Предмет, задачи и особенности психологии как науки.
Предмет, задачи и особенности психологии как науки.
Объектом психологии являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует. Предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов.
ЗАДАЧИ
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей
формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей.
При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:
1. Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов
2. Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов
3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений
ОСОБЕННОСТИ
1. В психологии объект и субъект познания совпадают, т.е. исследователь (человек) изучает самого себя.
2. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях, поскольку это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая самого человека. Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять, познать себя и научиться управлять собой, своими психическими процессами, функциями, способностями
3. Психология занимает особое место в системе наук: отделившись от философского знания, в русле которого она развивалась вплоть до 1879 г., пока не приобрела статус самостоятельной науки, психология одновременно считается и естественной, и гуманитарной наукой
Понятие психики. Структура психики: психические процессы, состояния и свойства.
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъекта объективного мира, построение картины мира и саморегуляция поведения на этой основе.
Психика
Процессы Свойства Состояния
- Познавательные | - Темперамент | |
- Эмоционально-волевые | - Способности | |
- Характер | ||
- Направленность | ||
Функции речи и языка
Коммуникативная функция заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо. Эта функция находит широкое применение в повседневной жизни каждого человека. Если человека полностью и на продолжительное время исключить из коммуникативного процесса, то у него могут развиваться психические расстройства.
В рамках коммуникативной функции можно выделить информационный, организационный, побудительный и маркировочный аспекты речи.
Познавательная функция обеспечивает накопление человеком опыта, знаний, способствует привитию навыков и умений. В этом контексте речь можно рассматривать и как форму познания,- и как средство развития познавательных процессов. В этом качестве речь ускоряет процесс накопления опыта.
Психодиагностическая функция речи (психотерапевтический дискурс) состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.
Психотерапевтическая функция речи выражается в речевой поддержке индивида, нуждающегося в психологической помощи.
Виды речи
По характеру речевого общения речевая деятельность подразделяется на виды, реализующие устное общение (говорение и слушание), и виды, реализующие письменное общение. Именно эти виды речевой деятельности первыми формируются в онтогенезе как способы реализации общения человека с другими людьми. К этим видам речевой деятельности у человека имеется наследственная предрасположенность, основу которой составляют:
Наличие у человека специфического уникального аппарата для осуществления психической интеллектуальной деятельности (продуктом которой и является речевая деятельности), а именно – больших полушарий коры головного мозга.
По определению И.А. Зимней, есть три вида речи:
1. внешняя устная речь,
— экспрессивная (разговорная) речь
— импрессивная речь (восприятие и понимание речи)
2. внешняя письменная речь (письмо и чтение),
3. внутренняя речь (связана с мышлением).
Основными формами устной экспрессивной речи являются:
— монологическая,
— диалогическая,
— групповая речь (полилог).
Эти виды речи можно определить общим понятием как «спонтанная речь». Они образуют живую разговорную речь.
Монологическая речь (монолог) в психологии речи определяется как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких- либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог как наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Основные свойства монологической речи — односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения сообщения.
Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора двух или более участников речевого общения, или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов.
В диалоге, наряду с языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты — жест, мимика, средства интонационной выразительности.
Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания.
Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение. Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью.
Основные свойства речи:
1. Содержательность;
2. Понятность;
3. Выразительность;
4. Воздейственная сторона.
Эргичность
Выносливость
Пластичность
Легкость переключения с одной программы поведения на другую. Одни люди легче переключаются с одного вида деятельности на другой, другим требуется значительное время и усилия на врабатывание
Скорость
Скорость исполнения текущей программы поведения, индивидуальная производительность
Сила нервной системы
Функциональная выносливость. Насколько долго человек (или - например - подопытная собака) может совершать ту или иную психическую операцию (считать в уме, следить за дорожной ситуацией и т.п.) (Павлов).
Психология малой группы.
Малая группа — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.
Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.
Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д.
Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными.
Естественные — это группы, реально существующие в обществе.
Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.
Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.
Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.
Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
Структуру группы образуют многообразие связей и отношений, существующих между участниками группы.
Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.
групповая динамика - это совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е. ее развитие.
Групповая динамика включает следующие процессы:
1) сплочение или разобщение групп;
2) процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
3) становление групповых норм (это важнейший процесс), спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида.
Существенной характеристикой жизни малой группы является функционирование в ней процессов нормативного поведения, т.е. поведения, связанного с реализацией групповых норм.
Общая характеристика функционирования норм в малой группе.
1. Нормы – есть продукты социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы или вводимые в нее более крупной социальной общностью.
2. Группа не устанавливает нормы для каждой отдельной ситуации; нормы формируются лишь для действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы.
3. Нормы не могут прилагаться к ситуациям в целом, а могут регламентировать реализацию какой-либо роли в разных ситуациях, т.е. выступать как ролевые стандарты поведения.
4. Нормы различаются по степени принятия их группой (одобряются ли они всеми или незначительным минимумом членов группы).
5. Нормы различаются по степени и широте допускаемой ими девиантности (отклонений) и соответствующему ей диапазону применяемых санкций.
Власть легче удержать, если группа оказывает на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали с ценностями других (т.е. соответствовали групповым нормам). В тех, кто отклоняется от норм, начинают видеть источник социальной угрозы, а, следовательно, большинство группы будет оказывать на него давление, чтобы он стал как все.
В своем развитии группа проходит следующие четыре стадии:
1) стадию проверки и зависимости. Для вновь образованных групп на данной стадии характерно формирование чувства принадлежности к группе, возникновение желания устанавливать отношения с другими участниками.
2) стадию внутреннего конфликта. Характеризуется тем, что в группе падает сплоченность, возрастает напряжение и недовольство, начинается процесс распределения ролей. Однако процессы, проходящие с группой в этот период, необходимо отличать от процессов, происходящих в межличностном конфликте.
3) стадию продуктивности. На этой стадии развивается групповая сплоченность, участники группы начинают эффективно взаимодействовать друг с другом, решая поставленные цели;
4) стадию сплоченности и привязанности. Участники группы устанавливают более тесную эмоциональную связь, они собираются вместе только для того, чтобы пообщаться друг с другом, при этом (если это, например, производственный коллектив) ее непосредственные цели и задачи отступают на второй план.
Групповая сплоченность – один из основных параметров развития малой группы. Понимается как уровень психологической общности. Под сплоченностью группы мы понимаем то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе.
- сходство главных ценностных ориентаций членов группы;
- ясность и определенность групповых целей;
- демократический стиль лидерства (руководства);
- кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
- относительно небольшой объём группы;
- отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;
- престиж и традиции группы.
Феномен группового давления в социальной психологии получил название феномена конформизма: Внешняяконформность – подчинение индивида нормам группы под влиянием желания остаться ее членом. Угроза наказания вызывает лишь внешнее согласие с группой, реальная позиция остается неизменной.
Внутренняя конформность проявляется:
1) бездумное принятие мнения группы (отличного от позиции индивида) на том основании, что «большинство всегда право»;
2) принятие мнения группы путем осознания правильности данной позиции.
Причины конформизма:
- необходимость в одобрении и поддержке;
- тревога;
- неуверенность в себе.
В зависимости от реакции на групповое давление люди делятся на:
- конформистов;
- нонконформистов (сопротивляются давлению, действуют по-своему.Типичными чертами таких людей являются интеллигентность, творческие способности, терпимость, чувство долга, вера в себя, устойчивость к стрессам);
- коллективистов (избирательно реагируют на воздействие группы, в зависимости от степени эффективности для функционирования группы вносимых предложений).
Психология конфликта.
Конфликт -острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.
Психологические компоненты конфликта: 1) мотивы, цели, потребности, которые движут участником конфликта; 2) и тактика поведения участника при конфликтном взаимодействии; 3) информационная составляющая моделей поведения участников.
Структура конфликта : 1) объект конфликта - ценность . Выделяют социальные, материальные, духовные, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны; 2)предмет конфликта- противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. 3)участники конфликта- люди, вовлеченные в ситуацию. Виды участников по форме: отдельная личность, социальная группа; организация; государство. 4) социально-психологические условия и социальная среда.
Виды позиций участников: 1) основные участники (инициатор/зачинщик и оппонент); 2) поддерживающие основных участников; 3) подстрекатели; 4) организаторы ; 5) медиаторы (посредники, судьи, эксперты).
Стадии конфликта: 1) предконфликтная стадия (латентный этап); 2) стадия открытого конфликта;3) стадия завершения конфликта;4) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений)
Эскалация (от лат. scala – лестница) – это самый интенсивный по эмоциональному фону и быстро развивающийся этап конфликтного взаимодействия. При ней в поведении участников уменьшается рациональная составляющая, увеличивается напряжение и начинается критика личных черт оппонента.
Завершение конфликта – это деятельность субъектов конфликта, основанная на стремлении разрешить конфликт и проблему, приведшую к нему. Базовые формы завершения конфликта: разрешение,затухание,урегулирование,устранение.
Функции конфликта: 1) позитивные (явление, когда обе стороны приобретают положительный опыт); 2) негативные (явление, когда конфликт разрушает отношения).
Конфликтное поведение обусловлено: 1)некомпетентностью индивида; 2) отсутствием практики и опыта конструктивного и бесконфликтного общения; 3) индивидуальными особенностями человека; 4)неразвитыми социальными и морально нравственными установками субъекта межличностных отношений; 5) неорганизованной или слабо организованной системой норм, правил, регулирующих поведение и определяющих допустимые формы ; 6) низкой культурой общения в социальной общности и ее представителя в частности; 7) нарушением баланса ролевых отношений: несоответствие занимаемой роли и роли, которую ожидают окружающие;8) неуправляемостью с предъявляемыми требованиями; 9)реакцией индивида на фрустрацию, физическое состояние, депрессию ; 10) проблемы в личностно значимой сфере могут привести к агрессии и конфликтному поведению в другой сфере.
Стили поведения участников межличностного конфликта: 1)Уклонение — нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации. 2)Приспособление — попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника. Приспособление применимо к конфликтным ситуациям в отношениях между начальником и подчинённым. 3)Принуждение — это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения. 4)Конфронтация ориентирована на достижение своих целей без учета интересов другой стороны. При этом нет возможностей для принуждения. Этот способ разрешения конфликта, ничего не разрешает.5)Компромисс — это урегулирование конфликта путём взаимных уступок. 6)Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.
Предмет, задачи и особенности психологии как науки.
Объектом психологии являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует. Предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов.
ЗАДАЧИ
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей
формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей.
При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:
1. Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов
2. Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов
3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений
ОСОБЕННОСТИ
1. В психологии объект и субъект познания совпадают, т.е. исследователь (человек) изучает самого себя.
2. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях, поскольку это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая самого человека. Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять, познать себя и научиться управлять собой, своими психическими процессами, функциями, способностями
3. Психология занимает особое место в системе наук: отделившись от философского знания, в русле которого она развивалась вплоть до 1879 г., пока не приобрела статус самостоятельной науки, психология одновременно считается и естественной, и гуманитарной наукой