Проблема развития прикладной и практической психологии в трудах историков науки
Следует отметить, что вопрос о соотношении практических и прикладных направлений в их связи с фундаментальной наукой так или иначе рассматривался ведущими методологами и историками психологии. Но, несмотря на это, анализ современной методологической литературы позволяет констатировать отсутствие единства в представлениях о содержании понятий прикладной психологии, практической психологии и психологической практики. Таким образом, обобщение и систематизация основных точек зрения по данному вопросу представляется интересной исследовательской задачей.
Так, анализируя кризис в психологической науке, Л.С. Выготский (1926) пришел к выводу, что его глубинной причиной была оторванность психологии от практики. «Отношение академической психологии к прикладной до сих пор остается полупрезрительным, как к полуточной науке. Не все благополучно в этой области психологии – спору нет; но уже сейчас даже для наблюдателя по верхам, т.е. для методолога, нет никакого сомнения в том, что ведущая роль в развитии нашей науки сейчас принадлежит прикладной психологии: в ней представлено все прогрессивное, здоровое, с зерном будущего, что есть в психологии; она дает лучшие методологические работы» [3, c. 387]. Л.С. Выготский, однако, не выделял практическую психологию как самостоятельную область и сферу деятельности профессиональных психологов: для него «практически-психологический опыт и навыки» накапливались в иных направлениях человеческой деятельности – промышленной, воспитательной, политической, военной, религиозной и т.д. Развитие же прикладной психологии Л.С. Выготский называл «главной движущей силой кризиса в его последней фазе», полагая, что практические дисциплины должны занять принципиально иное положение во всем строе науки. В новой психологии «практика входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца; практика выдвигает постановку задач и служит верховным судьей теории, критерием истины; она диктует, как конструировать понятия и как формулировать законы» [3, c. 387-388].
Л.С. Выготский, по сути, предложил динамическую модель отношений теоретической (научной) психологии и общественной практики через развитие прикладной психологии. Он считал, что такое развитие приведет к «перестройке всей методологии науки на основе принципа практики, т.е. к превращению ее в естественную науку. Этот принцип давит на психологию и толкает ее к разрыву на две науки; он обеспечивает в будущем правильное развитие материалистической психологии. Практика и философия становятся во главу угла». Предлагая четкое разделение теоретической и прикладной областей психологической науки, под «практикой» Л.С. Выготский понимал, прежде всего, психотехнику.
Как известно, период 20-х – начала 30-х годов XX века был временем расцвета отечественной психологии, в том числе ее практико-ориентированных (по терминологии Л.С. Выготского, «прикладных») направлений, прежде всего психотехники и педологии. Анализ работ И.Н. Шпильрейна и других лидеров психотехники позволяет современным исследователям говорить о том, что критерием истинности для их работ выступала «практика в ее высшей форме – научных предсказаний и конструктивных, целенаправленных изменений изучаемого объекта» [12, c. 57]. Другим важнейшим направлением, ориентированным на практическое использование психологии в иной социальной сфере – в системе образования, была педология. К социально-политическим факторам, обусловившим развитие указанного направления, можно отнести советскую научную политику. Как замечают В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник и Б.Н. Тугайбаева, «особенно острое звучание вопрос о воспитании нового типа личности, человека-строителя социализма, приобретает в конце 20-х гг. И в этих условиях на педологию возлагались задачи воспитания этого «нового человека». Она была призвана разработать научно обоснованные методы формирования, обучения и воспитания ребенка» [12, c. 59]. Попытки определения предмета и выделения теоретических постулатов педологии на протяжении всей недолгой истории ее существования сопровождались разработкой и использованием разнообразных методов диагностики детей, анализа внутренних предпосылок, закономерностей и тенденций развития, а также воздействия на процесс социально-биологической эволюции ребенка в ходе обучения и воспитания. Это стало основой понимания педологии как синтетической и практико-ориентированной научной дисциплины, призванной дать целостное знание о ребенке.
Вместе с тем, представляя историю развития отечественной психологии в этот период, Т.Д. Марцинковская подчеркивает трудности ее методологического становления, связанные с неизбежным, по мнению автора, отрывом теоретических исследований от психотехнической и психолого-педагогической практики, свидетельствуя о имевшем место «разрыве» между академической и практической психологией уже в первой трети XX века. Причины этого автор связывает как с внутренней логикой развития науки, так и с социальными изменениями в обществе 1930-х гг. Так, отмечается недостаток квалифицированных психологических кадров, разница в уровне подготовки, знаний и культуры «в центре и на периферии» [10, c. 500].
Установка на единство теории и практики определяла направление работ ведущих отечественных исследователей начала века: при организации Психоневрологического института В.М. Бехтерев стремился объединить два важнейших направления психологической деятельности – прикладные исследования и практическую помощь больным. По аналогичному пути шли А.А. Ухтомский, проверявший свои теоретические воззрения как в физиологический лаборатории, так и на производстве, Н.А. Бернштейн, усовершенствовавший ряд экспериментальных методов изучения движения человека в процессе труда и др. Откликом на социальный запрос 1920-х гг. были работы Л.С. Выготского, П.П. Блонского, В.М. Экземплярского, Б.А. Артемова и др. по изучению как одаренных, так и трудновоспитуемых, беспризорных детей.
Отдельным аспектом анализа истории отечественной психологии является определение причин усиления контроля и ликвидации практико-ориентированных педологии и психотехники. Так, подчинение ведомственному контролю служб охраны труда Е.А. Климов и О.Г. Носкова связывают с рядом социальных и научных причин: обстановкой враждебности и мировой изоляции, требующей срочного создания военной промышленности, дефицитом и текучестью кадров, снижением производственной дисциплины [7]. Нападки на педологию авторы рассматривают в условиях идеологизированной среды, определявшей недооценку природных основ психики, игнорирование проблемы задатков и способностей, одаренности, индивидуально-психологических различий, роли бессознательного, а также умаление значения принципа индивидуального подхода к человеку, утверждение примата коллективного над индивидуальным. Острота критики и санкций против педологии объяснялась и тем, что она не смогла удовлетворить ожиданию научной поддержки ряда важных идеологических идей. Отмечается также, что немаловажную роль в судьбе педологии сыграла развернувшаяся борьба в руководстве Компартии: «моральное и физическое уничтожение большевиков «ленинской гвардии» (Н. Бухарина, Н. Крупской, А. Бубнова, А. Луначарского), разгром троцкизма отразились и на отношении к тому научному направлению, которое ассоциировалось с их именами» [12].
Таким образом, трудности развития практико-ориентированных течений отечественные историки психологии объясняются политической и идеологической ситуацией, актуальными запросами общественной практики [10]. Называются такие причины, как несоответствие идеологическому запросу, отставание практики от теории, отсутствие квалифицированных психологов-практиков, разница в уровне теоретических исследований и практического применения их результатов на местах. Социальные изменения 30-х гг. рассматриваются в качестве условий, препятствовавших формированию развитой сети педологических и психологических учреждений и созданию квалифицированных кадров практических психологов.
Вопросы развития прикладных исследований и прикладной психологической деятельности в зарубежной науке освещаются в работах Т. Лихи, Д.П. и С.Э. Шульц, Р. Смита и др. Так, американский исследователь, автор трех изданий «Истории современной психологии» Томас Лихи посвящает развитию прикладной психологии XX века специальный раздел. Автор подчеркивает, что фундаментальные изменения, произошедшие в природе психологии к середине XX века, были связаны с «появлением фигуры прикладного психолога», что отразилось в соответствующей редакции устава Американской психологической ассоциации [9]. На рубеже XIX-XX вв. многие психологи-теоретики предоставляли услуги организациям и отдельным гражданам. Они «стремились не только разрабатывать тесты для определения интеллекта учащихся или отбора персонала, но и самостоятельно применять их и консультировать родителей или предпринимателей, переходя, таким образом, от научной работы к прикладной деятельности» [9, c. 363]. К социальным условиям, способствовавшим бурному развитию прикладной психологии, автор относит идеологию прагматизма и позитивизма, а также острую потребность общественной практики в психологической службе.
В историко-научных взглядах Т. Лихи отражается обозначенная Л.С. Выготским логика развития научного познания (практика – исследовательская задача – научное исследование – теория – проверка истинности теории на практике): истинным может считаться лишь то знание, которое получило свое практическое подтверждение. Неудивительно, что психологи делали упор на общественной и индивидуальной полезности их дисциплины. Приоритетными направлениями деятельности прикладных психологов в то время были проблемы психологии управления, производственной психологии, педагогической психологии, так или иначе, решающие вопросы адаптации, приспособления индивида к различным сферам социальной жизни.
Т. Лихи также затрагивает важный вопрос о размежевании двух классов психологического сообщества: психологов-теоретиков и практикующих психологов, чьи социальные и экономические интересы порой противоречили друг другу. Если первые требовали от правительства увеличения финансирования научных исследований, то для вторых на первое место выходили вопросы государственного лицензирования. Результатом подобных противоречий стало «четкое разделение на теоретиков и практикующих психологов, для которых психологические услуги стали основной деятельностью и источником дохода» [9, c. 363]. Стоит отметить, что такое положение вещей стало возможным, благодаря особым социально-экономическим условиям, поощрявшим развитие частной собственности и свободы предпринимательства.
Необходимо подчеркнуть, что, говоря о развитии прикладной зарубежной психологии, Т. Лихи рассматривает развитие и собственно практического направления: если теоретически, согласно позиции Дж. Дьюи, «результаты научных исследований психологов должны были использовать специалисты в области образования» (а психологам, в лучшем случае, отводилась роль научных консультантов), то на практике психологи стремились к тому, чтобы не только оказывать услуги специалистам и организациям, занимающимся непсихологической деятельностью (осуществляя прикладную деятельность и реализуя опосредованные другими специалистами отношения «психолог-клиент»), но работать и непосредственно с потребителями психологической услуги (родителями, учениками и т.д.), занимаясь собственно психологической практикой.
Подчеркивая особое значение практики в развитии психологии, британский историк науки Роджер Смит указывает на участие психологов-экспертов в области подбора персонала (Германия, 1930-е гг.), отбора военнослужащих для участия в боевых действиях (США, 1917 г.), и, наконец, формирование целого сообщества специалистов-психологов, «зарабатывающих себе на жизнь за пределами чистой науки» во второй половине XX века [13].
Таким образом, зарубежные историки психологии также отмечают значение социального заказа для развития теоретических, прикладных исследований в психологии и ее практических направлений. Особенностью американского и европейского подхода в анализе истории современной психологии является внимание к деятельности психологического сообщества как субъекта практической деятельности.
А.Л. Журавлев и Д.В. Ушаков, анализируя основные этапы развития взаимодействия отечественной фундаментальной психологии и психологической практики, рассматривают более поздние периоды выстраивания их взаимоотношений [5]. Так, в 60-х – 80-х гг. XX века эти взаимоотношения, по мнению авторов, характеризуются гармоничной реализацией методологического «принципа практики» (Л.С. Выготский): «фундаментальная психологическая теория должна верифицироваться в экспериментах и снабжать достоверными, проверенными знаниями практику, а практика в свою очередь, способна, с одной стороны, проявить ценность теории, а с другой – поставить перед теорией такие вопросы, которые будут стимулировать ее развитие» [5, c. 6].
Причины дальнейших изменений в отношениях фундаментальной психологии и психологической практики авторы видят в растущей потребности населения в многообразных формах психологической помощи, в развитии рыночной экономики и появлении сектора частных психологических услуг, а также в переосмыслении их связей на основе философии и методологии постмодернизма. Таким образом, характеризуя второй этап развития взаимодействия указанных отраслей, А.Л. Журавлев и Д.В. Ушаков впервые говорят о становлении собственно практическойпсихологии, которая трактовалась расширительно, хотя речь шла преимущественно о психотерапии. Авторы характеризуют это новое направление как существующее само по себе, без опоры на современную теоретико-экспериментальную науку, что привело к социальному размежеванию профессиональных сообществ, систем образования, научных ориентиров, авторитетов и кругов общения.
Перспективы развития психологической практики исследователи видят в реализации «доказательного движения»: вторичного сближения теоретико-экспериментальной психологии и психологической практики через экспериментальную оценку эффективности практического метода, что позволяет осуществить надежную обратную связь, свободную от субъективного мнения практикующего психолога.
3.Психология как наука. Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими науками.
Занимая важное место в системе наук о человеке, психология тесно взаимосвязана с другими науками. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии. Очевидна связь психологии с естественными науками — биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики. Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенностям психического, душевного склада человека в различные исторические эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, проблема творчества. Hе менее очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека. Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки соприкосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психической деятельности, психологическом обосновании особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний. Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой — в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.
В данной работе мы поясним причины, по которым следует изучать взаимосвязь психологии с другими науками, а так же более подробно остановимся на некоторых из них.
1. Психология как наука
Psuche (греч.) – душа. Logos (греч.) – смысл, выраженный в слове (осмысленное слово, разум, познание, изучение, исследование, разумное понимание). Т.о., психология – знание о психике, наука, изучающая ее. Имеет несколько значений:
Психология - наука о психике. Психика – (как объект психологии) - свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.
Область психических явлений – обычно понимаются факты субъективного, внутреннего опыта, м.б. сознательными и бессознательными. Но это и вся область от отражения простейшими животными отдельных свойств окружающей среды до сознательного представления сложных связей природного и социального мира, в которой живет человек.
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.