Формы общения с взрослыми у детей дошкольного возраста

В настоящее время традиционно выделяются генетические формы общения с взрослыми у детей от рождения до семи лет.

Ситуативно-личностная форма общения Эта форма общения возникает в онтогенезе первой (пример-

но в два месяца) и имеет самое короткое время существования

в самостоятельном виде – до конца первого полугодия жизни. Самая существенная черта ситуативно-личностного общения –

удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внима-нии взрослых. Для младенца особенно важно внимание взрослого.

И это понятно, так как присутствие близкого человека возле ребен-ка и его сосредоточенность на малыше, по существу, гарантируют последнему безопасность и тот поток ласковых, любовных воздей-ствий, который дети уже успели выделить из всех других проявле-ний взрослого и оценить как необычайно важные действия.

В первом полугодии жизни безразличие взрослого вызывает особенную реакцию ребенка: он встревожен, угнетен, огорчен, его ответное поведение резко затормаживается. Дети чутко ре-агируют на различия в интенсивности внимания взрослого (по-явление, улыбка, разговор), но не умеют отличить их от отри-цательных экспрессий взрослого (укоризна, гнев). И лишь во втором полугодии жизни младенцы воспринимают экспрессии и неудовольствия взрослого как нечто принципиально отличное от его положительного отношения и реагируют на них поведени-ем иного состава (хмурятся, отстраняются, некоторые обижен-но плачут). Получается, что потребность в доброжелательном внимании взрослого в рамках ситуативно-личностного обще-ния создает у детей невосприимчивость к негативным эмоциям близких взрослых; ребенок выделяет в порицаниях только про-

Формы общения с взрослыми у детей дошкольного возраста - student2.ru

59 Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М. :

Педагогика, 1986. – С. 62–68.



явление внимания к нему взрослого и реагирует лишь на него, пропуская остальное «мимо ушей».

Еще одна необычайно своеобразная особенность ситуатив-но-личностного общения состоит в том, что в рамках этой фор-мы коммуникативной деятельности младенцы умеют тонко раз-личать градации внимания взрослого и в то же самое время не отличают одного взрослого человека от другого. Эксперимен-тальное исследование Г. Х. Мазитовой показало, что лишь к кон-цу первого полугодия жизни младенцы обнаруживают уверен-ное узнавание матери, но и в этом случае феномены узнавания у них носят иной характер, чем у детей постарше.

Хорошо известно, что примерно в восемь месяцев ребенок при виде незнакомых людей проявляет страх и неудовольствие. Дети не старше шести месяцев обнаруживают свое умение уз-навать близких взрослых тем, что при взаимодействии с ними они больше радуются и чаще проявляют инициативу, чем при контактах с людьми посторонними. Значит, незнакомые вызы-вают у них такое же отношение, что и родные люди, а различия выражаются в степени удовольствия детей в пределах того же самого качества, то есть количественно.

Нет сомнения, что отмеченные выше особенности первой формы общения в высшей степени полезны для адаптации ре-бенка к условиям существования в этот период жизни. Не имея самостоятельного приспособительного поведения, дети адап-тируются к миру посредством взрослых. Готовность ребенка радоваться любому взрослому и всякому знаку внимания с его стороны обеспечивает ему установление контактов с любым че-ловеком, который будет за ним ухаживать.

Ведущим мотивом общения в описываемый период жизни де-тей является личностный мотив. Несмотря на это, дети отража-ют взрослых очень нечетко, аморфно; в их персоне для ребенка высвечиваются лишь внимательность да доброжелательность, причем последняя, как мы говорили выше, в специфической форме. И все же главное во взрослом, что побуждает ребенка к взаимодействию с ним, – это отделенное от совместного позна-ния или общего дела свойство его быть личностью. Поэтому об-щение малышей с взрослыми не обслуживает какое-либо иное их взаимодействие, а выступает как самостоятельные эпизоды обмена выражениями нежности и ласки.

Ситуативно-деловая форма общения появляется в онтогене-зе второй и существует у детей в возрасте от шести месяцев до трех лет. Но она очень сильно отличается от первой генетической формы общения, так как она уже не занимает место ведущей деятельности – на это место выдвигается теперь предметно-ма-





нипулятивная деятельность детей. Общение с взрослыми впле-тается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая

ее. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом – практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения вы-двигается деловой мотив. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны – как удивительные умельцы и ис-кусники, способные творить с предметами истинные чудеса.

В основе общения на данном этапе лежит коммуникативная потребность ребенка в сотрудничестве с взрослым. Прежнее стремление детей к доброжелательному вниманию полностью со-храняется. Дети по-прежнему и даже еще более настойчиво требу-ют присутствия взрослого, но теперь они нуждаются в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в труд-ную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения.

Итак, при ситуативно-деловом общении детям необходимы при-сутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого не-достаточно – ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе.

Наши рекомендации