Тема 4. Психолого-педагогические основы управления общением детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками
Основные вопросы для изучения
1. Виды трудностей в общении дошкольников и их причины
2. Методики выявления трудностей в общении дошкольников
3. Методы выявления популярных и непопулярных детей
4.1. Охарактеризуйте детей, имеющих трудности в общении со сверстниками, и возможные причины этих трудностей.
Виды трудностей в общении | Характерные особенности детей | Возможные причины трудностей |
Импульсивность (гиперактивность) | ||
Заторможенность (пассивность) |
4.2. А) Дайте оценку трудностей дошкольника в общении со сверстниками при показателях, указанных в таблице:
Методики | Показатели | |||||
произвольности (время ожидания) | осознанности | творческой самостоятельности | ||||
Максим. | Факт. | Максим. | Факт. | Максим. | Факт. | |
Ситуация 1. Сон» | 15мин | 3 мин | 3, 3, 3 балла | 3,2,2 балла | 4 балла | 1 балл |
Ситуация 2. «Конструктор» | 5 мин | 1 мин | 5,3,3 балла | 1,2,3 балла | 4 балла | 2 балла |
Ситуация 3. «Рисунок» | 5мин | 2 мин | 5,3,3 балла | 2,2,1 балла | 4 балла | 2 балла |
Ситуация 4. «Игрушка» | 5 мин | 1 мин. | 5,3,3 балла | 1,2,1 балла | 4 балла | 2 балла |
Всего | 30 мин | 7мин | 42 балла | 22 балла | 16 баллов | 7 баллов |
Интерпретация.
Высокий показатель произвольности у детей, у которых суммарный показатель произвольности окажется не менее 15 баллов (т.е. 50% от максимума). Если соответствующий показатель оказался менее 8 баллов, то ребенок попадает в группу с низкой произвольностью. Группу со средним уровнем развития произвольности составят дети, у которых показатель колеблется от 8 до 15 баллов.
Количественный показатель осознанности подсчитывается путем начисления условных баллов за каждый ответ ребенка в беседе. Он включает три составляющие: осознанность способа действия, осознанность действий партнера и осознанность своих собственных действий. Дети с показателем более 23 баллов составляют группу с высокой осознанностью, а с показателем менее 12 баллов - с низкой.
Уровень творческой активности и самостоятельности ребенка выявляется через выполнение творческой, ненормированной части заданий. Это сочинение сказки или рассказ о себе (методика «Сон»), характер постройки (методика «Конструктор»), оригинальность рисунка (методика «Рисунок»), изобретательность показанных действий с игрушкой (методика «Игрушка»). Степень творческой самостоятельности ребенка можно оценить количественно с помощью следующей условной шкалы:
0 баллов - полное отсутствие самостоятельных творческих проявлений: ребенок не знает, что рассказывать, строить или рисовать, смотрит на взрослого, ждет его указаний;
1 балл - воспроизведение действий сверстников: ребенок подражает другим детям, заимствует сюжеты и характер их рассказов, рисунков, построек и действий с куклами;
2 балла - низкий уровень творческой самостоятельности: ребенок сочиняет примитивный рассказ (из одного предложения), строит шаблонную постройку, рисует стандартный рисунок (домик или цветочек), показывает свое, но примитивное действие с куклой;
3балла - средний уровень: ребенок составляет рассказ о себе или сочиняет свою сказку (из 2-3 предложений) строит свою более или менее оригинальную постройку и может ее назвать, придумывает свой сюжет рисунка (из 2-3 деталей) и может рассказать, что нарисовал, показывает простое, но оригинальное действие с куклой;
4 балла - высокий уровень: ребенок составляет свой развернутый рассказ или сказку, которые содержат более трех предложений, строит оригинальную постройку из конструктора, комментируя свои действия, создает оригинальный сюжетный рисунок или придумывает достаточно сложное действие с игрушкой.
Высокую творческую активность можно констатировать в тех случаях, когда соответствующий суммарный показатель превышает 8 баллов, а низкую - если он меньше 4. Детей с суммарным показателем творческой самостоятельности от 4 до 8 баллов можно отнести к группе со средним уровнем творческого развития. ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Б) Спланируйте личностно-ориентированную модель общения на занятиях с ребенком, учитывая данную характеристику. ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ .
4.3. Охарактеризуйте особенности детей, имеющих определенное положение среди сверстников.
Статус детей среди сверстников | Характерные особенности детей | Причины, определяющие положение ребенка среди сверстников |
Популярные | ||
Непопулярные |
4.4. А) Опишите кратко конкретные ситуации, свидетельствующие о популярности или непопулярности ребенка среди сверстников и их причины. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ .
Б) Спланируйте групповую или индивидуальную работу с ребенком по развитию общения со сверстниками. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____ ________________________________________________________________________.
4.5. Решите педагогическую задачу. Часто отмечается, что ребенок в группе имеет очень низкий статус. И если ему предложить участвовать в какой-либо инсценировке, то он часто ссорится с другими, обижается, плачет. Можно ли такому ребенку в подобной ситуации помочь средствами игры? Каковы при этом действия взрослого? От чего зависит популярность и непопулярность дошкольников среди сверстников? ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ .