Развитие, специализированных восприятий
Основной принцип развития специализированных восприятий состоит в постоянной дифференцировке соответствующих ощущений, в выработке умения сознательно контролировать и управлять дистанцией до партнера, положениями тела, степенью мышечного напряжения и расслабления и т. д. Для того чтобы научиться этому, в процессе занятий боксер постоянно варьирует различными движениями — временем их выполнения, скоростью усилий, резкостью .и т. д. (при передвижении, стоя, сидя, лежа) и старается оценивать эти свойства движений, положения тела и его частей. Он должен стремиться как можно более четко осознавать те ощущения, которые возникают при различных движениях (очень резких или очень «тягучих», очень напряженных или расслабленных, очень медленных или очень быстрых и т. д.), при постепенном изменении свойств движений или положений тела и его частей.
Для лучшего контроля за движениями и положениями тела нередко прибегают к выключению или ограничению зрительной информации (полностью или частично завязывают глаза), используют различные средства срочной информации.
Боксер должен понять сущность каждого специализированного восприятия, которое он хочет развить и представлять (зрительно и кинестетически, т. е. при помощи мышечно-двигательных ощущений), положения тела него частей и важнейшие свойства движений.
Развитие специализированных восприятий требует ежедневной тщательной, кропотливой работы перед зеркалом, в бою с тенью, в упражнениях на снарядах, с партнером. В процессе этой работы используются различные вспомогательные средства для развития восприятий (мячи, камни, эспандеры, надутые камеры, стойки и пр.), а также приборы, позволяющие получить срочную информацию об особенностях выполняемых движений.
Развитие чувства дистанции. Боксеру следует ясно различать признаки дальней, средней и ближней дистанций. Кроме того, он должен знать, что имеются еще ударные и защитные дистанции (Ю. К. Никифоров) и что для боксеров с разным ростом и длиной рук эти дистанции значительно отличаются друг от друга.
Для развития чувства ударной дистанции боксеры сначала измеряют ее, выпрямляя руку вперед (с шагом или без шага вперед) или соприкасаясь в разных положениях. Партнеры становятся на дальней или средней дистанциях, и один из них начинает изменять дистанцию (сначала двигаясь в направлении, вперед-назад, а затем и в стороны), а другой стремится восстановить ее. Далее партнеры изменяют дистанцию поочередно, а потом каждый реагирует на изменение дистанции партнера, стараясь ее тотчас восстановить.
Для того чтобы боксер сумел проконтролировать свое чувство дистанции, тренеру рекомендуется дать сигнал (хлопком, свистком), а боксер, который стремится восстановить или сохранить дистанцию, должен проверить, как это ему удалось. Можно предложить одному из партнеров, сохраняющему или восстанавливающему соответствующую дистанцию, самому дать сигнал, когда она будет найдена.
Для проверки умения оценивать дистанцию, с которой боксер начинает атакующие или контратакующие действия, полезно внезапно останавливать условный или вольный бой в момент атаки или контратаки одного из боксе ров. Также в парах можно проверять, как оценивает один из боксеров свою защитную дистанцию, основываясь на оценке ударной дистанции партнера. Партнеру предлагается наносить четкие прямые удары правой и левой с дальней дистанции, а боксеру «опробовать» их дальнобойность, применяя различные защиты И маневрируя по рингу. При этом он подает сигнал, когда почувствует, что попал в зону удара партнера.
Для контроля и развития чувства дистанции при ударах можно использовать полосы, начерченные на полу, на стене (в этом случае спортсмен должен передвигаться параллельно стене), применять различные ограничители движения: положенный на полу канат, протянутые по валу веревки, предметы (стулья, стойки) и т. д. (А. И. Булычев, 1963).
Проводя бой с тенью, боксер должен наносить удары, стремясь попасть в определенные точки пространства, где находятся уязвимые места воображаемого партнера. Такие места боксер должен четко зрительно представлять, а в случае боя на ближней дистанции — постараться прочувствовать их с помощью мышечно-двигательных ощущений. Необходимо развивать у себя способность наиболее четко (зрительно и кинестетически) представлять себе партнера, его и свои действия в различных ситуациях боя.
Для совершенствования чувства дистанции используются также снаряды и лапы. Упражняясь с мешком и набивной грушей, боксер должен чаще менять расстояние до снарядов и запоминать те ощущения, которые появляются при нанесении ударов с разных дистанций.
В настоящее время сконструированы приборы, которые позволяют проверять уровень развития чувства дистанции при ударах и защитах.
Развитие умения ориентироваться на ринге. Ведя напряженный бой, маневрируя, атакуя, контратакуя противника и защищаясь от его ударов, боксер должен уметь в любой момент определять и свое положение на ринге относительно его углов, канатов, местонахождения рефери, в то же время не отвлекаясь от действий противника.
Для выработки умения ориентироваться на ринге партнерам предлагается в условных боях проводить боевые действия в углах и около канатов и чаще делать выходы оттуда. Боксер получает задание внимательно следить за партнером, загнать его в определенный угол или прижать к канатам, а партнер — не допускать этого и держаться на середине ринга. Можно предложить и другую задачу: каждый из боксеров должен стремиться закончить раунд с пользой для себя, находясь ближе к своему углу.
Для усложнения условий ориентировки эти задания полезно давать сразу двум парам (находящимся на ринге). При выполнении заданий каждая из пар вынуждена учитывать действия другой.
Находясь во время боя рядом со спортсменами, тренер, выполняющий обязанности рефери, также помогает боксерам ориентироваться в отношении его положения на ринге.
Развитие чувства положения тела. Для того чтобы найти нужные исходные положения для немедленной атаки и контратаки, которые принимаются во время маневрирования и после защитных действий, боксеру необходимо уметь контролировать, положение своего тела с помощью мышечно-двигательных ощущений.
Для развития чувства положения тела боксеру, находящемуся в боевой стойке, предлагается сначала переносить вес тела, не сходя с места, вперед-назад, влево-вправо, а затем в разных направлениях, например, вперед-вправо, влево, вправо-назад и т. д. Далее боксер переносит вес тела, делая небольшие шаги в разных направлениях, например с шагом левой влево-вперед вес переносят на левую ногу, с шагом правой вправо-вперед — на правую ногу, с шагом левой влево-назад — на левую, с шагом правой вправо-назад — на правую ногу и т. д.
Боксер должен прочувствовать степень отклонения туловища от обычного положения в стойке и все время менять амплитуду его движений при перемещении. В дальнейшем следует после каждого перемещения расслабленно наносить удары, а затем возвращаться в положение боевой стойки. Такие же упражнения рекомендуется проводить перед снарядами — мешком, твердой грушей стенкой.
Развитие чувства свободы движений. Чувство раскрепощенности, т. е. свободы движений, создается в результате овладения боксером координацией движений, оптимальным чередованием расслабления и напряжения мышц.
Для совершенствования координации движений существует большое количество специально-подготовительных и имитационных упражнений (К. В. Градополов, 1956; В. И. Огуренков, Н. А. Худадов, 1957; А. И. Булычев, 1959; А. В. Фесенко, I960). Научиться умению расслабляться можно с помощью применения различных обще-подготовительных и специально-подготовительных упражнений боксера, включающих движения с широкой амплитудой, раскачивание рук в суставах, хлыстообразные движения рук в плечевых суставах за счет резких поворотов туловища, потряхивания руками, поочередное расслабление мышц тела, расслабленное «падение» туловища, поднятых рук и ног.
Расслабления мышц можно достигнуть при выполнении подводящих защитных движений типа подставки плеч, нырков, уклонов и пр. Для выработки расслабленности боксер должен научиться наносить удары не напрягаясь, делая свободный выдох и расслабленно возвращаясь после ударов в исходное положение.
При ударах необходимо использовать инерцию поступательного и вращательного движения (Г. О. Джероян, 1965).
Нередко боксеры наносят удары, намеренно увеличивая их амплитуду с целью развития расслабленности в плечевом поясе. Если боксеры не могут быстро наносить удары из стойки, чередуя расслабление и напряжение, можно наносить их сидя на полу (Г. О. Джероян, 1965).
Весьма эффективны упражнения, в которых боксер применяет последовательное и постепенное напряжение (расслабление) рук, туловища и ног или резко переходит от расслабления к напряжению и обратно.
Для выработки чувства свободы движений полезно применять упражнения перед зеркалом, сопровождать упражнения веселой легкой музыкой.
Развитие чувства удара («чувства кулака»). Чувство удара связано со сложным восприятием быстроты и резкости движения в конечной фазе удара, а также степени «жесткости», закрепленности звеньев тела в момент соприкосновения кулака с целью.
Для развития чувства удара специально применяются упражнения в нанесении ударов по перчаткам, лапам, снарядам, упражнения с партнером для разучивания ударов и защит от них.
Боксер, наносящий удары, должен прочувствовать их резкость, длительность и «жесткость» соприкосновения кулака с целью, положение руки, наносящей удар, степень «включения» в удар туловища, меру его поворота.
Удары, следует наносить с различной резкостью, быстротой, внезапностью, хлесткостью, из разных исходных положений. Особенно эффективны для развития чувства удара упражнения с лапами. Во время выполнения боксером этих упражнений тренер может регулировать жесткость удара.
Для развития чувства удара большую пользу приносят ударные динамометры, с помощью которых боксер получает объективную информацию о силе ударов.
Развитие чувства времени. Чувство времени позволяет боксеру оценивать длительность раунда, минутного перерыва и микроинтервалов времени, в течение которых наносятся удары и выполняются защиты.
Для развития чувства длительности раундов и перерывов между ними тренер варьирует эти временные промежутки и называет их продолжительность. Чаще всего в практике боксерам предлагается упражняться в течение 3 мин., 2 мин., 1,5 мин., 1 мин., а промежутки между раундами составляют 1 или 0,5 мин.
Нередко тренеры через определенный промежуток времени объявляют, сколько осталось до конца раунда, и тем самым вводят «временные ориентиры», необходимые для развития чувства длительности раунда. Тренер может предложить бексерам, выполняющим задание в условных и вольных боях, самим отмечать определенные временные Промежутки, в течение которых идет бой (1 мин., 2 мин., 2,5 мин.), например поднимая руку или называя время, прошедшее с начала раунда. Для развития чувства времени на занятиях рекомендуется применять приборы, фиксирующие время реакции и движения рук из исходного положения до цели. Эти приборы сразу дают информацию о времени скоростных действий спортсменов и позволяют контролировать и управлять ими.
Субъективно микроинтервалы времени осознаются и относительно точно оцениваются при сравнении скоростных действий разных партнеров, времени собственных движений и реакции (в процессе нанесения или после окончания атакующих, встречных, ответных ударов, удачных и неудачных защит от них).
Развитие внимания боксера
Внимание боксера, как направленность и сосредоточенность его психической деятельности, может быть улучшено в ходе тренировочных занятий. Ряд приемов совершенствования внимания у боксеров разной квалификации был экспериментально проверен А. Хамидом. Некоторые из них приведены здесь.
Во время занятия направленность восприятий, представлений, мышления спортсмена быстро меняется в связи с частым изменением упражнений, заданий тренера. Поэтому развитие внимания и его конкретных свойств должно быть связано с определенными группами упражнений, применяемых в уроке.
Однако сначала нужно добиться того, чтобы понятие внимание — в научном смысле этого слова — было осознано (как и смысл других психических процессов) спортсменами.
Известно, что в силовом боксе внимание играет минимальную роль, а успех действий искусного боксера зависит от того, как развиты у него интенсивность, устойчивость внимания, как умеет он распределять его во время действий противника, как быстро переключает внимание при смене финтов, атак, защит и контратак. Для лучших представителей искусного бокса характерна обостренная внимательность во время боя на ринге, высокий уровень развития всех свойств внимания. Это помогает «асам» ринга легче воспринимать внезапные действия противника, сохранять готовность к атакам, защитам и контратакам. Высокоразвитыми свойствами внимания обладали выдающиеся боксеры СССР В. Михайлов, Н. Королев, Н. Штейн, В. Чудинов, в более позднее время С. Щербаков, А. Булаков, В. Енгибарян, Г. Шатков и многие другие.
Во время тренировок — условных и вольных боев — они много работали над развитием внимательности.
Следует отметить, что внимание — необходимое условие действий, выполняющихся по типу реакции, т. е. мгновенно в ответ на появление соответствующих раздражителей.
Без сосредоточения или распределения внимания на положениях и действиях противника невозможно быстро реагировать собственными действиями и движениями. Поэтому все упражнения для развития быстроты реакции служат одновременно и упражнениями для улучшения свойств внимания боксера, так как позволяют распределять внимание на двух, практически почти одновременных моментах: появлении раздражителя (ударе противника) и начале собственного ответного действия. Однако нередко внимание распределяется только на восприятие своих действий (особенно в специально-подготовительных упражнениях) или только на действия преподавателя и других боксеров, выполняя контрольную функцию. Поэтому не все упражнения для улучшения внимания способствуют развитию быстроты реакции (в частности, это замечание относится к упражнениям, приведенным ниже).
Важнейшее свойство внимания, без которого не может успешно выполняться ни одна более или менее сложная работа, — это интенсивность, характеризующая напряженность внимания, степень направленности его на определенных действиях (например, на различных движениях, усилиях, темпе выполнения упражнения, движениях партнера и т. д.). Чем более длительно сосредоточивается внимание на объекте, тем больше его устойчивость. Если сам характер боевых упражнений с партнером, в которых постоянно содержится угроза получить удар, предрасполагает к интенсивному и устойчивому вниманию, то очень часто в специально-подготовительных упражнениях внимание спортсменов бывает рассеяно, не направлено на правильное выполнение движений, отвлекается различными факторами (разговоры и реплики товарищей, посторонние люди в зале, всевозможные шумы и звуки, обращение тренера к кому-либо из спортсменов и т, д.). Это значительно снижает эффективность упражнений.
Для того чтобы боксер мог с достаточной интенсивностью сосредоточивать внимание на всех своих действиях во время урока, он должен выработать в себе постоянное стремление концентрировать свое восприятие и мышление на выполняемых упражнениях. Это стремление может быть основано только на большом интересе к упражнениям, к результатам своих действий. Перед каждым занятием необходимо напоминать спортсменам о необходимости внимания ко всем упражнениям, умении отвлекаться от всего постороннего во время их выполнения.
Перед началом подготовительной части урока полезно дать несколько заданий для настройки внимания спортсменов на выполнение упражнений.
Например, тренер предлагает боксерам встать в боевую стойку и на его различные сигналы выполнять разные упражнения: на хлопок — прямой удар левой с шагом вперед, на два хлопка — прямой левой с шагом назад, на поднятие руки — удар левой на месте. Другое упражнение: стоящие в строю боксеры рассчитываются на первый, второй, третий (четвертый); затем тренер произносит: «первый номер — боковой в голову, второй — нырок, третий — два прямых (и т. д.) — начинай!» Или: первый делает шаг назад, второй делает шаг вперед, третий поворачивается к преподавателю спиной (кругом). И снова дается команда «на первый, второй, третий — рассчитайсь!»
Еще одно упражнение для мобилизации внимания: тренер, стоя перед группой, дает задание выполнять называемые им упражнения. Одновременно он сам проделывает их, но создает помехи собственными, не соответствующими командам движениями. Например, при команде «руки вверх!» ставит руки в стороны.
Мобилизует внимание и такое упражнение: тренер, стоя лицом к строю, предлагает боксерам копировать его передвижения, удары и защиты. Во время выполнения упражнений он намеренно называет вместо одних действий другие. Например, нанося прямой левой в голову, называет его ударом в туловище, делая шаг влево, называет его шагом вправо и т. д. Можно предложить боксерам выполнить комбинацию ударов, защит и передвижений по словесной инструкции, а затем «запутать» боксеров, сопровождая инструкцию показом, не соответствующим названным действиям.
Когда спортсмены выполняют общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения при передвижении и на месте, тренер старается сосредоточить их внимание на тех элементах движений, которые составляют «соль» упражнений (например, рывок бедром, ускорение в конечной фазе движения, «взрыв» в его начале, широкий размах руками, расслабление плеч и пр.).
Во время выполнения имитационных упражнений при передвижении и на месте внимание следует распределять на овладении четкой координацией, формой движений, их «взрывностью» и непринужденностью, а в бою с тенью — на представления действии мнимого противника и дистанции до него.
Для развития различных свойств внимания и сложных видов реакции во время специально-подготовительных и имитационных упражнений боксера применяется система сигналов и команд (см. стр. 118).
Для сосредоточения внимания на значимых элементах техники во время изучения приемов в парах, на снарядах и лапах совместно с показом и коррекцией движений тренер дает словесные указания; они должны быть краткими, ясными, разнообразными по содержанию и интонации.
Для лучшей концентрации внимания на овладение различными свойствами движений полезно применять образные выражения, позволяющие лучше понять суть движения. Так, нередко тренеры говорят: «ударом левой проткни партнера», «руки и плечи должны висеть, как плети», «взорвись в начале удара», «рвани бедром», «хлестни плечом» и т. д. и т. п.
Когда боксеры упражняются в условном и особенно вольном бою, не' следует часто останавливать бой и делать замечания об ошибках и недостатках. Внимание боксеров лучше сосредоточить на кратких указаниях, например, «Иванов... «голову» (в смысле — не поворачивать), «челюсть» (прижать к груди), «соберись» (принять положение стойки), «перчатку» (заворачивать при ударе) и т. д.
Для улучшения распределения внимания можно давать партнерам, упражняющимся в парах, следующие задания: боксеру, маневрирующему по рингу на дальней дистанции, предлагается искусственно создавать поочередно различные исходные положения, из которых некоторые должны быть удобны для атаки партнера, напри мер слишком утрированный перенос веса тела на левую ногу, постановка ног на пятки, момент передвижения на «челноке» вперед и т. п. Другой боксер должен внимательно наблюдать за действиями партнера и в определенные моменты незамедлительно атаковать его. Для этой же цели и дополнительной нагрузки спортсмену более тяжелой весовой категории дается задание побоксировать с двумя более легкими (или слабыми по физической и технико-тактической подготовленности) партнерами, которые ведут бой одной или двумя руками.
Для развития объема внимания тренер, стоящий перед боксерами, может на долю секунды принять какое-либо исходное или заведомо неправильное положение, а боксеры тотчас должны сделать замечания о действиях, которые можно предпринять из этого положения, или о наиболее характерных ошибках.
Развивая устойчивость внимания, целесообразно сознавать всякие помехи, которые мешают концентрировать внимание боксера при выполнении упражнений (реплики, неправильные указания «зрителей», резкие крики во время проведения вольных боев, допуск на ринг нескольких пар, которые нарочно мешают боксировать основной паре).
Большой эффект приносят специальные задания на воспитание переключения внимания и быстроты реакции с переключением (Г. О. Джераян, 1965).
В связи с мгновенными изменениями обстановки боя боксеру приходится постоянно реагировать, в то время когда его внимание занято осуществлением того или иного действия. Так, готовя атаку или контратаку и пользуясь для этого маневрированием и финтами, боксер старается направить свое внимание на момент активных действий (выбрать нужную дистанцию для своих ударов, использовать неподготовленность противника — его неудобное исходное положение для атаки или контратаки), а в случае неожиданной атаки или контратаки противника мгновенно переключить внимание и отреагировать защитой.
Если противник во время, атаки или контратаки боксера нанесет встречный удар, опережающий его действия, он должен также моментально отреагировать защитой. После того как боксер проведет атаку или контратаку, ему следует быстро отреагировать защитой, переключив внимание на ответные действия партнера. Нередко реакция боксера протекает быстрее, чём он сумеет переключить свое внимание с одного действия на другое. В сложных положениях, где нужно быстро и часто реагировать, сменяя атаки защитами, контратаками и снова защитами (и. т. д.), переключение внимания боксера происходит с опозданием — его действия начинают иногда носить импульсивный характер, что недопустимо. Боксера нужно познакомить с различными противодействиями партнера, научить распределять внимание на действия, на которые придется переключаться. Это даст возможность увеличить быстроту переключения внимания. Г. О. Джераян разработал упражнения о переключении внимания при подготовительных действиях, в момент начала атаки или контратаки и после своей атаки или контратаки с дальней дистанции.
Они заключаются в том, что боксер в процессе маневрирования, собственной атаки или контратаки должен мгновенно прервать ложные действия и удары, перейти к защите, а когда позволит положение — продолжить ложные действия или атаку и контратаку. После окончания своих ударных действий боксер должен немедленно переключить внимание на защиту.
Развитие мышления
В зависимости от тех задач, которые предстоит решать боксеру в процессе тренировки и соревнований, у него проявляются в большей или меньшей степени различные виды мышления.
В том случае, когда перед боксером ставится задача теоретического характера, например распланировать на четыре года содержание средств технико-тактической, физической и психологической подготовки, продумать характер пищевого режима в случае усиленной сгонки веса, проанализировать анатомо-динамические и биомеханические особенности какого-нибудь излюбленного приема, выяснить недостатки в развитии воли, отношениях с людьми, мышление имеет больше теоретический или так называемый словесно-понятийный характер. В процессе мышления спортсмен широко пользуется абстрактными понятиями (т. е. обобщенными знаниями целой группы явлений, объединенных по однородности их существенных признаков), устанавливает связи между понятиями, делает выводы из имеющихся в его распоряжении данных и т. д.
Мышление боксера приобретает образный вид, когда он разрабатывает план предстоящего выступления, оценивает наглядно-представляемые конкретные ситуации, на ринге, делает выводы о том, как лучше поступить при той или иной атаке известного противника, обдумывает в перерывах между раундами, какова должна быть тактика в очередном раунде, разбирает с тренером свои ошибки и т. д. При этом он оперирует преимущественно представлениями, т. е. образами воспринятых ранее предметов и явлений.
Мышление становится практическим или действенным, когда спортсмен в ходе занятий продумывает пути совершенствования определенного удара, защиты, способа передвижения, конкретного тактического действия (финта, раскрытия, контратакующего приема, и т. д.), структуры какого-либо специально-подготовительного упражнения, разбирает с партнером задание для условного боя, когда занимается усовершенствованием инвентаря, научной аппаратуры и т. д. Здесь задача поставлена перед спортсменом наглядно и решается в виде практического действия.
И, наконец, в соревновательных, вольных и условных боях на ринге (и отчасти в ходе совершенствования отдельных приемов с партнером) проявляется тактическое мышление боксера, о котором уже говорилось.
Разумеется, что боксер никогда не пользуется одним видом мышления. Так, в процессе теоретического мышления он прибегает к созданию ярких образов-представлений и может для наглядности нанести, тот или иной удар или выполнить упражнение. Анализируя прием в зале, спортсмен использует целый ряд абстрактных понятий (быстроту, резкость, биомеханические параметры и пр.). В ходе тактического мышления, когда боксер маневрирует по рингу вне дальней дистанции и нет жесткого лимита времени для обдумывания, он может эпизодически оперировать понятиями и образами (предположить, например, что у противника резкий удар, или представить, как увеличивается темп в конце раунда, и т. д.).
Однако практически целесообразно выделять эти виды мышления, так как в зависимости от их специфики выбираются пути для воспитания мышления.
Для успешного теоретического мышления спортсмену необходимо обладать достаточно глубокими знаниями по анатомии, биомеханике, гигиене, психологии, физиологии, хорошо понимать принципы периодизации и планирования спортивной тренировки, знать сущность искусного бокса, особенности спортивной подготовки боксера и т. д. Все задачи и методы самопознания (при условии если спортсмен занимается ими систематически) способствуют развитию мышления.
Основным и важнейшим способом развития теоретического мышления служит самостоятельное планирование круглогодичной и для спортсменов высшего класса многолетней тренировки. В процессе составления индивидуальных планов боксер тщательно обдумывает имеющиеся у него недостатки в технической, тактической, физической, психологической и теоретической подготовленности, обсуждает их совместно с тренерами и товарищами, обдумывает задачи подготовки, разрабатывает методы совершенствования подготовленности, способы устранения недостатков и ошибок, распределяет по этапам и периодам оптимальное соотношение средств общей, специальной и технико-тактической подготовки и т. д.
В ходе планирования устанавливаются определенные сроки для решения поставленных задач, что. заставляет спортсмена стремиться выполнить все обязательства. Продуманное серьезное планирование мобилизует боксера на достижение поставленных целей и увеличивает его ответственность перед собой, тренером и коллективом.
Для развития образного мышления спортсмен должен обладать комплексом знаний — представлений о технике: представлять основные движения боксера — их форму, направление, амплитуду, скоростно-силовые характеристики, способы и последовательность овладения ими и т. д., а также представлять ситуации, в которых применяются различные приемы, всевозможные варианты тактики партнера, способы противодействия им, виды элементов тактики и тактических действий и т. д.
Развитию образного мышления способствуют: письменный анализ отдельных сторон техники, тактики партнеров и будущих противников, их манеры ведения боя; обдумывание заданий перед условными и вольными боями; разработка плана предстоящего боя; разбор и анализ проведенного соревнования, эффективности своей техники, тактики; подбор упражнений для совершенствования физических качеств; создание ярких образов действия в условном бою, в упражнениях со снарядами и т. д.
Практическое (действенное) мышление воспитывается в процессе тщательного обдумывания своих движений, осознания возникающих мышечно-двигательных ощущений, их сопоставления с «образцами» движений, поиска наиболее оптимальных вариантов исполнения и т. д.
Тренер ставит перед занимающимися задачу наносить удары и выполнять защиты не механически, а осознавать их тактическую направленность, двигательные задачи и биомеханические принципы выполнения.
Для развития этого вида мышления большую пользу приносят упражнения с лапами, когда боксер совместно с тренером анализирует все детали выполненных движений.
Тактическое мышление (как один из вариантов наглядно-действенного мышления, проявляющегося в условиях острого противодействия и ограниченного лимита времени) формируется в процессе условных и вольных боев, где спортсмены решают задачи, поставленные перед боем или возникающие в ходе поединка.
Перед спортсменами, упражняющимися в условных и вольных боях, ставятся задачи наблюдать и правильно разгадывать действия противника, принимать мгновенные решения, выбрав правильное контрдействие, бороться за осуществление своих решений, преодолевать трудности, возникающие в ходе боя, а в случае необходимости — изменять принятое решение (Г. О. Джераян, 1965).
Боксерам даются задания по разведке действий партнеров, для изучения сильных и слабых сторон их техники и тактики, физической подготовленности, манеры ведения боя, по запоминанию типовых ситуаций, которые следует узнавать в бою.
При выполнении задания спортсмен не только наблюдает и уточняет, как действует партнер, но и мгновенно делает вывод, какие контрдействия следует применять против него, и пытается их тотчас выполнить. Далее боксеру предлагается вести бой с партнерами, у которых разная манера ведения боя, например с соперником, ведущим непрерывную атаку или предполагающим вести бой легкими одиночными ударами, с боксером, обладающим сильным ударом, боксером-левшой и т. д. Спортсмену даются специальные задания, которые он должен выполнять в зависимости от манеры ведения боя противником. Эти задания подробно описаны в литературе по боксу (Г. О. Джераян, 1954, 1955, 1965; К. В. Градополов, 1962, 1965).
После окончания условных и вольных боев, а иногда и во время их проведения боксеры должны рассказать тренеру, что удалось им выяснить в ходе боя, чем были вызваны их действия, какие намерения имели спортсмены, какие причины помешали им выполнить запрограммированные действия и т. д. Каждый условный и вольный бой следует разбирать в деталях, причем тренер обязан анализировать вместе с боксерами психологическую сторону этих упражнений: насколько правильно и быстро спортсмены воспринимали боевую обстановку и реагировали на нее, насколько внимательными и наблюдательными они были, какие трудности помешали выполнить поставленные задания, как проявлялись в процессе боев волевые качества боксеров и т. д.
Проблема воспитания тактического мышления — одна из самых главных в тренировке по боксу, но до сих пор ей уделяется мало внимания, что, несомненно, мешает подготовке боксеров высокого класса.