Налаживание контакта и формулирование запроса
Схемы по общей педагогики
1) Общая педагогика
2) Основные категории педагогики
Категории | Определение |
Воспитание | целенаправленная деятельность, призванная формировать систему качеств личности |
Самовоспитание | деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков |
Обучение | упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели |
Образование | система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления |
Формирование | процесс становления человека под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды |
Развитие | процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации |
Педагогический процесс | реализация целей воспитания и образования |
3) Компоненты педагогической системы
4) Предмет педагогики
5) Взаимосвязь педагогики и психологии
Схемы по общей психологии
1) Этапы развития психики
2) Механизмы психологической защиты
Механизм | Характеристика механизма |
Вытеснение | неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности в виде страха, тревоги и т.п. |
Замещение | перенос действия с недоступного объекта на доступный: чувства и действия, которые должны быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект |
Идентификация | человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу |
Отрицание | процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности |
Проекция | импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира: собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо |
Рационализация | маскировка, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения |
Реактивные образования | трансформация травмирующего мотива в свою противоположность |
Регрессия | человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными |
3) Свойства (черты) сознания человека
Свойство | Описание свойства |
Активность | сознание связано с наличием цели, с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир |
Интенциональность | направленность на какой-либо предмет; сознание – это всегда сознание чего-либо |
Способность к рефлексии | процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, способность к самонаблюдению и самооценке |
Мотивационно-ценностный характер | сознание всегда мотивировано, преследует определенные жизненные ценности |
Избирательный характер | сознание направлено на весь мир в целом, однако определенные объекты оказываются предпочтительнее других |
Обобщеннось и отвлеченность | сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности |
Искаженнось | сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности) |
Индивидуальный характер | сознание каждого человека отличается от сознания других людей; это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и др. |
Разные уровни ясности | сознание индивида всегда находится в динамике и предстает на разных уровнях ясности |
4) Уровни ясности сознания
5) Метафора «луч прожектора», применяемая для объяснения бессознательного компонента психики: Б – бессознательное; С – сознание; В - внимание
Тренинги по психологии
1) Самораскрытие
Групповая атмосфера характеризуется еще и тем, в какой мере каждый из участников может раскрываться в группе. Следующее упражнение позволяет получить данные об этом очень простым способом.
Инструкция
Мне хочется, чтобы мы выяснили, насколько каждый из нас чувствует себя защищенно и не боится раскрываться во время нашей работы. Закройте, пожалуйста, глаза и слушайте мои дальнейшие инструкции. Представьте себе шкалу от 1 до 10. Единица на этой шкале означает, что вы стесняетесь раскрываться, десять — что вы можете быть откровенными и искренними. Теперь решите, каким количеством баллов вы оцениваете свою способность к самораскрытию на наших занятиях. Когда вы определите это для себя, поднимите, не открывая глаз, соответствующее число пальцев. Держите пальцы до тех пор, пока я не попрошу вас открыть глаза. Я сделаю это, когда последний из вас покажет на пальцах свои баллы. Теперь откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев поднимает каждый.
Вопросы для обсуждения:
— Почему каждый из участников нашей группы выставил себе ту или иную оценку?
— Что объединяет тех, кто поставил себе низкое число баллов?
— Чья оценка показалась неожиданной?
— Что может изменить группа для того, чтобы работать лучше?
2) Самоподдержка
Инструкция
Мне хочется, чтобы мы выяснили, насколько каждый из нас чувствует себя защищенно и не боится раскрываться во время нашей работы. Закройте, пожалуйста, глаза и слушайте мои дальнейшие инструкции. Представьте себе шкалу от 1 до 10. Единица на этой шкале означает, что вы стесняетесь раскрываться, десять — что вы можете быть откровенными и искренними. Теперь решите, каким количеством баллов вы оцениваете свою способность к самораскрытию на наших занятиях. Когда вы определите это для себя, поднимите, не открывая глаз, соответствующее число пальцев. Держите пальцы до тех пор, пока я не попрошу вас открыть глаза. Я сделаю это, когда последний из вас покажет на пальцах свои баллы. Теперь откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев поднимает каждый.
Вопросы для обсуждения:
— Почему каждый из участников нашей группы выставил себе ту или иную оценку?
— Что объединяет тех, кто поставил себе низкое число баллов?
— Чья оценка показалась неожиданной?
— Что может изменить группа для того, чтобы работать лучше?
3) Степень включенности в группу
Для полноценной работы группы необходимо, чтобы каждый участник ощущал свою принадлежность этой группе. Тот, кто чувствует себя посторонним или слабо включенным в совместную деятельность, вынужден большую часть своей эмоциональной и умственной энергии тратить на то, чтобы искусственно поддерживать чувство собственной ценности и значимости. Особенно проблематично в этом смысле положение тех людей, которые фактически не принимают участия во внут-ригрупповых взаимодействиях (например, сами они молчат, а другие участники к ним не обращаются). Предлагаемое упражнение обращает внимание группы на проблему включенности участников и в тоже время создает предпосылки для более полной интеграции в группу "аутсайдеров".
Инструкция
Я хочу, чтобы мы проверили, насколько каждый из нас чувствует себя в данный момент включенным в группу. Для меня это упражнение очень важно, поскольку я знаю, как неприятно для любого человека ощущать себя хотя бы в какой-то степени, но посторонним. Сейчас вам надо будет встать, и, не разговаривая друг с другом, выстроиться в одну линию. Пусть тот, кто чувствует себя полностью включенным в группу, встанет около двери, а тот, кто чувствует себя слабо включенным или даже совсем не включенным, — у противоположной стены комнаты. Все остальные должны распределиться на линии, соединяющей двух крайних участников — в соответствии с ощущаемой в данный момент степенью включенности. Пусть каждый найдет свое место... Теперь оглядитесь вокруг себя и посмотрите, как выстроилась наша группа. Я хочу, чтобы каждый сейчас коротко сказал о том, что побудило его встать именно на это место и как он относится к решению, принятому другими участниками. В какой мере результат упражнения оказался неожиданным для вас?
Вопросы для обсуждения:
— Кто из участников чувствует себя наиболее слабо включенным в группу?
— Что мешает вам чувствовать себя более включенным?
— Что вы сами можете сделать для того, чтобы полнее включиться в работу группы?
— Каким образом вам могут в этом помочь остальные участники?
4) Взлеты и падения
Каждый из членов группы ощущает ее развитие по-своему, в одни и те же моменты совместной работы ее участники нередко чувствуют себя по-разному. В естественных группах (а в некоторых случаях и в тренинговых) бывает важно увидеть и проанализировать историю группы. Данное упражнение дает Вам замечательную возможность сделать это.
Инструкция
Я хочу сегодня вместе с вами исследовать историю развития нашей группы. Если мы все вместе лучше поймем прошлое группы, то сможем яснее увидеть, на чем стоит делать упор в будущем. Возьмите листок бумаги и нарисуйте на нем линию, которая символически будет представлять ваше самочувствие во время пребывания в группе с самого начала и до сегодняшнего дня. Проведите эту линию так, чтобы были ясно видны пережитые вами "взлеты и падения", и пометьте ключевыми словами наиболее важные для вас ситуации. У вас есть на это 10 минут.
На линии вашего самочувствия отметьте еще три момента:
— момент, в который вы были наиболее счастливы в этой группе;
— ситуацию, которая была вам наиболее неприятна;
— промежуточную ситуацию, в которой вы чувствовали себя спокойно и комфортно.
Поставьте на своем листке сегодняшнее число и подпишитесь. Теперь вы можете некоторое время походить по комнате, посмотреть на листки других участников и перекинуться с ними парой слов.
Вопросы для обсуждения:
— Есть ли события, которые ощущаются одинаково позитивно или одинаково негативно всеми или почти всеми участниками?
— Обнаружилась ли какая-нибудь тенденция в развитии группы?
— Как каждый из нас видит будущее группы?
— Какие выводы нам стоит сделать из этого упражнения?
5) Незаконченные предложения
В каждой группе существуют свои гласные и негласные правила, определяющие, какое поведение допустимо, а какое — нет. Нередко эти нормы поведения не осознаются, или же не являются совместно принятыми. Предлагаемая процедура дает возможность участникам осознать и обсудить действующие в группе правила.
Инструкция
Я хочу предложить вам прояснить явные и неявные правила, действующие в нашей группе. Запишите все правила, которые мы с вами обговаривали. (3 минуты.)
Теперь напишите, пожалуйста, по два варианта окончания для каждого из следующих незаконченных предложений:
— В этой группе нежелательно...
— В этой группе опасно...
— Из этой группы будет исключен тот, кто...
— В этой группе можно...
Вопросы для обсуждения:
— В какой степени действующие в группе правила ясны участникам?
— Насколько широк спектр негласных норм?
— Какие из них полезны, а какие обременительны?
— Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные правила?
Бизнес- кейсы по психологии
1) Составьте план работы по следующему запросу:
Ситуация. «В школьную психологическую службу обратилась мама ученика 8 класса. Она рассказала, что у сына возникают определенные состояния, когда он не владеет собой и может проявить немотивированную агрессию; описывая свое обычное состояние в такие моменты, он характеризует его так: «быстро завожусь, могу что-то разбить, кого-то ударить…».
Решение
Ответ
Наша задача – переформулировать запрос так, чтобы уже можно было что-то делать. В течение всего хода работы психолог выстраивает гипотезы исходя из ответов матери, ребенка и сотрудников ДОУ. Для более детального рассмотрения ситуации на всех этапах работы в кейсе недостаточно информации.
Сбор предварительной информации.
Так мы выясняем в беседе с матерью и сотрудниками ДОУ, а также из личного дела ребенка следующую информацию:
èОсобенности развития. Успехи в ДОУ, история посещения ребенком различных ДОУ,
èОтзывы о ребенке из ДОУ,
èСостояние ребенка до возникновения агрессивного поведения,
èСостав семьи, условия ее жизни,
èВзаимодействие с образовательными учреждениями, общественными институтами (Отдел опеки, детская поликлиника и т.д.)
Диагностика ребенка
1.Установление контакта. Мы подойдем к ребенку и будем пытаться включиться в его игру. Спрашивать, что он делает с игрушками, во что играет, предлагать ему какие-то другие игрушки.
2. Безопасная атмосфера. Разговаривая с ним о его играх, мы скажем, что он может не переживать, что кто-то узнает что-то, что он здесь скажет и сделает, что все, что происходит тут у нас, будет нашим с ним секретом, но и у нас существуют некоторые правила.
3. Установление определенных правил. Их устанавливать мы тоже будем в форме игры. Например, предложим представить, что мы в шалаше, и выходить из него никуда не можем, а шалаш- это тот коврик, на котором мы сидим- таким образом мы очертим границы, куда ребенку можно ходить, а куда нельзя. Мы сразу скажем ему, что мы поиграем здесь какое-то время, а потом шалашик закроется и нужно будет уходить.
Мы придерживаемся мнения, что необходимо провести комплексную диагностику ребенка, так как на данный момент у нас нет данных об ответах его матери и другой информации. Нужно отметить, что комплекс диагностических методик может меняться в зависимости от конкретной ситуации, данных которые мы получаем на предыдущих этапах.
После установления контакта, мы в игровой форме предлагаем ребенку методики: «ой, а у меня есть такая интересная игра, давай в нее поиграем».
Методики, в соответствии с возрастом, должны быть недлительные и интересные. После каждой мы ненадолго переключаем ребенка на другой вид деятельности-например, даём ему чуть-чуть продолжить игры с теми игрушками, с которыми он играл сначала. Это сделано для того, чтобы ребенок не утомлялся, так как в пять лет долго концентрироваться на одном виде деятельности для него тяжело.
Что касается методик, с помощью них мы хотим составить целостный портрет данного ребенка(который будет полезен для дальнейшей психологической помощи), для этого используем:
· Рисунок семьи (изучение общего интеллектуального статуса и внутрисемейных отношений),
· тест Розенцвейга (детский вариант) – для определения причин агрессии, характеристика взаимодействия ребенка с окружающими,
· тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) – эмоциональная сфера,
· Лесенка –на самооценку,
· Сапожки/тест Равена – на интеллектуальное развитие,
· Последовательность событий – на мышление,
Затем мы говорим ребенку, что настало время прощаться, а также спрашиваем, есть ли что-то, что он бы хотел сказать или сделать перед уходом. (например, он может захотеть взять какую-то игрушку, тогда мы скажем ему, что он сможет поиграть с ней обязательно в следующий раз)
Теперь мы можем предположить, что с мальчиком: есть ли отклонение в развитии или его поведение – следствие какого-то травмирующего события.
Информирование родителей
Родители информируются о результатах работы на всех этапах ее выполнения на доступном языке, учитывая особенности их восприятия. На промежуточных результатах в той же манере даются рекомендации по взаимодействию с ребенком.
Работа с родителями –скорее психологическое просвещение.
4) Разработайте план беседы психолога с подростком-семиклассником при переходе в другое учебное заведение
Ситуация. Родители хотят перевести его в другую школу по причине конфликтов с одноклассниками.
Основная задача беседы - разобраться, в чем причина конфликтов с одноклассниками и помочь ребенку свыкнуться с переменами в его жизни и преодолеть трудности, связанные с переходом в другую школу.. Если проблема в низких социальных навыках ребенка, то перевод в другую школу не решит проблему, там все повторится заново. Если проблема в чем-то другом, то возможно будет правильно перевести его, если ситуация критическая. Если нет, то лучше оставить ребенка, ведь в противном случае он не будет уметь преодолевать неприятности.
Лучше всего переводить ребенка в другую школу с начала учебного года, тогда, возможно, окажется, что он не один новенький в классе, да и в сентябре вообще много нового, поэтому внимание детей не сосредоточится исключительно на вашем ребенке.
В процессе беседы необходимо установить особенностей ребенка, его поведения, уровня общительности. Дети проще воспринимают подобные изменения жизни: если ребенку понравится с новыми детьми, он быстро привыкнет.
Беседа делится на 3 этапа:
Этап: установление контакта
Начало беседы. Психологически правильное начало беседы имеет важное значение для успешного ее проведения и достижения планируемых результатов.
Установление контакта в начале беседы (настрой на собеседника и настраивание собеседника на себя). Задача - привлечь внимание, заинтересовать, создать обстановку доброжелательности и доверия. Техники установления контакта: организация пространства, визуальный контакт-контакт глаз, удобное взаимное расположение, приветствие, присоединение к собеседнику: по состоянию, по отношению к чему-либо, по интересу, использование приема - малая беседа - разговор на отвлеченные темы, но интересные для партнера, задавание имеющих особое значение для партнера вопросов.
ü психолог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;
он должен принимать ребенка таким, какой он есть;
ü своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;
ü психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка: он ничего не осуждает и ничего не оправдывает, но при этом — все понимает.
Какие действия должен предпринять психолог, какие психологические методы он должен использовать при работе с подростками, нужна ли работа и если да, то какая, с другими учениками, родителями, педагогами?
Ситуация. Классный руководитель обратился к школьному психологу со следующей проблемой. Два ученика 9 класса, находясь в состоянии наркотического опьянения, на уроке смеялись, кривлялись, предлагали другим ученикам продать наркотики. Классный руководитель просит у психолога рекомендаций, вызывать ли родителей, как вести себя в том случае, если подобное повторится.
Ответ
1) Формирование запроса и направлений работы. Психолог, оказавшись в такой ситуации должен проработать взаимодействие со всеми участниками данного инцидента. В первую очередь это:
· Сами ученики, инициировавшие данную ситуацию,
· Их родители,
· Одноклассники и друзья из других классов,
· Сотрудники школы,
· Родители одноклассников и друзей из других классов.
Схемы по общей педагогики
1) Общая педагогика
2) Основные категории педагогики
Категории | Определение |
Воспитание | целенаправленная деятельность, призванная формировать систему качеств личности |
Самовоспитание | деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков |
Обучение | упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели |
Образование | система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления |
Формирование | процесс становления человека под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды |
Развитие | процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации |
Педагогический процесс | реализация целей воспитания и образования |
3) Компоненты педагогической системы
4) Предмет педагогики
5) Взаимосвязь педагогики и психологии
Схемы по общей психологии
1) Этапы развития психики
2) Механизмы психологической защиты
Механизм | Характеристика механизма |
Вытеснение | неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности в виде страха, тревоги и т.п. |
Замещение | перенос действия с недоступного объекта на доступный: чувства и действия, которые должны быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект |
Идентификация | человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу |
Отрицание | процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности |
Проекция | импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира: собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо |
Рационализация | маскировка, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения |
Реактивные образования | трансформация травмирующего мотива в свою противоположность |
Регрессия | человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными |
3) Свойства (черты) сознания человека
Свойство | Описание свойства |
Активность | сознание связано с наличием цели, с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир |
Интенциональность | направленность на какой-либо предмет; сознание – это всегда сознание чего-либо |
Способность к рефлексии | процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, способность к самонаблюдению и самооценке |
Мотивационно-ценностный характер | сознание всегда мотивировано, преследует определенные жизненные ценности |
Избирательный характер | сознание направлено на весь мир в целом, однако определенные объекты оказываются предпочтительнее других |
Обобщеннось и отвлеченность | сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности |
Искаженнось | сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности) |
Индивидуальный характер | сознание каждого человека отличается от сознания других людей; это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и др. |
Разные уровни ясности | сознание индивида всегда находится в динамике и предстает на разных уровнях ясности |
4) Уровни ясности сознания
5) Метафора «луч прожектора», применяемая для объяснения бессознательного компонента психики: Б – бессознательное; С – сознание; В - внимание
Тренинги по психологии
1) Самораскрытие
Групповая атмосфера характеризуется еще и тем, в какой мере каждый из участников может раскрываться в группе. Следующее упражнение позволяет получить данные об этом очень простым способом.
Инструкция
Мне хочется, чтобы мы выяснили, насколько каждый из нас чувствует себя защищенно и не боится раскрываться во время нашей работы. Закройте, пожалуйста, глаза и слушайте мои дальнейшие инструкции. Представьте себе шкалу от 1 до 10. Единица на этой шкале означает, что вы стесняетесь раскрываться, десять — что вы можете быть откровенными и искренними. Теперь решите, каким количеством баллов вы оцениваете свою способность к самораскрытию на наших занятиях. Когда вы определите это для себя, поднимите, не открывая глаз, соответствующее число пальцев. Держите пальцы до тех пор, пока я не попрошу вас открыть глаза. Я сделаю это, когда последний из вас покажет на пальцах свои баллы. Теперь откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев поднимает каждый.
Вопросы для обсуждения:
— Почему каждый из участников нашей группы выставил себе ту или иную оценку?
— Что объединяет тех, кто поставил себе низкое число баллов?
— Чья оценка показалась неожиданной?
— Что может изменить группа для того, чтобы работать лучше?
2) Самоподдержка
Инструкция
Мне хочется, чтобы мы выяснили, насколько каждый из нас чувствует себя защищенно и не боится раскрываться во время нашей работы. Закройте, пожалуйста, глаза и слушайте мои дальнейшие инструкции. Представьте себе шкалу от 1 до 10. Единица на этой шкале означает, что вы стесняетесь раскрываться, десять — что вы можете быть откровенными и искренними. Теперь решите, каким количеством баллов вы оцениваете свою способность к самораскрытию на наших занятиях. Когда вы определите это для себя, поднимите, не открывая глаз, соответствующее число пальцев. Держите пальцы до тех пор, пока я не попрошу вас открыть глаза. Я сделаю это, когда последний из вас покажет на пальцах свои баллы. Теперь откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев поднимает каждый.
Вопросы для обсуждения:
— Почему каждый из участников нашей группы выставил себе ту или иную оценку?
— Что объединяет тех, кто поставил себе низкое число баллов?
— Чья оценка показалась неожиданной?
— Что может изменить группа для того, чтобы работать лучше?
3) Степень включенности в группу
Для полноценной работы группы необходимо, чтобы каждый участник ощущал свою принадлежность этой группе. Тот, кто чувствует себя посторонним или слабо включенным в совместную деятельность, вынужден большую часть своей эмоциональной и умственной энергии тратить на то, чтобы искусственно поддерживать чувство собственной ценности и значимости. Особенно проблематично в этом смысле положение тех людей, которые фактически не принимают участия во внут-ригрупповых взаимодействиях (например, сами они молчат, а другие участники к ним не обращаются). Предлагаемое упражнение обращает внимание группы на проблему включенности участников и в тоже время создает предпосылки для более полной интеграции в группу "аутсайдеров".
Инструкция
Я хочу, чтобы мы проверили, насколько каждый из нас чувствует себя в данный момент включенным в группу. Для меня это упражнение очень важно, поскольку я знаю, как неприятно для любого человека ощущать себя хотя бы в какой-то степени, но посторонним. Сейчас вам надо будет встать, и, не разговаривая друг с другом, выстроиться в одну линию. Пусть тот, кто чувствует себя полностью включенным в группу, встанет около двери, а тот, кто чувствует себя слабо включенным или даже совсем не включенным, — у противоположной стены комнаты. Все остальные должны распределиться на линии, соединяющей двух крайних участников — в соответствии с ощущаемой в данный момент степенью включенности. Пусть каждый найдет свое место... Теперь оглядитесь вокруг себя и посмотрите, как выстроилась наша группа. Я хочу, чтобы каждый сейчас коротко сказал о том, что побудило его встать именно на это место и как он относится к решению, принятому другими участниками. В какой мере результат упражнения оказался неожиданным для вас?
Вопросы для обсуждения:
— Кто из участников чувствует себя наиболее слабо включенным в группу?
— Что мешает вам чувствовать себя более включенным?
— Что вы сами можете сделать для того, чтобы полнее включиться в работу группы?
— Каким образом вам могут в этом помочь остальные участники?
4) Взлеты и падения
Каждый из членов группы ощущает ее развитие по-своему, в одни и те же моменты совместной работы ее участники нередко чувствуют себя по-разному. В естественных группах (а в некоторых случаях и в тренинговых) бывает важно увидеть и проанализировать историю группы. Данное упражнение дает Вам замечательную возможность сделать это.
Инструкция
Я хочу сегодня вместе с вами исследовать историю развития нашей группы. Если мы все вместе лучше поймем прошлое группы, то сможем яснее увидеть, на чем стоит делать упор в будущем. Возьмите листок бумаги и нарисуйте на нем линию, которая символически будет представлять ваше самочувствие во время пребывания в группе с самого начала и до сегодняшнего дня. Проведите эту линию так, чтобы были ясно видны пережитые вами "взлеты и падения", и пометьте ключевыми словами наиболее важные для вас ситуации. У вас есть на это 10 минут.
На линии вашего самочувствия отметьте еще три момента:
— момент, в который вы были наиболее счастливы в этой группе;
— ситуацию, которая была вам наиболее неприятна;
— промежуточную ситуацию, в которой вы чувствовали себя спокойно и комфортно.
Поставьте на своем листке сегодняшнее число и подпишитесь. Теперь вы можете некоторое время походить по комнате, посмотреть на листки других участников и перекинуться с ними парой слов.
Вопросы для обсуждения:
— Есть ли события, которые ощущаются одинаково позитивно или одинаково негативно всеми или почти всеми участниками?
— Обнаружилась ли какая-нибудь тенденция в развитии группы?
— Как каждый из нас видит будущее группы?
— Какие выводы нам стоит сделать из этого упражнения?
5) Незаконченные предложения
В каждой группе существуют свои гласные и негласные правила, определяющие, какое поведение допустимо, а какое — нет. Нередко эти нормы поведения не осознаются, или же не являются совместно принятыми. Предлагаемая процедура дает возможность участникам осознать и обсудить действующие в группе правила.
Инструкция
Я хочу предложить вам прояснить явные и неявные правила, действующие в нашей группе. Запишите все правила, которые мы с вами обговаривали. (3 минуты.)
Теперь напишите, пожалуйста, по два варианта окончания для каждого из следующих незаконченных предложений:
— В этой группе нежелательно...
— В этой группе опасно...
— Из этой группы будет исключен тот, кто...
— В этой группе можно...
Вопросы для обсуждения:
— В какой степени действующие в группе правила ясны участникам?
— Насколько широк спектр негласных норм?
— Какие из них полезны, а какие обременительны?
— Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные правила?
Бизнес- кейсы по психологии
1) Составьте план работы по следующему запросу:
Ситуация. «В школьную психологическую службу обратилась мама ученика 8 класса. Она рассказала, что у сына возникают определенные состояния, когда он не владеет собой и может проявить немотивированную агрессию; описывая свое обычное состояние в такие моменты, он характеризует его так: «быстро завожусь, могу что-то разбить, кого-то ударить…».
Решение
Налаживание контакта и формулирование запроса
Прежде всего следует активно выслушать клиента. Необходимо сфокусироваться на чувствах клиента, отзеркалить их. В данной ситуации возможно несколько вариантов ответов. Например, можно уточнить, правильно ли вы поняли клиента («Правильно ли я Вас поняла, что Вы обеспокоены вспышками агрессии, возникающими периодически у Вашего сына?»), или эмпатически откликнуться на рассказ клиента («Я прекрасно понимаю Вас, Вы сейчас находитесь в тяжёлой жизненной ситуации»).
Затем я бы порекомендовала проводить терапевтическую работу с обоими членами семьи в индивидуальном порядке.
Работа с матерью | Работа с сыном |
Понять, что клиентка хочет изменить (выяснение проблемы). Уточнить запрос клиентки (запрос в позитивной формулировке, должен отражать ситуацию, содержать измерительные характеристики). Если клиентка обеспокоена совей реакцией на поведение сына, то с ней следует вести терапевтическую работу. Если же её тревожит лишь поведение сына, тогда мы работаем с сыном, а с матерью общаемся только лишь как с членом семьи мальчика. | Психологу следует рассказать мальчику, по какой причине его попросили прийти. Попросить мальчика описать ситуацию, изложив своё видение. Спросить, всё ли ему нравится в его поведении. (Клиенту не нравится, тогда работаем по следующей схеме). Понять, что клиент хочет изменить (выяснение проблемы). Уточнить запрос клиента (запрос в позитивной формулировке, должен отражать ситуацию, содержать измерительные характеристики). |
Необходима работа в нескольких направлениях: 1). Сбор информации о психологическом климате в семье: взаимоотношения родителей с сыном, взаимоотношения родителей между собой, желанным ли был ребёнок, сколько детей в семье, какого они возраста; часто ли семья проводит досуг вместе. 2). Необходимо узнать, как давно начались вспышки агрессии у сына, что могло послужить пусковым механизмом. 3). Такое поведение наблюдается в ответ на любые внешние раздражения или на специфические. 4). По ходу выяснения новых обстоятельств могут возникать и подтверждаться следующие гипотезы: - непринятие сына в семье - он нежеланный ребёнок - враждебные семейные отношения - разрушение эмоциональных связей в семье (например, в результате ссор, развода родителей и т.д.) - неуважение к личности ребёнка - избыток или недостаток внимания со стороны родителей | Необходимо в первую очередь определить, насколько часты и сильны бывают вспышки агрессии. Возможно, потребуется вмешательство психиатра и медик Наши рекомендации
|