Социальная психология и психология межличностных отношений
Социальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, которые выступают результатом взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. Социальная психология возникла на стыке двух наук: психологии и социологии. Любое общественное явление имеет психологический аспект, так как общественные действия проявляются через деятельность людей. Люди, включаясь в социальные группы, общаются и взаимодействуют друг с другом. При этом естественны вопросы: по каким законам складываются эти процессы, какое место они занимают в сложной структуре человеческих отношений? Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
В связи с этим ее интересуют общение и взаимодействие людей, какое место они занимают в системе человеческих взаимоотношений. Главная задача социальной психологии — раскрытие механизма «вплетения» индивидуального в социальную реальность.
Социальная психология рассматривает личность в общей системе общественных отношений, в которые вступают каждый индивид и социальные группы. Можно сказать, что человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений, среди которых выделяются два основных вида: общественные отношения и психологические (или межличностные) отношения личности.
Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают невыраженное, косвенное влияние, можно охарактеризовать как непосредственные, контактные, а тип общения, их создающий, — межличностный тип общения.
«Оба ряда отношений человека — и общественные, и межличностные раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивида. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека»1.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но самые совершенные формы оно приобретает у человека. Межличностные отношения бывают рациональные, когда на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие, а также эмоциональные — оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Они сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями и не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке. Социальному работнику нужно помнить об этом при взаимодействии с клиентами.
Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Общение включено в практическое взаимодействие людей: совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.
Оно удовлетворяет особую потребность человека в контактах с другими людьми. Часто именно стремление к общению объединяет людей для совместной деятельности, при этом они обмениваются информацией, ресурсами, эмоциями. Например, пожилые люди с большим удовольствием посещают общественные организации, ЦСО, участвуют в совместных мероприятиях.
Общаясь, люди помогают друг другу развиваться (личностно и духовно), преодолевать многие негативные ситуации. Например, страх, в первую очередь у пожилых людей. Человек подвержен страхам. К самым распространенным относятся страх одиночества и страх потерять близкого человека.
В подростковом возрасте общение особенно интенсивно развивается, приобретая новое содержание и новые формы существования. Общение подростков происходит во время многоплановой общественно полезной деятельности (трудовые, учебные, спортивные, художественные и другие ее виды). Оно способствует достижению качественно нового уровня развития, влияет на всю организацию духовного мира подростков. Это необходимо учитывать при работе с подростками, имеющими инвалидность и часто страдающими от социального одиночества. Включение молодых людей в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми будет способствовать их более эффективной социальной адаптации и интеграции.
Таким образом, взаимоотношения социального работника и клиента должны быть полезны подопечному и способствовать его личностному росту.
Группа 1. Ведущее направление — развитие системы педагогического всеобуча для родителей: специализированные занятия в школе, где учатся дети, или в учреждениях культуры или социального обслуживания по месту жительства.
Группа 2. Меры, применяемые к таким семьям, должны сочетать воспитательный, разъяснительный и принудительный аспект. В комплексе таких мер обязательно должно быть предупреждение, в том числе и в судебном порядке, о возможности лишения родительских прав.
Необходимо также оказывать социальную помощь, включая медицинскую и трудовую реабилитацию. Следует учитывать, что жилищная, семейная неустроенность, материальная нужда могут стать изначальными обстоятельствами, с которыми связано семейное неблагополучие. Здесь должен срабатывать принцип «Помоги и требуй» исполнения родительского долга.
Группа 3. Родители этой группы не могут объективно выполнять полноценно обязанности по воспитанию и содержанию детей (инвалиды, престарелые) — им нужна разноплановая помощь. Престарелым и инвалидам желательна помощь родительского совета школы, комитетов социальной защиты (материальная помощь, помощь в получении всех причитающихся этой категории родителей льгот и пособий, надбавки к пенсии). Им необходим социальный и психолого-педагогический патронаж.
В случаях, когда престарелые родители и инвалиды страдают соматическими заболеваниями, больны алкоголизмом, наркоманией, следует подключать медицинские учреждения (поликлинику, наркологическую службу). Использовав весь комплекс мер воспитательного, разъяснительного характера, следует сразу же применять меры правового воздействия. Этих родителей необходимо пролечить, убедив их в необходимости лечения. В крайнем случае ребенка можно на время определить в воспитательно-образовательное учреждение, в патронатную семью.