Психологические основы обучения. Научение, учение, обучение. Психология усвоения
Директор ТИ (ф) МГЭУ
_________ Бутузов А.А.
«___»___________ 2017 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
дополнительной профессиональной программы
«Преподаватель психологии»
в рамках направления 37.03.01 Психология
Тверь – 2017
Данную программу разработала Травина С.А., к.психол.н., доцент факультета психологии Тверского института (филиала) МГЭУ.
Предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование» в рамках направления подготовки 37.03.01 Психология.
Разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.
Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ. Протокол № 1 от 7.09.2017 г.
Содержание
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………................................................ | ||
Место дисциплины в структуре образовательной программы …...................... | ||
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся…………………………………………………………… | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий………………………………………………………………….. | ||
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………………………………… | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………………... | ||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………............................................ | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………... | ||
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……………………………………………………………………..... | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем……………………………………………………………………………. | ||
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине……………………………………. |
1. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Цель изучения дисциплины – формирование у будущего преподавателя психологии в системе образования знаниями закономерностей развития личности формирующегося человека, знаниями о специфике педагогической деятельности и роли личности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса.
.Основные задачи дисциплины:
- определить место и роль педагогической психологии в системе наук;
- обосновать основные положения теории воспитания в современной системе образования и ее приложение на практике;
дать психологическую характеристику ведущих элементов педагогической системы, а именно – обучающего и обучаемого;
раскрыть содержание понятий «учебная деятельность», «педагогическое сотрудничество» и «педагогическое взаимодействие»;
сформировать основы обучения в новых образовательных средах, базирующихся на использовании средств компьютерных и телекоммуникационных технологий;
обеспечить усвоение студентами основных понятий педагогической психологии, закономерностей психического развития и формирования личности в процессе педагогического взаимодействия (обучение и воспитание);
овладеть методами диагностики учебных и внеучебных интересов, склонностей, а также возможностей личности педагога;
сформировать основы психологической культуры; развивать у студентов личностные и профессиональные качества, необходимые будущему преподавателю психологии.
1.1. Требования к результатам освоения дисциплины.
В соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель психологии» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенции:
- ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий;
- ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
В результате освоения курса «Педагогическая психология» слушатели должны:
Знать:
определения основных понятий и терминов педагогической психологии;закономерности, факты и феномены познавательного и личностного развития человека в процессах обучения и воспитания; основные теории и концепции педагогической психологии; предмет и специфические методы психолого-педагогического исследования и обследования; основные области практических приложений психолого-педагогических знаний; функции педагогического психолога и психолога образования в решении комплексных проблем проектирования, экспертизы и коррекции образовательных сред разного уровня и организации психологической помощи субъектам образовательного процесса; историю развития и современное состояние различных направлений педагогической психологии;
Уметь
анализировать учебно-воспитательный процесс с позиций достижений современной психологии и педагогики; проектировать программы коррекции образовательной среды; выполнять функции школьного психолога и участвовать в работе психологических служб учебных заведений.
Владеть
- основными понятиями педагогической психологии; этическими нормами проведения психолого-педагогических исследований; методами преподавания психологии в учебных заведениях; методами оценки эффективности и коррекции учебно-воспитательного процесса. .
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Педагогическая психология» относится к Разделу 2. Специальные дисциплины программы дополнительного образования «Преподаватель психологии» на 2017-2018 учебный год.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Формой промежуточной аттестации является зачет.
3. Объем дисциплины с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид учебной работы | Всего часов | Аудиторная работа |
Аудиторные занятия (контактная работа), в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинарские занятия (СЗ) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего): Другие виды самостоятельной работы: подготовка рефератов по темам курса, презентаций, докладов для выступления на научных конференциях и т.д. | ||
Вид промежуточной аттестации – зачет | ||
Общая трудоемкость, час. / | ||
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости
Тематический план очной формы обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Контактная нагрузка | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
1. Педагогическая психология: становление, современное состояние | ПК-10, ПК-12 | ||||||
2. Психологические основы обучения. Научение, учение, обучение. Психология усвоения | ПК-10, ПК-12 | ||||||
3. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психология педагогической оценки | |||||||
4. Обучаемость и критерии её эффективности. Специфические и неспецифические показатели. Уровни обучаемости | ПК-10, ПК-12 | ||||||
5. Современные концепции обучения. Психологические основы систем развивающего обучения | ПК-10, ПК-12 | ||||||
6. Проблемы психологии воспитания. Методы воспитания на разных возрастных этапах развития | ПК-10, ПК-12 | ||||||
7. Готовность к обучению в школе. Ученик как субъект воспитания | ПК-10, ПК-12 | ||||||
8. Психология педагогической деятельности | ПК-10, ПК-12 | ||||||
9. Психологический анализ урока | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Итого | - |
* в том числе в интерактивной форме
Содержание дисциплины
1. Педагогическая психология: становление, современное состояние Педагогическая психология как наука о закономерностях становления, развития психики и сознания в системе социальных институтов воспитания и обучения. Предмет педагогической психологии. (Б.Г.Ананьев, В.А. Крутецкий, И.А.Зимняя, Н.Ф.Талызина и др.). Место педагогической психологии в системе других психологических наук и в отношении к педагогике*.
Историческое изменение предмета педагогической психологии вместе с изменением социокультурных ориентаций общества. Основные этапы становления педагогической психологии*. Психологическая педагогика, ее место и роль в современной педагогической психологии.
Проблемы педагогической психологии. Структура педагогической психологии (психология педагогической деятельности, психология обучения, психологи воспитания). Основные задачи педагогической психологии.
Образование в общекультурном контексте. Общеметодологический смысл понятия «образование». Образование как система, как процесс, как результат*. Основные тенденции современного образования. Педагогическая антропология и ее роль в развитии образования.
Психологические исследования педагогического процесса. Методы педагогической психологии. Историческое изменение методов изучения психического развития в процессе усвоения социального опыта. Метод сравнительного кросскультурного исследования в педагогической психологии. Личностный и деятельностный подходы.
Общеметодологические принципы: законы диалектики (переход количества в качество; единство и борьба противоположностей; противоречия как источник развития)*. Общепсихологические принципы: принцип детерминизма; принцип единства сознания и деятельности; принцип развития психики в деятельности. Принципы возрастной и педагогической психологии: неравномерность психического развития (сензититивные периоды); интеграция психики (целостность); пластичность и возможность компенсаций.
Методы педагогической психологии. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; формирующий и констатирующий эксперимент; тестирование; метод поперечных срезов в педагогической психологии; метод психологического анализа результатов деятельности; методы опроса в и др.; методы исследования группы: социометрия и референтометрия. Методы обработки полученной информации. Теоретические методы. Методы практического характера. Методы обучения. Методы воспитания и самовоспитания*.
ПК-10
Код компетенции | Уровень освоения компетенции | Содержание | Этапы |
ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно- воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий | пороговый | – знает о определения основных понятий и терминов педагогической психологии;закономерности, факты и феномены познавательного и личностного развития человека в процессах обучения и воспитания; основные теории и концепции педагогической психологии | |
продвинутый | – способен синтезировать знания из области педагогики и педагогической психологии для понимания образовательного процесса; – способен анализировать учебно-воспитательный процесс с позиций достижений современной психологии и педагогики; проектировать программы коррекции образовательной среды; выполнять функции школьного психолога и участвовать в работе психологических служб учебных заведений | ||
высокий | – владеет основными понятиями педагогической психологии; этическими нормами проведения психолого-педагогических исследований; методами преподавания психологии в учебных заведениях; методами оценки эффективности и коррекции учебно-воспитательного процесса |
ПК-12
Код компетенции | Уровень освоения компетенции | Содержание | Этапы |
ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества | пороговый | – способен анализировать знания из различных отраслей психологии с целью выбора содержания для просвещения; – способен проводить междисциплинарные аналогии, устанавливать междисциплинарные связи для построения содержания для выступлений. | |
продвинутый | – способен определять цели и задачи просветительской деятельности населения; – способен применять основные принципов реализации просветительской деятельности среди населения; – способен выбрать адекватные методы просветительской деятельности населения с целью повышения уровня психологической культуры общества; - способен построить план выступления для просветительской деятельности. | ||
высокий | – владеть навыками просветительской деятельности с целью повышения уровня психологической культуры общества; – владеть современными технологиями и методами просветительской деятельности |
Директор ТИ (ф) МГЭУ
_________ Бутузов А.А.
«___»___________ 2017 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
дополнительной профессиональной программы
«Преподаватель психологии»
в рамках направления 37.03.01 Психология
Тверь – 2017
Данную программу разработала Травина С.А., к.психол.н., доцент факультета психологии Тверского института (филиала) МГЭУ.
Предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование» в рамках направления подготовки 37.03.01 Психология.
Разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.
Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ. Протокол № 1 от 7.09.2017 г.
Содержание
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………................................................ | ||
Место дисциплины в структуре образовательной программы …...................... | ||
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся…………………………………………………………… | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий………………………………………………………………….. | ||
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………………………………… | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………………... | ||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………............................................ | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………... | ||
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……………………………………………………………………..... | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем……………………………………………………………………………. | ||
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине……………………………………. |
1. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Цель изучения дисциплины – формирование у будущего преподавателя психологии в системе образования знаниями закономерностей развития личности формирующегося человека, знаниями о специфике педагогической деятельности и роли личности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса.
.Основные задачи дисциплины:
- определить место и роль педагогической психологии в системе наук;
- обосновать основные положения теории воспитания в современной системе образования и ее приложение на практике;
дать психологическую характеристику ведущих элементов педагогической системы, а именно – обучающего и обучаемого;
раскрыть содержание понятий «учебная деятельность», «педагогическое сотрудничество» и «педагогическое взаимодействие»;
сформировать основы обучения в новых образовательных средах, базирующихся на использовании средств компьютерных и телекоммуникационных технологий;
обеспечить усвоение студентами основных понятий педагогической психологии, закономерностей психического развития и формирования личности в процессе педагогического взаимодействия (обучение и воспитание);
овладеть методами диагностики учебных и внеучебных интересов, склонностей, а также возможностей личности педагога;
сформировать основы психологической культуры; развивать у студентов личностные и профессиональные качества, необходимые будущему преподавателю психологии.
1.1. Требования к результатам освоения дисциплины.
В соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель психологии» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенции:
- ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий;
- ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
В результате освоения курса «Педагогическая психология» слушатели должны:
Знать:
определения основных понятий и терминов педагогической психологии;закономерности, факты и феномены познавательного и личностного развития человека в процессах обучения и воспитания; основные теории и концепции педагогической психологии; предмет и специфические методы психолого-педагогического исследования и обследования; основные области практических приложений психолого-педагогических знаний; функции педагогического психолога и психолога образования в решении комплексных проблем проектирования, экспертизы и коррекции образовательных сред разного уровня и организации психологической помощи субъектам образовательного процесса; историю развития и современное состояние различных направлений педагогической психологии;
Уметь
анализировать учебно-воспитательный процесс с позиций достижений современной психологии и педагогики; проектировать программы коррекции образовательной среды; выполнять функции школьного психолога и участвовать в работе психологических служб учебных заведений.
Владеть
- основными понятиями педагогической психологии; этическими нормами проведения психолого-педагогических исследований; методами преподавания психологии в учебных заведениях; методами оценки эффективности и коррекции учебно-воспитательного процесса. .
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Педагогическая психология» относится к Разделу 2. Специальные дисциплины программы дополнительного образования «Преподаватель психологии» на 2017-2018 учебный год.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Формой промежуточной аттестации является зачет.
3. Объем дисциплины с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид учебной работы | Всего часов | Аудиторная работа |
Аудиторные занятия (контактная работа), в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинарские занятия (СЗ) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего): Другие виды самостоятельной работы: подготовка рефератов по темам курса, презентаций, докладов для выступления на научных конференциях и т.д. | ||
Вид промежуточной аттестации – зачет | ||
Общая трудоемкость, час. / | ||
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости
Тематический план очной формы обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Контактная нагрузка | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
1. Педагогическая психология: становление, современное состояние | ПК-10, ПК-12 | ||||||
2. Психологические основы обучения. Научение, учение, обучение. Психология усвоения | ПК-10, ПК-12 | ||||||
3. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психология педагогической оценки | |||||||
4. Обучаемость и критерии её эффективности. Специфические и неспецифические показатели. Уровни обучаемости | ПК-10, ПК-12 | ||||||
5. Современные концепции обучения. Психологические основы систем развивающего обучения | ПК-10, ПК-12 | ||||||
6. Проблемы психологии воспитания. Методы воспитания на разных возрастных этапах развития | ПК-10, ПК-12 | ||||||
7. Готовность к обучению в школе. Ученик как субъект воспитания | ПК-10, ПК-12 | ||||||
8. Психология педагогической деятельности | ПК-10, ПК-12 | ||||||
9. Психологический анализ урока | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Итого | - |
* в том числе в интерактивной форме
Содержание дисциплины
1. Педагогическая психология: становление, современное состояние Педагогическая психология как наука о закономерностях становления, развития психики и сознания в системе социальных институтов воспитания и обучения. Предмет педагогической психологии. (Б.Г.Ананьев, В.А. Крутецкий, И.А.Зимняя, Н.Ф.Талызина и др.). Место педагогической психологии в системе других психологических наук и в отношении к педагогике*.
Историческое изменение предмета педагогической психологии вместе с изменением социокультурных ориентаций общества. Основные этапы становления педагогической психологии*. Психологическая педагогика, ее место и роль в современной педагогической психологии.
Проблемы педагогической психологии. Структура педагогической психологии (психология педагогической деятельности, психология обучения, психологи воспитания). Основные задачи педагогической психологии.
Образование в общекультурном контексте. Общеметодологический смысл понятия «образование». Образование как система, как процесс, как результат*. Основные тенденции современного образования. Педагогическая антропология и ее роль в развитии образования.
Психологические исследования педагогического процесса. Методы педагогической психологии. Историческое изменение методов изучения психического развития в процессе усвоения социального опыта. Метод сравнительного кросскультурного исследования в педагогической психологии. Личностный и деятельностный подходы.
Общеметодологические принципы: законы диалектики (переход количества в качество; единство и борьба противоположностей; противоречия как источник развития)*. Общепсихологические принципы: принцип детерминизма; принцип единства сознания и деятельности; принцип развития психики в деятельности. Принципы возрастной и педагогической психологии: неравномерность психического развития (сензититивные периоды); интеграция психики (целостность); пластичность и возможность компенсаций.
Методы педагогической психологии. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; формирующий и констатирующий эксперимент; тестирование; метод поперечных срезов в педагогической психологии; метод психологического анализа результатов деятельности; методы опроса в и др.; методы исследования группы: социометрия и референтометрия. Методы обработки полученной информации. Теоретические методы. Методы практического характера. Методы обучения. Методы воспитания и самовоспитания*.
Психологические основы обучения. Научение, учение, обучение. Психология усвоения
Основные понятия психологии «учение», «научение». Виды научения через реактивное поведение: привыкание, сенсибилизация, импринтинг, условный рефлекс; через оперантное поведение: путем проб и ошибок, формирование реакции, научение путем наблюдения (через подражание и викарное научение); через когнитивные формы научения: латентное, инсайт, обучение сложным навыкам, путем рассуждения. Факторы, от которых зависит успешность научения. Виды подкрепления.
Структура, функционирование и условия развития деятельности учения и взаимодействий между участниками образовательного процесса на разных этапах онтогенеза. Обучение и учение. Усвоение как психологическая сторона учения. Подходы к определению усвоения. Основные характеристики усвоения. Навык в процессе усвоения*. Факторы, влияющие на формирование навыка. Закономерности формирования навыка. Критерии сформированности навыка.