Проявление познавательной сферы в учебно-профессиональной деятельности.

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей.

Задатки представляют собой предпосылки способностей – индивидуально- психологических особенностей, позволяющих успешно выполнять ту или иную деятельность. Для развития способностей важно включиться в ту деятельность, которая позволит раскрыть заданные природой особенности. В этом случае результаты более чем успешны.

Знания – отражение человеком объективной действительности в виде фактов, представлений, понятий и законов науки

Навык – компоненты практической деятельности, проявляющейся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем неоднократного повторения.

Умения – Готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Память – это психический познавательный процесс запечатления, сохранения и воспроизведения полученной ранее информации.

Для запечатления информации необходимо сосредоточение сознания на каком-либо предмете или явлении. Под такой сосредоточенностью понимается внимание.Воспроизведение информации осуществляет, среди прочего, человеческая речь – форма общения, опосредованная языком, тесно связанная с мышлением. Речь холерика громкая, резкая, бывает грубой. Он быстро запоминает и быстро забывает информацию. Развито переключение внимания, быстро сосредотачивается. У сангвиника речь живая, эмоциональная. Хорошая память, все «схватывает на лету». Развиты переключение, распределение (т.е. способность выполнять несколько дел одновременно) внимания, быстро сосредотачивается. Флегматика отличает спокойная, размеренная речь, с паузами. Запоминает медленно, но помнит долго. Развита устойчивость внимания, т.е способность длительное время оставаться сосредоточенным. Тихая речь меланхолика может снижаться до шепота. Запоминает быстро за счет высокой способности к анализу.

Личностные качества как психические ресурсы.

Наши собственные личностные качества включаются в процесс создания впечатления за счет механизма проекции, избирательности восприятия, обусловленной направленностью личности.

В структуре психической деятельности человека различают три основные групп в компонентов:психические процессы , свойства и состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности . Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта .

Психические свойства (качества личности) . Свойства личности - это ее существенные особенности (направленность , характер, темперамент ) . Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные , волевые , моральные и трудовые . Сами свойства устойчивые и постоянные.

Психолого-педагогические подходы к самоорганизации: личностный, деятельностный, интегральный, технический.

➢ Личностный подход – личность как самоорганизующаяся систему

➢ Деятельный подход – деятельность как образование, организации и самоорганизации. Процесс сознательного и целенаправленного конструирования своей личности, исходя из имеющихся эталонным представлений и результатов самооценки

➢ Интегральный подход - при самоорганизации деятельности учитываются личностные качества

➢ Технический подход – изучаются и разрабатываются приемы и техники, повышающие эффективность организации человеком собственной деятельности

Личностная самоорганизация

Общий уровень психического развития – интеллектуальное развитие, эмоциональное развитие, волевое развитие, нравственное развитие.

Комплекс личностных свойств = организованность

Процесс состоящий из определенных этапов – операции, функции, умения, навыки.

Например: методы научной организации умственного труда – самоменеджмент, тайм-менеджмент

Содержание понятий мотивов и мотивации. Виды мотивов.

Мотивы (мотив от лат. movere - приводить в движение, толкать) - побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности; в современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта.

Наряду с понятием мотива в психологии используется понятие мотивации. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному.

В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа, 1992),

в другом случае - как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986),

в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).

Мотивы можно разделить на три группы:

1. мотивы эгоистические - связанные с личным благополучием, успехом, престижем, удовольствиями, властью;

2. мотивы общественные - альтруистические, коллективистские, гуманистические, связанные с заботой о других людях, с любовью к ним;

3. мотивы, идущие непосредственно от интереса к действительности, миропонимание, творчество, деятельность, труд, мотивированные самой потребностью в познании, деятельности, творчестве, а не другими какими - либо потребностями.

В зависимости от того, какие мотивы доминируют, можно разделить направленность на три вида:

1) общественная направленность - проявляется как доминирующее стремление действовать в интересах других людей, сочувствовать их нуждам и переживаниям (действовать в интересах своего коллектива);

2) личная направленность проявляется в доминировании мотивов из группы эгоистических (доминирование мотива личного самоутверждения, первенства);

3) деловая направленность - проявляется как доминирующее стремление к бескорыстной деятельности, к бескорыстному овладению новыми умениями и знаниями.

Наши рекомендации