Условия эффективной организации педагогического общения

Важнейшим фактором, определяющим эффективность пе-дагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой понимается готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации.

Л. Д. Столяренко выделяет негативные и позитивные уста-новки педагога:

–  наличие негативной установки преподавателя на того или иного ученика определяется по признакам: учитель не создает благоприятную атмосферу для «плохого» ученика (мало време-ни для подготовки ответа, нетактичное перебивание монолога ученика, отсутствие наводящих вопросов), частое порицание, чем поощрение. Учащиеся чувствуют неприязнь в отношении педагога, его необъективность и рефлексивно дистанцируются;

–  наличие позитивной установки преподавателя характери-зуется в стремлении педагога дать возможность учащемуся вы-сказать свою мысль, при этом задает наводящие вопросы, по-ощряет взглядом, улыбкой, проявляет сочувствие56.

Условия эффективной организации педагогического общения - student2.ru

55   Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. – М.,

1979. – С. 10.

56 Столяренко, Л. Д. Педагогическое общение / Л. Д. Столяренко. – Ростов н /Д. : «Феникс», 2004. – С. 238–247.



Реализации позитивной установки способствует демократи-ческий стиль управления.

Средствами повышения эффективности воздействия явля-ются:

• «приспособления» – система приемов (мимических, психо-логических, речевых): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, поже-лание и др.;

• «пристройки или достройки» – приспособление своего тела,интонации и стиля общения к собеседнику для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;

• усиление воздействия через повышение голоса в началефразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесно-го воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения неожи-данной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведе-ния:

1) естественный тип: плодотворные импровизационные дей-ствия не вызывают у педагога психологических и эмоциональ-ных затруднений;

2) напряженно-преобразовательный тип: происходит моби-лизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;

3) преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);

4) непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная за-торможенность действий педагога;

5) эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;

6) неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовывать в педагогически целесообразные переживания и действия.

Установлению оптимального педагогического общения в лю-бых видах деятельности помогает использование следующих коммуникативных приемов:

–  приемы профилактики и снятия блокирующих коммуника-тивных аффектов (коммуникативной заторможенности, нелов-кости, подавленности, скованности, неуверенности в общении); –  создание атмосферы защищенности при общении воспи-

танников с педагогом;



–  одобрение, поддержка посредством придания ценности са-мой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;

–  поощрение высказывания собственной точки зрения уче-никами;

–  создание щадящих условий при ответе ученика с ярко вы-раженной коммуникативной заторможенностью;

–  недопущение действий со стороны отдельных учеников, подавляющих творческую активность товарищей.

Общение педагога с воспитанниками предполагает наличие

у педагога следующих психологических качеств и способностей: 1) интерес к личности воспитанников и работа с ними, нали-

чие потребностей и умений общения, общительность, коммуни-кативные качества;

2) способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

3) гибкость оперативно-творческого мышления, обеспечива-ющего умение быстро и правильно ориентироваться в меняю-щихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие

в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенно-стей воспитанников;

4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в обще-нии;

5) умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроени-ем, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

6) способность к спонтанности (неподготовленной коммуни-кации);

7) умение прогнозировать возможные педагогические ситуа-ции, последствия своих воздействий;

8) хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством педагогических переживаний, ко-торые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных пере-живаний, способных повлиять на студентов в требуемом направ-лении;

10) способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздей-ствия, «приспособления» и «пристроек»).

Тем, кто любит детей, кто ориентирован на педагогическую деятельность, В. А. Кан-Калик предлагает мудрые советы из-вестных педагогов и психологов.

● В педагогической деятельности необходимо использовать



весь многочисленный репертуар общения, то есть обмен инфор-мацией, организацию взаимоотношений, познание личности ре-бенка, оказание воздействия.

● Четко формулируйте конкретную задачу, которую вы реша-ете в общении и через общение.

● Продумайте стратегию и тактику общения, отберите воз-можные приемы взаимодействия и воздействия на сознание и поведение детей.

● В процессе общения концентрируйте внимание на реализа-ции своей конкретной задачи, ей подчиняйте все свои действия, все свои личностные свойства.

● Общение с детьми важно строить не «от себя», а «от них», тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения.

● Вступая в контакт с воспитанниками, организуйте с ними общение не «по вертикали», сверху вниз (педагог выше учени-ка), а в горизонтальной плоскости (педагог – ученик на равных).

● Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь по-нять их настроение, улавливайте малейшие изменения в микро-климате класса, не воспринимайте психологическую ситуацию как нечто стабильное.

● Будьте инициативны в общении с воспитанниками, помни-те, что инициатива в общении поможет вам успешнее управлять деятельностью, организовать сотрудничество.

● В общении старайтесь чувствовать себя свободно и не-принужденно. Никакой скованности, бесцельных движений, из-виняющейся улыбки и тому подобное, что бы выдавало вашу робость, боязнь, страх.

● Избегайте штампов в общении с детьми: в манере вести себя, в стереотипных реакциях на поведение учащихся, в меха-ническом следовании запланированной схеме разговора и т. п.

● Старайтесь преодолевать негативные установки по отно-шению к некоторым школьникам.

● Специально думайте над построением своих взаимоотно-шений с трудными воспитанниками.

● Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение57.

Вопросы для самопроверки:

1. Соотнесите понятия «культура педагогического общения»,

Условия эффективной организации педагогического общения - student2.ru

57 Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. – М., 1987. – С. 67.



«этика педагогического общении», «педагогический такт».

2. Перечислите принципы этики педагогического общения.

3. Дайте определение «педагогический такт».

4. Перечислите профессиональные качества педагога, спо-собствующие эффективному педагогическому общению.

Задания для практической работы:

Задание 1.Работа по группам (два-три человека). На основеанализа представленных кейсов проанализируйте педагогическую ситуацию, предложите свой вариант решения проблемы. Опреде-лите причины нарушения педагогического такта преподавателем.

Вариант 1

Володе, инициатору уборки территории детского дома, вос-питательница обещала в присутствии всех ребят выдать завтра премию. Мальчик долго не спал, раздумывал о том, что может подарить ему воспитательница. Но «завтра» прошло в томи-тельном ожидании. Товарищи осаждали Володю одним и тем же вопросом: «Ну, получил? Покажи!» Только показывать Володе было нечего – воспитательница забыла о своем обещании. Тог-да Володя решил напомнить о себе.

– Вы обещали, Клавдия Ивановна... – несмело выговорил он.

– Что обещала? Ах, да! Разве все запомнишь? Посерьезнее дела есть! Вот получу деньги – и куплю что-нибудь. Не пропадет твоя премия! – закончила она почему-то сердитым голосом.

Володя вспомнил, с какой важностью говорила она

о премии при ребятах... Он молча убежал, с неприязнью думал о Клавдии Ивановне.

Когда подарок был все же куплен, Володя демонстративно отказался от него.

– Не нужна мне ваша премия. Я не за премию старался! Клавдия Ивановна была возмущена таким поведением Во-

лоди и прочитала длинную нотацию о вежливости и уважении.

Вариант 2

Ученик девятого класса Голубев недавно переведен из вечер-ней школы. На одном из уроков математики этот самоуверен-ный, не без способностей юноша, надеявшийся «проскочить» после очередной вполне заслуженной двойки, тут же у доски на-грубил учительнице: «Ну, Варвара Борисовна, зарубите себе на носу, больше я до вашей математики и не дотронусь».

«Ну, Голубев, – тут же с усмешкой под хохот учеников отве-тила учительница, – стану я из-за вашей математики нос себе калечить».



Вариант 3

В начальной школе Слава учился хорошо, но в четвертом клас-се замкнулся, все больше и больше уединялся, стал пропускать занятия, плохо учиться, частенько уходил с уроков. Классная руко-водительница пыталась воздействовать на него через класс, убеж-дала, систематически посещала на дому, но мальчик оставался равнодушным ко всему и почти перестал ходить в школу. Видя, что обычные меры воздействия не дают результатов, классная руково-дительница инсценировала отправку мальчика в детскую комнату милиции. Заранее договорилась с родителями. В назначенный ве-чер отец в присутствии классной руководительницы насильно одел сына, будто в дальнюю дорогу, и повел его на автобусную останов-ку. За пять минут до прихода автобуса, как было условлено, при-бежала мать, чтобы «проститься».

Слава заплакал, упрашивал родителей не отправлять его в детскую комнату милиции, обещал хорошо учиться, не огорчать родителей. За минуту до отправки автобуса родители с клас-сным руководителем согласились оставить мальчика дома. И, действительно, Слава выполнил свои обещания.

Вариант 4

Алексей, восьмиклассник, связавшись с дворовой компанией

ребят старше себя, оказался участником группового нападения

и избиения прохожего. Ребята находились в нетрезвом состоя-нии.

Учитывая несовершеннолетие Алексея и его состояние здо-ровья (болезнь сердца), а также то обстоятельство, что он не проявлял в драке активности, а лишь присутствовал при этом, школе предоставлялась возможность взять его на поруки. Для этого необходимо было положительное решение педагогическо-го совета школы. При отрицательном решении мальчика ждали суд и лишение свободы.

После бурного обсуждения педсовет (большинством всего в два голоса) все же принял решение – взять Алексея на пору-ки и разрешить посещать школу. Назавтра он впервые в жизни принял участие в дежурстве по школе и, надев повязку, добро-совестно стоял на переходе у лестницы, следил за порядком. В это время Валентина Ивановна провожала свой второй класс в гардероб. Проходя мимо Алексея, она сказала малышам громко:

– Дети, посмотрите – это тот самый хулиган (и она показала на Алексея, взяв его за рукав), которого вчера чуть не выгнали из школы. Помните, я вам утром рассказывала о нем.

В доли секунды Алексей сорвался с места, бросив на ходу повязку дежурного, и с искаженным лицом выбежал из школы.



Вариант 5

Юрий Сергеевич получил очень озорной, неспокойный класс, который с первого урока решил, по словам школьников, «испы-тать “химика” на герметичность». Когда Юрий Сергеевич вошел

в кабинет, то из одного угла послышалось:

– Ку-ку.

Когда учитель повернулся туда, то из другого угла раздалось:

– Ку-ку.

Потом, как только учитель начинал говорить, «ку-ку» звучало откуда-нибудь вновь.

В ответ Юрий Сергеевич сказал всему классу:

– Ку-ку, ку-ку!

Все рассмеялись, учитель смеялся вместе с ребятами. После

этого урок продолжался спокойно.

Вариант 6

Мать Маши пришла в школу узнать, как учится и ведет себя

ее дочь. Только она успела переступить порог учительской, как услышала:

– Ваша дочь – законченная лентяйка.

– А, Машина мама, наконец-то... Хорошо, что пришли, я уж и сам собирался вас вызывать: болтает ваша дочка на уроках, никакого сладу с ней нет...

Но вот в учительской появляется Машина классная руководи-тельница. Она берет женщину под руку и уводит ее в укромный уголок. И вот они уже разговаривают о чем-то шепотом. Клас-сная руководительница обязательно найдет что-то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадежным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят ее в классе, как близко к сердцу принимает она все классные дела. И только потом разговор пойдет о двойке за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроке математики.

И спустя несколько минут, уже слышится голос Машиной мамы:

– Спасибо, голубушка. Уж я постараюсь, послежу.

И уходит она из школы не раздраженная, а озабоченная но-выми задачами, которые придется решать вместе с классной ру-ководительницей.

Задание 2.Напишите синквейн на тему «Культура педагоги-ческого общения».

Проверочные тесты

1.  Этика профессионального общения – это…



а) выполнение требований педагога;

б) совокупность норм, регулирующих поведение учащихся; в) совокупность нравственных норм, правил, регулирующих

поведение и отношение между педагогом и учащимися;

г) нравственные установки педагогов, регулирующих отно-

шение между педагогом и учащимися.

2. Соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, уме-ние выбрать правильный подход к учащимся – это…

а) этика поведения;

б) педагогический такт; в) этические нормы.

3. Соотнесите понятия:

Приемы повышения Средства повышения
эффективности эффективности
воздействия воздействия
   
«Приспособление» Повышение голоса, смена спо-
  собов словесного воздействия
   
«Пристройки или достройки» Одобрение, совет, недоволь-
  ство, намек, просьба, осужде-
  ние, юмор, насмешка, приказ,
  доверие, пожелание
   
Усиление воздействия Приспособление своего тела,
  интонации и стиля общения к
  собеседнику
   

4. Эффективные типы поведения педагогов в условиях импровизации:

а) естественный тип;

б) напряженно-преобразовательный тип; в) неадекватный тип; г) непроизвольно-тормозной тип.

5. Искусство общения педагога обусловлено:

а) умением управлять своим поведением; б) умением нравиться учащимся;

в) умением понимать и учитывать душевное состояние вос-питанников;

г) умением подать себя в общении.



Наши рекомендации