Жизненный цикл семьи. Основные стадии жизненного цикла.

Жизненный цикл семьи - это история жизни семьи, её протяженность во времени, собственная динамика семейной жизни
Семья – такая же живая система, как организм или личность. Она рождается, развивается и умирает. Иногда ей требуется помощь, если семья не знает или не понимает, как действовать на основных этапах развития. Жизненный цикл семьи (ЖЦС) – динамика её развития.
1) стадия предродительства - от заключения брака до рождения первенца;
2) стадия репродуктивного родительства - период между рождением первого и последнего ребенка (он может пересекаться, а в случае рождения одного ребенка совпадать со следующим);
3) стадия социализированного родительства (стадия воспитания) - период от рождения первого до выделения из семьи последнего ребенка;
4) стадия прародительства - период от рождения первого внука и до смерти одного из прародителей (прародители становятся бабушкой и дедушкой).
Критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии в психологической литературе являются: изменения отдельных функций семьи; изменения структуры семьи; изменения способов внутрисемейной коммуникации .
Исходя из этого, выделяют следующие стадии жизненного цикла и задачи развития семьи на каждой стадии:
1. Период добрачного ухаживания.
2. Молодая брачная пара без детей.
3. Молодая семья с маленькими детьми.
4. Семья с детьми школьниками и подростками (зрелая семья).
5. Семья со взрослыми детьми. Отделение детей от родителей
6. Стареющая семья.
Задачи развития семьи:
Задачи развития семьи - это требования, предъявляемые внешней средой к семье, с которыми семья как система должна справиться на каждой стадии, чтобы успешно развиваться дальше.
1. Период добрачного ухаживания.
Задачи развития семьи .
- приобретение опыта общения с представителями др. пола;
- достижение частичной материальной и психологической независимости от родительской семьи;
- выбор брачного партнера;
- приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.
Период добрачного ухаживания может затягиваться. Выделяют следующие причины этого явления: финансово-экономические трудности; психологические («синдром еврейской матери»).
2. Молодая брачная пара без детей.
Задачи развития семьи:
- дифференциация от родительской семьи;
- определение внешних и внутренних границ семьи;
- первичное согласование супружеских ролей;
- формирование внутрисемейной коммуникации.
3. Молодая семья с маленькими детьми.
Задачи развития семьи:
- разделение и согласование ролей, связанных с отцовством и материнством;
- приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам;
- адаптация к ограничению общей активности за пределами семьи и др.
4. Семья с детьми школьниками и подростками или зрелая семья (супружество среднего возраста).
Критерием зрелости семьи выступает длительность её существования (не менее 7-10 лет). На зрелую стадию семейной жизни приходится возрастной кризис 30 лет (подведение первых итогов и коррекция жизненных планов). В эту стадию может попасть и кризис середины жизни.
Задачи развития для семьи школьника:
1. Перераспределение обязанностей или зон ответственности:
- кто должен контактировать со школой;
- кто должен помогать ребенку в учебе и т.п.
2. Перераспределение времени:
- изменение распорядка дня взрослых (и в плане работы, и в плане развлечений);
- изменение карьерных планов родителей и т.п.
3. Переопределение границ семьи:
- помощь прародителей в учебе и воспитании ребенка нарушает внешние границы;
- происходит переопределение зон влияния членов расширенной семьи.
Основные стадии жизненного цикла семьи:
1. Период добрачного ухаживания. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним. Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями. Многие не могут заключить брак с любимым человеком из-за финансово-экономических трудностей (отсутствие достойно оплачиваемой работы, несмотря на наличие профессионального образования, проблема собственного жилья и др.).
2. Заключение брака и фаза без детей. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет «допущен» в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов (на этой стадии очень важно, как новая семья воспримет невестку или зятя). В условиях современной российской действительности многие молодожены не сразу решаются на рождение первого ребенка; все чаще встречаются случаи, когда пары не регистрируются, предпочитая юридическому оформлению отношений так называемый гражданский брак. Это тоже порождает свои проблемы во взаимоотношениях.
Вообще, в этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексуальные и другие проблемы.
Во-первых, следует принять изменения в интенсивности чувств, установить психологическую и пространственную дистанции с генетическими семьями, приобрести опыт взаимодействия в решении вопросов организации повседневного быта семьи, принять и провести первичное согласование супружеских (семейных) социальных ролей.
Во-вторых, предстоит решить вопрос о материальном обеспечении и финансовой поддержке семьи: кто будет зарабатывать деньги, к какому слою общества семья будет относиться.
В-третьих, необходимо создать интимность во взаимоотношениях, которая может сопровождаться появлением сексуальных проблем вследствие неопытности, разницы в воспитании, уровне желаний и т. д. На этой стадии необходимо также учитывать вопросы карьеры каждого из супругов, обсудить возможность рождения первого ребенка и решить, сколько детей планируется в семье. Может оказаться, что кто-то из супругов бесплоден, и тогда появятся новые вопросы: брать или не брать приемного ребенка на воспитание, либо стоит развестись и попытаться создать другую семью.
5. Семья зрелого возраста, которую покидают дети. Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Часто в этот период жизни муж осознает, что выше по карьерной лестнице ему уже не подняться, а в юности мечталось совершенно о другом. Это разочарование может выплескиваться на всю семью и особенно на жену. Еще одна проблема – вынужденное проживание молодых с родителями. Появляются внуки, и встает вопрос о том, что бабушка должна оставить работу. Однако сделать это сложно, так как современным бабушкам часто бывает далеко до выхода на пенсию по возрасту.
6. Стареющая семья. На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работают неполный рабочий день. Происходит финансовый сдвиг: старики получают денег меньше, чем молодежь, поэтому зачастую становятся финансово зависимыми от детей. Возможен переезд на новое место жительства в другую местность или на более скромную квартиру (в России иногда возможен отъезд в деревню, на дачу и т. п.). На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков). Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Кроме того, недостаток в самореализации может привести к возникновению симптомов. Вместе с тем симптомы одного из супругов помогают другому приспособиться к жизни на пенсии. Например, уйдя с работы, муж может почувствовать, что если он раньше жил активной жизнью, помогал другим, то теперь он оказался никому не нужным и не знает, чем заполнить свое свободное время. Когда его жена заболевает, у него вновь появляется полезная функция: он должен теперь помочь ей выздороветь. Болезнь жены защищает его от депрессии, в которую он впадет, когда ей становится лучше. Если у жены случается рецидив, он снова оживает и может предпринять активные действия.
7. Последняя фаза жизненного цикла семьи. В отличие от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необходимость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Большое значение имеет также фактор прекращения профессиональной деятельности, влияющий на распределение ролей «кормильца» и «хозяйки (хозяина) дома» между супругами. Женщины гораздо успешнее и быстрее адаптируются к положению пенсионера. Они обычно сохраняют в семье свой прежний статус хозяйки дома, домоправительницы, ответственной за бюджет семьи, организатора ее досуга. Роль мужа в семье достаточно часто ограничивается ролью «кормильца». В случае прекращения трудовой деятельности он утрачивает эту роль и нередко даже ощущает свою невостребованность в семье, поскольку в связи с выходом на пенсию вклад каждого из супругов в семейный бюджет уравнивается.





13. Задачи развития семьи на этапе молодого брака. На каждой стадии жизненного цикла семьи по аналогии с жизненным циклом индивида можно выделить задачи развития. Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой. Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с фазы молодой семейной пары без детей.
1. Молодая семья: • дифференциация от родительской семьи; » установление границ общения с друзьями и родственниками; • разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.

14. Задачи развития семьи с маленьким ребенком. На каждой стадии жизненного цикла семьи по аналогии с жизненным циклом индивида можно выделить задачи развития. Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой. Семья с маленьким ребенком: • реорганизация семьи для выполнения новых задач; • поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета; • согласование личных и семейных целей.

Молодая семья с маленькими детьми. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д. С особыми проблемами сталкиваются матери-одиночки – дети начинают задавать вопрос об отце. Кроме того, во всех семьях может появиться проблема единства требований к ребенку и контроля его поведения: бабушка балует, мать во всем потворствует, а отец устанавливает слишком много правил и запретов; ребенок это чувствует и манипулирует ими. Наряду с этим в семье встает вопрос подготовки ребенка к школе, а выбор соответствующего образовательного заведения также может привести к появлению разногласий между взрослыми членами семьи.

15. Задачи развития семьи с ребенком-школьником. На каждой стадии жизненного цикла семьи по аналогии с жизненным циклом индивида можно выделить задачи развития. Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой.
Семья с ребенком-школьником: o перераспределение обязанностей; o проявление участия при наличии проблем с учебой; o распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.
Семья с детьми-школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом. Среднее поколение супругов-родителей вступает в кризис середины жизни, требующий переосмысления жизненного пути и подведения итогов. Наконец, младшее поколение – подростки – заявляет права на признание их нового статуса – статуса взрослого, что с необходимостью приводит к перестройке системы детско-родительских отношений. Пересечение трех возрастных кризисов – пожилого возраста (для прародителей), середины жизни (для родителей) и подросткового (для детей), – переживаемых тремя поколениями расширенной семьи, создает особую уязвимость семейной системы на данной стадии жизненного цикла. Именно на этой стадии наблюдается максимальная тревожность членов семьи, переживание чувства утраты безопасности, незащищенность.
Критерием зрелости семьи выступает длительность её существования (не менее 7-10 лет). На зрелую стадию семейной жизни приходится возрастной кризис 30 лет (подведение первых итогов и коррекция жизненных планов). В эту стадию может попасть и кризис середины жизни.
Задачи развития для семьи школьника:
1. Перераспределение обязанностей или зон ответственности:
- кто должен контактировать со школой;
- кто должен помогать ребенку в учебе и т.п.
2. Перераспределение времени:
- изменение распорядка дня взрослых (и в плане работы, и в плане развлечений);
- изменение карьерных планов родителей и т.п.
3. Переопределение границ семьи:
- помощь прародителей в учебе и воспитании ребенка нарушает внешние границы;
- происходит переопределение зон влияния членов расширенной семьи.
Исследователи выделяют специфические трудности некоторых семей, связанные с началом обучения ребенка в школе. Трудности, связанные с началом обучения ребенка в школе, как специфические воспринимаются именно родителями, и иногда заставляют обращаться к психологу. При этом часто родители считают, что проблема у ребенка, на самом деле чаще - это их собственные проблемы или проблемы супружеских отношений.
Приведем примеры типичных ситуаций:
1. Родители бывают чрезмерно озабочены успехами ребенка (недостаточно прилежен, не хочет учиться).
В большинстве случаев за озабоченностью успехами ребенка стоит проблема собственной успешности. Родитель бессознательно идентифицирует успехи ребенка со своими успехами, особенно при ощущении собственной профессиональной не успешности. И тогда - обучение ребенка в элитной школе, посещение престижных секций и т.п. - есть знак престижа семьи.
2. Если между родителями нарушены супружеские отношения, то проблемы ребенка в школе могут выполнять важную стабилизирующую функцию.
Родители занимаются трудностями ребенка, вовлечены в его проблемы, не обращая внимания на собственные проблемы и нарушенные супружеские отношения.

16. Задачи развития семьи, выполнившей родительские функции. На каждой стадии жизненного цикла семьи по аналогии с жизненным циклом индивида можно выделить задачи развития. Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:
• пересмотр супружеских взаимоотношений; • пересмотр распределения обязанностей и времени; • адаптация к уходу на пенсию.
Ещё данная стадия называется «супружеством зрелого возраста». Она приходится на возраст супругов 45-60 лет. Начало данной стадии может соответствовать кризису середины жизни супругов, который приходится на 40-45 лет. Хотя он может быть и на предыдущей стадии жизненного цикла семьи, например, в середине 20-го столетия специалисты его связывали с возрастом 35­40 лет.
Задачи развития семьи:
1) Реконструкция супружеских отношений.
Решение данной задачи обусловлено следующими важными моментами:
- происходят существенные изменения в функционировании организма супругов;
- супруги переживают очередной возрастной кризис;
- дети покидают семью.
2) Сепарация (отделение) ребенка от семьи.
3) Корректный уход детей из дома.
Способ ухода молодого человека (девушки) из семьи чрезвычайно важен. Если молодой человек покидает семью, чтобы никогда не видеть своих родителей, его жизнь складывается не очень удачно. Если же остается с родителями и позволяет управлять своей жизнью, его жизнь также складывается не удачно.
Способ ухода из семьи определяет позиция по отношению к семье. Исследователи выделяют два вида такой позиции:
а) респонсивная - выбирающая.
Эта позиция означает, что молодой человек, уходя из дома, делает это по своей воле и знает, что всегда может обратиться за поддержкой или вернуться.
б) реактивная - вынужденная.
При данной позиции молодой человек покидает дом вопреки желанию или остается, тоже вопреки желанию, например, из чувства вины.
Самую лучшую поддержку детям оказывают родители, которые не прекращают активного партнерского диалога со своими взрослыми детьми, доверяют их суждениям и уважают их решения.


17. Особенности супружества в старости.

Стареющая семья - это семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию.
Задачи развития семьи :
1. Адаптация к уходу и с выходом на пенсию.
2. Переструктурирование супругами свободного времени.
3. Пересмотр супружеских взаимоотношений.
Решение данной задачи обусловлено тем, что супруги вместе могут проводить до 24 ч. в сутки.
Течение данной стадии осложняется болезнями супругов, связанных с возрастом. Болезнь одного из супругов может выступать и как стабилизатор семейной системы. Например, жена заболевает, когда муж, посвятивший свою жизнь карьере, выходит на пенсию. Заботясь о жене, муж вновь обретает чувство своей востребованности и значимости.

Наши рекомендации