной теории или одного психотерапевтического подхода. Другие теории и подходы воспринимает как неверные | |||
Осознание собственных возможностей и ограничений | Осознает собственную ограниченность. Согласен работать под контролем более опытного психолога-консультанта. Делится своим опытом с другими психологами-консультантами и готов воспользоваться их опытом работы | Действует без осознания ограниченности собственных возможностей. Отказывается работать под контролем других психологов-консультантов. Не любит делиться секретами и профессиональным, опытом с другими психологами-консультантами, не использует в своей работе их опыт | |||
Осознание психологического влияния, оказываемого на клиента, и обратного влияния клиента на психолога-консультанта | Осознает, как его собственные действия влияют на клиента и как поведение клиента в свою очередь влияет на него | Не осознает своего влияния на клиента и обратного воздействия клиента на него самого | |||
Ориентация на личность клиента и на его проблему во время проведения исповеди | Следует за чувствами и мыслями клиента, не задает ему лишних вопросов во время исповеди | Уделяет большое внимание вопросам, не имеющим прямого отношения к делу клиента. В свою очередь может игнорировать вопросы, волнующие самого клиента | |||
Ответные реакции на действия клиента и на ситуацию консультирования | В состоянии достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе проведения консультирования | Есть ситуации, для которых психолог-консультант не может подобрать адекватную реакцию или же отвечает на них одной и той же однотипной, однообразной, негибкой реакцией | |||
Уважение человеческого достоинства клиента | Честно и с должным уважением относится к клиенту | Не уважает клиента, может разговаривать с ним в оскорбительном тоне | |||
Конфиденциальность консультирования | Сохраняет в тайне все, что касается клиента, его проблемы и личной жизни, и обязательно просит у клиента разрешения, если возникает необходимость сообщить о нем кому-либо какие-нибудь сведения | Без разрешения клиента обсуждает его проблему и то, что касается лично его, с посторонними людьми | |||
В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен обладать и которые он должен проявлять в общении с клиентами.
1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека — клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.
2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.
3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.
4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.
5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он i своем поведении придерживается, даже если это поведение самом} консультанту не нравится.
6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.
7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.
8. Готовность и стремление консультанта не столько избавит клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.
9. Умение держать оптимальную психологическую дистанции; между собой и клиентом.
10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.
Эмпатия — это основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точки зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.
Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений.
Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороны консультанта в основном относится к моменту исповеди клиента, оценивания его проблемы и выработки рекомендаций по поводу того, как данную проблему решить. Консультирование -это процесс, в котором обе стороны — психолог-консультант и клиент — как личности равны. Данное равенство является фактическим и распространяется на все без исключения этапы консультирования. Если психолог-консультант прав, а клиент ошибается, то консультанту следует продолжить его убеждать и прекратить это делать лишь тогда, когда клиент начнет оказывать явное, труднопреодолимое сопротивление усилиям психолога. Далее консультанту следует предоставить клиенту возможность поступить так, как он сам считает нужным.
Доверие к клиенту — это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. Доверие консультанта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно сможет решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие также означает готовность психолога-консультанта разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, клиент прав.
Особого внимания заслуживает восьмое качество, определенное Р.Меем как стремление психолога-консультанта не избавить клиента от переживаний, а направить их в конструктивное русло. Переживание — это верный признак небезразличногоотношения клиента к своей проблеме и к самому себе. Если у клиента нет правильного понимания своей проблемы или способа ее решения, то переживания могут играть деструктивную роль. Эмоциональная энергия переживаний необходима для правильного выбора и реализации решения проблемы. Следовательно, задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы сохранить, а быть может и усилить эту энергию, направив ее в правильное, конструктивное русло.
Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую дистанцию в общении с клиентом надо понимать следующим образом.
Консультант должен уметь так общаться с клиентом, чтобы сохранить доверие и открытость. Вместе с тем отношения психолога-консультанта с клиентом не должны переходить и слишком близкие, интимные. При этом у клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то приближается, то удаляется от него. Стратегия консультанта в стремлении психологически сблизиться с клиентом должна быть следующей: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться все более близким для пего человеком, однако как только психолог-консультант почувствует, что следующий шаг сближения может привести к интимности во взаимоотношениях, следует немедленно остановиться и далее держаться от клиента на той дистанции, которая к данному моменту времени образовалась.
Умение вселить в клиента уверенность и решимость справиться со своей проблемой — это особое качество, которое зависит от способности психолога-консультанта убеждать, внушать, поддерживать человека. Для этого необходимо научиться умело и разумно пользоваться соответствующими вербальными и невербальными средствами воздействия на клиента.
Все сказанное выше касается внутренней позиции, отношения и внешнего поведения психолога-консультанта по отношению к клиенту. Есть, однако, и ряд специальных требований, предъявляемых к ситуации, к обстановке, в которой проводится психологическое консультирование. Оптимальными, касающимися обстановки, условиями проведения психологического консультирования являются следующие:
1. Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения, куда не доносятся посторонние, отвлекающие внимание консультанта и клиента звуки, — такого, куда нет доступа посторонним лицам но время проведения консультации.
2. Удобное размещение в этом помещении консультанта и клиента — лучше всего рядом друг с другом или напротив друг друга под небольшим углом, на расстоянии от 60—70 см до 100—110 см. При этом ничего, кроме небольшого письменного столика, не должно находится между консультантом и клиентом.
3. Организация и проведение консультации в такое время, когда клиент никуда не спешит и не находится в плохом физическом состоянии или настроении.
4. Клиент во время беседы с психологом-консультантом должен иметь возможность отвести взор, повернуться вполоборота или боком по отношению к психологу-консультанту.
5. Желательно, чтобы время начала и окончания консультации заранее было четко обозначено.
6. В помещении, где проводится консультация, могут находиться часы, но они не должны располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него и психолога-консультанта, не попадая на глаза клиенту во время консультации.
7. В помещении, где проводится консультация, не должно быть никаких посторонних предметов, которые отвлекали бы внимание клиента, настораживали его или настраивали отрицательно. В равной мере это касается всего того, что может происходить в помещении во время проведения консультации.
8. Рекомендуется, напротив, чтобы то, что находится в помещении или происходит в нем, успокаивало клиента, создавало у него хорошее, комфортное настроение.
9. На определенных этапах психологического консультирования допускается звучание в помещении негромкой, приятной музыки.
Специальные требования,