Основные методы психодиагностики. Виды психологических тестов.

Методов и методик психодиагностики очень много. Однако среди них есть ограниченное число общеизвестных методик, определяющих в целом облик психодиагностики. Приведем некоторые из них и изложим основания для классификации психодиагностических

методик.


По типу диагностируемых психологических свойств методики психодиагностики можно разделить на следующие группы:
- диагностика интеллекта и умственного развития (Тест Векслера, тест Р.Амтхауэра, свободный от культуры тест интеллекта Р.Б.Кеттелла, интеллектуальные тесты Г.Айзенка, Тест Равенна, тест социального интеллекта Гилфорда-Салливена);
- диагностика эмоционально-волевой сферы (Тест школьной тревожности Филипса, опросник Спилбергера-Ханина, шкала проявлении тревоги Тейлора, опросник Басса-Дарки, опросник Ассингера, методика Розенцвейга, оценка уровня субъективного контроля);
- диагностика направленности личности (ТЮФ, опросник Рокича, диагностика мотивации успеха, диагностика мотивации избегания неудачи, диагностика мотивации аффилиации);
- диагностика характера и темперамента (Опросник Леонгарда, опросник Леонгарда-Шмишека, ПДО, методика Стреляу, опросник В.М.Русалова, опросник Айзенка);
- диагностика самосознания (Методика изучения самоотношения (МИС) С.Р.Пантелеева, методика репертуарных решеток Дж.Келли);
- проективные методики диагностики личности (Тест Люшера, " Дом- дерево- человек", "Несуществующее животное", рисунок человека из геометрических фигур, ТАТ, тест руки, методика Сонди);
- диагностика межличностных отношений (Кинетический рисунок семьи, методика Лири, методика Рене Жиля, опросник родительского отношения В.В.Столина и А.Я.Варги);
- диагностика социально-психологической адаптированности (Опросник Стотта, методика Роджерса-Даймонда);
- комплексные методики (16 ЛФ Р.Б.Кеттелла, MMPI, СМИЛ или СМОЛ);
- диагностические программы (Диагностика готовности к школе, диагностика готовности к средней школе, составление психологического автопортрета).

Другим критерием классификации психодиагностических методик является мера «объективности—субъективности». В случае объективных методик влияние психодиагноста на результаты минимально; при применении субъективных методик результаты обследования зависят от опыта и интуиции исполнителя.

Проведение обследований с использованием психодиагностических методик требует от психодиагноста выполнения различных технологических операций, что является еще одним основанием для классификации методик. Так, выделяют:
- аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей (частота сердечных сокращений, функции дыхания и т.д.),
- аппаратурные поведенческие методики (определение времени простых и сложных реакций на различные стимулы),
- тесты способностей (объективные тесты),
- методики диагностики креативности (в них априори отсутствует правильный ответ- оценка дается по статистической редкости ответа),
- личностные тесты-опросники (они наиболее распространенные – это ряд утверждений с возможными вариантами ответов; ответ на каждый пункт опросника предопределяет степень выраженности той или иной черты. Традиционно выделяют три класса черт - конституциональные, индивидные и личностные. Наиболее широко признанной является методика «Большая пятерка», диагностирующая следующие черты: «самоуверенность-неуверенность», «дружелюбие - враждебность», «сознательность - импульсивность», «эмоциональная стабильность - тревожность», «интеллектуальная гибкость - ригидность»),
- методики субъективного шкалирования (основаны на отражении характеристик объекта путем установления их числовых отношений и упорядочивания в определенную числовую систему),
- проективные методики (позволяют прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях, а также обнаруживать плохо осознаваемые и неосознаваемые аспекты личности),
- технику репертуарных решеток (позволяют диагностировать особенности индивидуального сознания: выделение особенностей Я-концепции; выяснение представлений человека о значимых других и себе самом; о кризисной ситуации, в которой он оказался; выявление особенностей восприятия других людей, а также имплицитных теорий личности и способностей, присущих различным социальным группам),
- прочие методики, такие как структурированное интервью, клиническая беседа, ситуационное тестирование, различные интерактивные методики (тренинги, «ролевые игры», организационно-деятельностные игры).

Методологической основой психодиагностики является дифференциальная психометрика, или наука о дифференциально-психологических измерениях. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, а также процедуры их разработки и применения. В дифференциальной психометрике отсутствуют эталоны для измерений, поэтому числовые значения (ранги, категориальные шкальные значения и т. п.) «приписываются» самим людям. То есть в качестве эталона используется сама психодиагностическая методика, и люди сравниваются между собой по результатам ее выполнения. При этом абсолютные значения, получаемые в ходе выполнения той или иной методики мало что говорят о выраженности исследуемого качества и приобретают некоторый смысл только при сравнении с результатами других испытуемых - при сопоставлении с нормами выполнения теста на выборке стандартизации. Достоинства измерительных методов - объективный характер процедуры и возможность перепроверки полученных результатов. Однако эти достоинства являются следствием требований, предъявляемых к психодиагностическим методикам: репрезентативности (соответствие тестовых норм выборки, на которой проводилась стандартизация тестовым нормам обследуемой популяции), надежности (точности и устойчивости измерений), валидности (соответствие методики измеряемому концепту).

К основным функциям психолога-диагноста относятся:

1. Научно-методическая. - работа по определению диагностических и прогностических возможностей инструментария.

2. Диагностическая. - психодиагностическое исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, анализирует и интерпретирует полученный диагностический материал, составляет психологические заключение.

3. Прогностическая. - прогнозирование перспектив индивидуального развития и возможных отклонений от его закономерного хода.

4. Психодиагностическое консультирование. - результаты с соблюдением всех правил этики доводятся до самого обследуемого или лиц, заинтересованных в них.

5. Просветительская. - Полученные в диагностическом исследовании результаты могут использоваться для консультационной работы с широкими слоями населения, специалистами смежных областей, особенно с лицами, участвующими в образовательном и воспитательном процессе, с целью формирования и совершенствования психологической культуры.

6. Экспертная. - Психолог-диагност участвует в организации и проведении психодиагностических исследований, предполагающих определение эффективности формирующих, развивающих, коррекционных программ, диагностических методик.

52.Психодиагностический процесс и диагноз.

Наши рекомендации