Понятие личности и психологии.
Понятие личности и психологии.
Определяя термин «личность», отечественные психологи предлагают следующие варианты:
По Алексею Николаевичу Леонтьеву, личность это совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях.
Сергей Леонидович Рубинштейн определяет личность как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Игорь Семѐнович Кон утверждает, что понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.
У Бориса Герасимовича Ананьева личность выступает как субъект общественного поведения и коммуникации.
Артур Владимирович Петровский под личностью понимал человека как общественного индивидуума, субъекта познания и объективного преобразования мира, как разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
Константин Константинович Платонов пришел к выводу, что личность - это человек как носитель сознания.
Если выделить основное смысловое ядро различных подходов, определяющих личность, получится, что личность рассматривается как особое качество человека, приобретенное им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. То есть данное понятие, прежде всего, характеризует человека как социальное существо.
Структура личности по Платонову.
Константин Константинович Платонов пришел к выводу, что личность это человек как носитель сознания.
С этой точки зрения наиболее полной представляется концепция динамической структуры личности Константина Константиновича Платонова. Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
2. Личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек);
3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память);
4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
1 и 2 – социально обусловлены, 3 и 4 – генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами. При этом врожденной основой, природной базой становления личности являются биологически обусловленные особенности.
Личностные качества как психические ресурсы.
Наши собственные личностные качества включаются в процесс создания впечатления за счет механизма проекции, избирательности восприятия, обусловленной направленностью личности.
В структуре психической деятельности человека различают три основные групп в компонентов:психические процессы , свойства и состояния.
Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности . Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта .
Психические свойства (качества личности) . Свойства личности - это ее существенные особенности (направленность , характер, темперамент ) . Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные , волевые , моральные и трудовые . Сами свойства устойчивые и постоянные.
Содержание понятий мотивов и мотивации. Виды мотивов.
Мотивы (мотив от лат. movere - приводить в движение, толкать) - побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности; в современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта.
Наряду с понятием мотива в психологии используется понятие мотивации. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному.
В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа, 1992),
в другом случае - как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986),
в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.
Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).
Мотивы можно разделить на три группы:
1. мотивы эгоистические - связанные с личным благополучием, успехом, престижем, удовольствиями, властью;
2. мотивы общественные - альтруистические, коллективистские, гуманистические, связанные с заботой о других людях, с любовью к ним;
3. мотивы, идущие непосредственно от интереса к действительности, миропонимание, творчество, деятельность, труд, мотивированные самой потребностью в познании, деятельности, творчестве, а не другими какими - либо потребностями.
В зависимости от того, какие мотивы доминируют, можно разделить направленность на три вида:
1) общественная направленность - проявляется как доминирующее стремление действовать в интересах других людей, сочувствовать их нуждам и переживаниям (действовать в интересах своего коллектива);
2) личная направленность проявляется в доминировании мотивов из группы эгоистических (доминирование мотива личного самоутверждения, первенства);
3) деловая направленность - проявляется как доминирующее стремление к бескорыстной деятельности, к бескорыстному овладению новыми умениями и знаниями.
Эффект ореола
Первого впечатления
Манипуляции
Манипуляции -это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений.
Понятие малой группы
Малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что служит основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Психология исследует в основном малые социальные группы, в то время как большие социальные группы находятся в ведении социологии. Минимальной малой группой является диада (пара). Верхний предел: 7+2 человека. Этой формулой описывается объѐм оперативной памяти, т.е. именно столько человек может удерживать индивид в поле своих контактов. В практике численность малой группы может составлять 10, 15, 20 человек и более. Малая группа характеризуется следующими признаками: - общей совместной деятельностью ее членов (профессиональной учебной, досуговой и пр.),
- наличием непосредственных контактов каждого члена группы с каждым;
- чувством принадлежности к данной группе;
- наличием образа группы, т.е. осознанием членами группы себя как «мы», других – как «они»;
- наличием общих групповых норм и ценностей, разделяемых членами группы.
28. Социально-психологические характеристики различных профессиональных групп:
Коллектив– это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества. Идея коллективизма была разработана в отечественной науке А. С. Макаренко.
Группу можно считать коллективом, если мы наблюдаем в ней добровольное объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели, распределение функций между членами, прозрачную структуру руководства и управления, такую форму взаимопонимания между людьми, которая обеспечивает развитие личности только в соответствии с идеей коллектива, благодаря взаимной требовательности и ответственности. Коллектив предполагает приоритет общественного над индивидуальным.
Максимального расцвета коллективы получили в России в советский период, поскольку в максимальной степени соответствовали задачам существовавшей в то время идеологии.
Итак, коллектив – это высший уровень развития группы, подчиненный жесткой идеологии. Если эта идеология имеет религиозный контекст, то такие группы чаще всего называют сектами.
Команда– это группа людей с определенными функциональными ролями, объединенная общей целью, этикой и атрибутикой, то есть имеющая особенные черты, отличающие ее от других.
Сегодня многие современные организации отдают предпочтение именно командному стилю управления, считая его новым методом работы с подчиненными. Но идеи этого метода появились довольно давно, в середине прошлого века.
Еще до начала Второй мировой войны профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо в ходе научных экспериментов установил, что почти все наемные сотрудники считают: «Главное в коллективе – это чувство команды, ощущение локтя». В результате в науке о менеджменте появился новый термин – «чувство команды».
Команда – это группа людей с определенными функциональными ролями, объединенная общей целью, этикой и атрибутикой, то есть имеющая особенные черты, отличающие ее от других.
Помимо указанных в определении, признаками команды являются взаимодополняющие навыки, высокий уровень взаимозависимости и разделение ответственности всеми членами команды за достижение конечных результатов.
Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп является наличие синергетического эффекта. О наличии синергетического эффекта идет речь, когда комбинация общих усилий дает больший эффект, чем сумма индивидуальных действий.
В организационной практике существуют два основных типа команд:
➢ Кросс-функциональная, формируемая на определенное время из представителей разных подразделений для решения общей задачи;
➢ Интактная, создаваемая из представителей одного подразделения и существующая постоянно (например, рабочая бригада).
Понятие личности и психологии.
Определяя термин «личность», отечественные психологи предлагают следующие варианты:
По Алексею Николаевичу Леонтьеву, личность это совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях.
Сергей Леонидович Рубинштейн определяет личность как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Игорь Семѐнович Кон утверждает, что понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.
У Бориса Герасимовича Ананьева личность выступает как субъект общественного поведения и коммуникации.
Артур Владимирович Петровский под личностью понимал человека как общественного индивидуума, субъекта познания и объективного преобразования мира, как разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
Константин Константинович Платонов пришел к выводу, что личность - это человек как носитель сознания.
Если выделить основное смысловое ядро различных подходов, определяющих личность, получится, что личность рассматривается как особое качество человека, приобретенное им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. То есть данное понятие, прежде всего, характеризует человека как социальное существо.