Современные исследования свойств темперамента в зарубежной психологии.

Американские исследователи А. Томас и С. Чесе, руководители Нью-Йоркского лонгитюдного исследования, которое, по общему призна­нию, считается одним из крупнейших вкладов в возрастное исследова­ние темперамента, подразумевают под темпераментом стиль поведе­ния. По мнению этих авторов, изучая темперамент, можно ответить на вопрос, как человек действует в различных ситуациях. Поведенческий [ стиль (или темперамент) не позволяет оценить, почему человек посту- i пил тем или иным образом, что ему нравится или каких успехов он может достичь в разных видах деятельности. Иначе говоря, особеннос­ти темперамента не относятся ни к содержанию, ни к мотивации, ни к успешности деятельности (Thomas A., Chess S., 1977).

Психологические характеристики, которые, по мнению авторов, удовлетворяют этим критериям, несколько варьируют в разном воз­расте. Для детей первых лет жизни они сводятся к 9 переменным, вза­имная независимость которых подтвердилась при факторном анализе: 1) уровень активности (моторные характеристики, подвижность во вре­мя кормления, купания и т.д., соотношение пассивного и активного поведения в течение дня и т.д.); 2) ритмичность (степень предсказуе­мости времени появления поведенческих реакций, например, проявле­ний голода, и продолжительность функций во времени, например, дли­тельность сна); 3) приближение или удаление (особенности эмоциональ­ных и моторных реакций на новые стимулы); 4) адаптивность (реакция на новую или меняющуюся ситуацию); 5) интенсивность (энергетичес­кий уровень) реакции независимо от ее качества и направленности; 6) порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появле­ния реакции независимо от ее качества и сенсорной модальности); 7)1 настроение (соотношение радостного состояния и состояния неудов­летворенности, а также реакции, квалифицируемые как расположение к окружающим); 8) отвлекаемость (эффективность действия новых сти­мулов для изменения поведения); 9) длительность внимания и настой­чивость (две взаимосвязанные категории - продолжительность неко­торой деятельности и способность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении).

Критерии выделения свойств темперамента, предложенные А. То­масом и С. Чесе сводятся к минимуму ограничений: темперамент - это стилевые характеристики, не связанные с мотивацией деятельности и с успешностью ее выполнения.

Другие исследователи, А. Басе и Р. Пломин, разработавшие наибо­лее популярную в современной американской психологии концепцию

темперамента, также считают, что в характеристиках темперамента должны отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессив­ные, а не содержательные аспекты. Однако отнесенность поведенчес­кой черты к числу стилевых особенностей не является, по их мнению, достаточным условием, чтобы говорить об этой черте как о проявле­нии темперамента. Чтобы конкретная черта могла считаться свойст­вом темперамента, она должна удовлетворять еше пяти критериям.

Основным критерием, по их мнению, является наследственная обус­ловленность свойств темперамента. Кроме этого, они должны быть относительно стабильными, сохраняться на протяжении всей жизни (т.е. быть такими, чтобы по особенностям, диагностированным в детстве, можно было предсказать соответствующие особенности темперамента во взрослом возрасте), иметь адаптивное значение (в эволюционном смысле, т.е. способствовать биологическому приспособлению) и обна­руживаться у животных (Buss A., Plomin R., 1976).

В соответствии с этим Басе и Пломин выделяют 3 характеристики темперамента, самостоятельность и взаимная независимость которых подтвердилась при факторизации опросников, составленных автора­ми, и при факторизации данных наблюдений, в которых оценивались различные стилевые особенности поведения. Одинаковый набор свойств характеризует особенности темперамента в разных возрастах.

Эмоциональность выражается в легкости возникновения аффектив­ной реакции и оценивается по ее интенсивности. Для определения ее у детей их родителям предлагаются утверждения типа „Ребенок легко расстраивается", „Ребенок легко пугается" и т.д..

Активность является проявлением общего энергетического уровня. Активный ребенок всегда занят, часто торопится, любит двигаться, у него энергичные движения и быстрая речь. Активность оценивается по утверждениям типа „Ребенок не может спокойно сидеть на месте".

Социабельность связана в основном с потребностью в аффилиации (желании быть с другими). Оценивается по таким утверждениям, как „Любит быть с другими", „Легко находит друзей".

Несколько иначе, чем американские исследователи, трактует свой­ства темперамента польский психолог Я. Стреляу. Он согласен с тем. что критериями для выделения свойств темперамента должны быть, во-первых, формальный характер этих свойств (несвязанность темпера­мента с содержанием деятельности) и, во-вторых, их устойчивость, со­хранность на протяжении длительных периодов времени. Кроме этого, в качестве самостоятельных критериев Стреляу выделяет связь свойств темперамента с энергетикой организма и с временными параметрами Деятельности.

Соответственно этим критериям Стреляу называет две характерис­тики темперамента, связанные с энергетическом уровнем обеспечения Жизнедеятельности, - активность и реактивность и пять характеристик, связанных с протеканием реакций во времени. К последним отно­сятся скорость реакции (время, проходящее с момента появления cthJ мула до начала ответной реакции, и скорость выполнения сложных последовательностей действий), подвижность (способность переклю­чаться с одной деятельности на другую), последействие реакции (время продолжение реакции после того, как действие стимула прекратилось), темп реакций (количество реакций в единицу времени) и ритмичность (регулярность) реакций.

На первый взгляд, этот список характеристик кажется совершенно непохожим на те, которые были представлены ранее. Однако эти раз­личия не надо преувеличивать. Так, выделяемая Стреляу реактивность может проявляться в разных сферах, в частности, в силе и интенсивнос­ти эмоциональных реакций. Активность, связанная с поддержанием определенного уровня возбуждения, может проявляться в сфере общения, как социабельность. Стреляу в большей степени, чем авторы описанных ранее концепций темперамента, подчеркивает роль темперамент как механизма,определяющего разные поведенческие особенности и поэтому при выделении характеристик темперамента он большее вни­мание уделяет особенностям функционирования этого механизма и меньшее - тем сферам, в которых это функционирование проявляется.; Что же касается его конкретных исследований, то в них Стреляу интересует проявление свойств темперамента и в эмоциональности, и в об­щении, и, что крайне редко встречается в работах американских и западно-европейских психологов, в особенностях интеллектуальной дея­тельности.


Наши рекомендации