Развитие общения у детей дошкольного возраста
Рассматривая общение как психолого-педгогическую катего-рию, мы характеризовали его как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на получение информации, согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достиже-ния общего результата. Необходимо подчеркнуть, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осущест-вляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Помимо взаимной направленности действий людей при об-щении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый его участник активен, то есть выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а также в том, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга. Поэтому нельзя относить к общению случаи односторонней активности.
Мы хотели бы подчеркнуть, что перечисленные выше особен-ности общения неразрывно связаны друг с другом и проявляют-ся в общении с детьми и дошкольного возраста.
Итак, в ходе общения люди адресуются друг к другу в рас-чете получить отзвук, ответ. Это позволяет легко отделить акты общения от всех других действий. Если ребенок, слушая вас, глядит вам в лицо и, улыбаясь в ответ на ваши ласковые слова, устремляет взгляд в ваши глаза – можете быть уверены, что вы общаетесь. Но вот ребенок, привлеченный шумом в соседней комнате, отвернулся или наклонил голову, заинтересованно рас-сматривая жука в траве, и общение прервалось: его сменила по-знавательная деятельность ребенка. У маленьких детей обще-ние, как правило, тесно переплетено с игрой, с исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и пере-межается с ними. Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела. Но даже краткие моменты общения – это целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования, поэтому как предмет пси-хологического анализа общение представляет собою известную абстракцию. Общение не сводится полностью к сумме наблюда-емых разрозненных контактов ребенка с окружающими людьми,
хотя именно в них оно проявляется и на их основе конструирует-ся в объект научного изучения.
М. И. Лисина, изучая развитие общения у дошкольников, вы-делила этапы онтогенеза общения, которые были названы «фор-мами общения», характеризующимися как коммуникативная дея-тельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам. Основными среди них являются следующие пять параметров:
1) время возникновения данной формы общения на протяже-нии дошкольного детства;
2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнеде-ятельности ребенка;
3) основное содержание потребности, удовлетворяемой деть-ми при данной форме общения;
4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми;
5) основные средства общения, с помощью которых в преде-лах данной формы общения осуществляются коммуникации ре-бенка с людьми.
Общение ребенка дошкольного возраста основывается на коммуникативной потребности в общении, которая определена как стремление человека к самопознанию и самооценке через познание и оценку других людей и с их помощью58. Процесс первичного становления потребности в общении завершает-ся к двум месяцам в сфере общения ребенка с взрослыми и к двум годам в сфере его общения с другими детьми. Но и после оформления потребности в общении процесс его развития не за-канчивается: скорее, можно сказать, что он только начинается. На протяжении многих последующих лет коммуникативная по-требность преобразуется, видоизменяется. На каждом возраст-ном этапе возникает новое содержание потребности в общении: что именно ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в самом себе.
Содержание потребности ребенка в общении с другими людь-ми зависит от общего характера его жизнедеятельности и места
в ней общения среди других видов активности. Экспериментальные исследования общения детей с взрос-
лыми, проведенные М. И. Лисиной, способствовали выделению
в дошкольном возрасте следующих четырех видов содержания потребности в общении:
58 Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М. :
Педагогика, 1986. – С. 31–57.
1) потребности в доброжелательном внимании (0,02–0,05, то есть от двух до пяти месяцев);
2) потребности в сотрудничестве (0,06–3, то есть от шести ме-сяцев до трех лет);
3) потребности в уважительном отношении взрослого (три-пять лет);
4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (пять-семь лет)59.