Актуальное состояние психологии семьи как научного направления.
Актуальное состояние психологии семьи как научного направления.
Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой.
Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии. Социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры семьи и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения.
Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.
Задачи психологии семьи включают:
исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера;
изучение психологических особенностей супружеских отношений;
изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;
изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях;
изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их преодоления.
Понятие роли, ее назначение. Ролевая структура семьи.
Ролевая структура отражает какие обязанности в семье выполняет каждый из супругов или членов семьи, насколько жестко они связаны с полом, насколько определяются желанием, а насколько традициями и другими факторами. Роль – это способ поведения людей в зависимости от их статуса и межличностных отношений. Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем.
Выделяют: · конвенциональные роли – прописаны социумом, они стандартны, муж, жена, теща, зять… · межличностные роли – индивидуализированы и определяются характером межличностных отношений в семье.
Классификация Алёшиной Ю.Е.:
- ответственный за материальное обеспечение семьи (кормилец). Традиционно эта роль воспринимается как мужская, но может быть и женская;
- хозяин-хозяйка (порядок, покупка продуктов и т.д), роль обычно закреплена за женщиной,
- роль ответственного по уходу за младенцем,
- роль воспитателя – развитее ребенка и его социализация,
- роль сексуального партнера – активность в плане этого поведения, традиционно: инициатор - муж,
- роль организатора развлечений,
- организатор семейной субкультуры
- роль ответственного за поддержание родственных связей,
- роль «психотерапевта»
Существует ряд обстоятельств, делающих проблему ролевой внутрисемейной структуры особенно актуальной для современной семьи. Что такое традиционная и эгалитарная семья, в чем их различия? Это прежде всего две различные системы распределения внутрисемейных ролей.
Так, традиционная семья – это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли – жена исполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения
В эгалитарной семье фактически все роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну. Между традиционной и эгалитарной семьей лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей.
Содержание супружеских ролей, родительских, детских.
Семейная роль – это свод неписаных правил и норм поведения каждого из супругов. Представление о семейных ролях у каждого из нас формируется постепенно под влиянием родителей и знакомых, эталонов поведения, существующих в различных социальных группах, с помощью средств массовой информации.
Роли супругов в семье можно разделить по трем основаниям, которые выдвинул психолог К. Киркпатрик: партнерские, традиционные и товарищеские.
1. Традиционные роли требуют от женщины в семье рождения и воспитания детей, создания и поддержания дома, обслуживания семьи, преданного подчинения своих интересов интересам супруга, приспособленности к зависимости, терпимости к ограничению своей сферы деятельности. Муж же обязан быть преданным матери своих детей, благодарным жене за ее способность быть зависимой от него, подчиненной, должен обеспечивать экономическую безопасность и защиту семьи, поддержание семейного контроля и власти, принятие основополагающих решений,
2. При товарищеских ролях жена должна сохранять внешнюю привлекательность, обеспечивать моральной поддержкой и сексуальным удовлетворением супруга, поддерживать полезные для мужа социальные контакты, живо и интересно духовно общаться с мужем и гостями, обеспечивать разнообразие жизни и устранение скуки. Муж при этом обязан восхищаться женой, рыцарски к ней относиться, отвечать романтической любовью и нежностью, обеспечивать средства для нарядов, социальных контактов, развлечений, проводить досуг с женой.
3. Партнерские роли со стороны жены и мужа подразумевают экономический вклад в семью в соответствии со степенью заработной платы, общую ответственность за детей, участие в работе по дому, распределение правовой ответственности. От жены требуется отказ от рыцарства супруга, т.к. супруги равны, одинаковой ответственности за статус семьи и его поддержание. От мужа, в свою очередь: принятие равноправного статуса жены и согласие с ее равным участием при приеме различных решений.
Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения.
Петровский рассматривает следующие типы родительского отношения: диктат, опеку, конфронтацию, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество. Другой отечественный исследователь, Саготовская Л.Г., выделяет шесть типов родительского отношения: Чрезвычайно пристрастное отношение: дети — главное в жизни. Безразличное отношение. Эгоистическое отношение: ребенок — основная рабочая сила семьи. Отношение к ребенку как к объекту воспитания, без учета особенностей его личности. Отношение к ребенку как к помехе. Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него обязанностей.
Функции семьи.
В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях: это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу; это внешнее проявление свойств семьи в системе её взаимосвязей с обществом; чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. Так, М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет следующие сферы семейной деятельности: Репродуктивная. Воспитательная. Хозяйственно-бытовая (получение хозяйственно-бытовых услуг). Экономическая (получение материальных средств). Сфера первичного социального контроля. Сфера духовного общения. Социально-статусная. Досуговая. Эмоциональная. Сексуальная. Классификация семейных функций, предложенная Елизаровым А.Н, к которой часто обращаются психологи, выглядит следующим образом: Порождение и воспитание детей. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества. Удовлетворение потребностей в чувстве безопасности, психологическом комфорте, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви. Создание условий для развития личности всех членов семьи. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь. Удовлетворение потребностей в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей. Удовлетворение потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, в их воспитании и самореализации в детях. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи. Рекреативная — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха; снятие стрессовых состояний. По мнению Гребенникова И.В. основными функциями семьи являются: Репродуктивная функция означает воспроизводство жизни, продолжение человеческого рода. Экономическая функция включает общественное производство средств к жизни; восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи; ведение своего хозяйства; наличие своего бюджета; организация потребительской деятельности. Воспитательная функция означает формирование личности ребенка; систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи. Коммуникативная функция означает посредничество семьи в контактах своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством и т.п.; организация внутрисемейного общения; организация досуга и отдыха.
Актуальное состояние психологии семьи как научного направления.
Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой.
Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии. Социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры семьи и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения.
Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.
Задачи психологии семьи включают:
исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера;
изучение психологических особенностей супружеских отношений;
изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;
изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях;
изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их преодоления.