Представление, воображение: определение, виды. Развитие воображения.
Представления -это когнитивный процесс отражения объектов, которые в данный момент времени не воспринимаются органами чувств, основанный на предыдущем опыте; это чувственный образ объекта, полученный в данном процессе.
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ВОСПРИЯТИЕМ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ:
• Представления являются образами предметов и явлений, сохранившимися в памяти человека в их отсутствии, т. е. когда эти предметы и явления не воздействуют непосредственно на органы чувств.
• Представления менее ярки и отчетливы, чем восприятия. Например, представление виденного когда-то дерева более бледно, чем его восприятие; оно не так отчетливо в своих формах, красках, размерах, деталях и т. д.
• Представления отличаются изменчивостью: в них легко изменяются цвет, форма, размеры представляемого предмета. Например, только что виденный красный шестигранный карандаш мы можем представить синим и с круглым черенком.
• Представления - более обобщенные образы предметов, чем восприятия: в них на первый план выступают сходные особенности предметов данного класса. Например, когда мне необходимо представить березу, а не сосну, я в своем представлении отображаю характерные для всех берез особенности ствола, коры, формы листьев и т. д. Это будет наглядный и в то же время обобщенный образ березы, образ не какого-либо определенного дерева, а березы вообще. В отдельных случаях, когда это необходимо, в представлении может быть отображен и какой-либо единичный предмет (я могу представить виденный мною памятник А. С. Пушкина, стадион в Лужниках и т. п.), но огромное большинство представлений, которыми мы оперируем в своем сознании, являются, как правило, обобщенными наглядными образами действительности.
• Физиологической основой представлений служат процессы, происходящие только в корковых частях анализаторов; рецепторы при представлениях не функционируют.
• По сравнению с образами восприятия, представления воссоздают объект с меньшей точностью, могут содержать искажения.
Представления являются одной из важных форм субъективного отражения объективного мира. Они имеют очень большое значение для жизни и деятельности человека. Если бы человек не имел представлений, содержание его сознания было бы ограничено только наличными восприятиями, в нем отражались бы образы только тех предметов, которые непосредственно действовали бы на него в каждый данный момент.
Благодаря содержащимся в них элементам обобщения представления являются переходной ступенью от конкретных образов к абстрактным понятиям, от ощущений к мышлению.
Благодаря характерной для них широкой изменчивости, допускающей построение новых образов, представления играют существенную и необходимую роль в творческой деятельности человека.
ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
По ведущим анализаторы (по модальностям), (по видам ощущений и восприятия, составляющего перцептивный опыт человека, который является основой представлений):
• зрительные (образ человека, места, пейзажа);
• слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
• обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);
• вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)
• тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
• температурные (представление о холоде и тепле);
Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет, и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.
По степени обобщенности
Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).
Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями, являются основой узнавания.
Общие представления — обобщенно отражают группу сходных объектов, формируются при участии речи.
Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
По происхождению
В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения.
Большая часть представлений человека – это образы, возникающие на основе восприятия – то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.
Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества – как художественного, так и научного.
По степени волевых усилий
Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грезы.
Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
По содержанию
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
• наглядность – представления являются чувственно-наглядными образами действительности (представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, они бледнее);
• фрагментарность – представления не полностью отражают признаки и характеристики реальных образов (представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — смутно, третьи – отсутствуют);
• неустойчивость,непостоянство – фокусируясь на различных деталях воспроизводимого образа, представления изменяются (любой вызванный образ легко исчезает из сознания; при каждом своём проявлении представления появляются по-новому: на передний план выступают то одни, то другие детали образа)
• обобщенность – возникший в сознании образ объекта носит обобщенный характер.
ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ:
· сигнальная – представление содержит информацию об объекте, ранее воздействовавшем на органы чувств, которая преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением;
· регулирующая – представление об объекте, ранее воздействовавшем на органы чувств, позволяет отобрать нужную информацию для решения поставленной задачи оптимальным образом с учетом реальных условий предстоящей деятельности;
· настроечная – представления осуществляют ориентацию деятельности в зависимости от характера воздействий окружающей среды.
ВООБРАЖЕНИЕ
Это познавательный процесс удерживания в сознании и мысленного манипулирования представлениями, отражающими реальную действительность, и построения на этой основе новых представлений объектов, которые отсутствуют в данный момент времени или реально не существуют;
ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ
· образное представление действительности – воображение ориентирует человека в процессе деятельности, позволяя оперировать с образами воображаемых объектов;
· формирование внутреннего плана действий – воображение позволяет конструировать образ цели, находить способы ее достижения в условиях неопределенности и предвосхищать ожидаемые результаты;
· участие в произвольной регуляции познавательных процессов – концентрация внимания, памяти, мышления и более глубокое познание окружающего мира;
· регулирование эмоциональных состояний и управление психофизиологическим состоянием организма (изменение при помощи воображения ритмики дыхания, частоты пульса, кровяного давления, температуры тела);
· актуализация креативных способностей к художественному и научному творчеству;
· продуцирование образов, соответствующих описанию объекта.
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ:
По форме проявления различают виды воображения:
• реалистическое – воображение, наиболее полно и глубоко отражающее действительность;
• фантазия – воображение, далекое от действительности, создающее неправдоподобные образы, элементы которых нереальны;
• мечта – воображение, направленное на желаемое будущее;
• грезы – воображение, рисующее приятные, желаемые картины будущей жизни.
По способам активности выделяют следующие виды воображения:
• активное, преднамеренное (произвольное – образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с поставленными целями; при этом сам процесс воображения контролируется;
• пассивное, непреднамеренное (непроизвольное) – образы спонтанно продуцируются, неожиданно изменяются и исчезают; волевой контроль над процессом отсутствует;
По результатам выделяют следующие виды воображения:
• продуктивное (творческое) – создание новых оригинальных образов, для которых отсутствуют аналоги;
• репродуктивное (воссоздающее) – воссоздание образов реальных объектов по имеющейся о них информации;
По характеру образа различают виды воображения:
• конкретное – создание образов объективно существующих предметов, явлений;
• абстрактное – создание обобщенных, отвлеченных, условных образов.
По типу преобладающих в воображении образов можно выделить
• зрительные,
• тактильные,
• двигательные и др.
По предмету, материалу деятельности:
• эмоциональное,
• образное,
• словесно-логическое (концептуальное).
По ведущему виду деятельности выделяют
• художественное,
• техническое,
• музыкальное и другие виды воображения.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВООБРАЖЕНИЯ:
• комбинирование – результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой составляются и преобразуются различные элементы, из которых строится новый образ;
• агглютинация (от лат. agglutinare – соединять) – создание нового образа воображения посредством слияния, объединения, синтеза нескольких образов в единое целое;
• акцентирование – выделение, подчеркивание отдельных признаков образа;
• гиперболизация – преувеличение всех особенностей образа предмета;
• литота – приуменьшение всех особенностей образа предмета;
• схематизация – обобщение существенных признаков, слияние сходных черт, и сглаживание различий;
• типизация – синтез отдельных представлений путем выделения существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощения их в конкретном образе.
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
• всемерное увеличение запаса представлений, так как деятельность воображения может успешно протекать только на основе многочисленных и разнообразных представлений. В любой области практической деятельности малый запас представлений приводит к бедности воображения. Наоборот, богатство представлений открывает широкие возможности для плодотворной деятельности воображения;
• развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, представлять его себе не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, которые его характеризуют: «воображаемые объекты и образы рисуются нам хотя и вне нас, но все же они предварительно возникают внутри нас, в нашем воображении и памяти», — говорит Станиславский;
• развитие способности инициативного воображения. Необходимо руководить развитием воображения так, чтобы в процессе воображения всегда стояла определенная и ясная цель, чтобы результаты процесса воображения всегда проверялись практикой и контролировались постановкой вопросов — где, как, когда, почему, для чего и т. д.;
• активная помощь со стороны, когда воображение иссякает и больше не дает результатов.
• систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой работы. Не следует упускать ни одного случая, в котором могли бы с пользой применить свое творческое воображение. В результате такой активной работы воображение будет все более и более совершенствоваться. Пример людей, занятых творческими профессиями (художники, писатели, конструкторы и др.), показывает, как крепнет и развивается способность воображения в процессе активного его применения в той или другой практической деятельности.