Первые попытки выделения психологических типологий.
Стремление выделить наиболее важные психологические характеристики и понять, как они влияют на поведение человека в самых разных ситуациях, как в свете этих характеристик формируется целостный образ человека, неразделимо связано с развитием этических представлений. Добродетели и пороки, крайности и золотая середина между ними - предмет поисков и описаний писателей и философов с самых незапамятных времен, с того самого момента, как в обществе появляются представления о человеческой индивидуальности. А поскольку те же этические представления требуют, прежде всего, понять, в чем нарушается порядок вещей, что в этом мире неправильно, то и внимание философов, создающих первые типологические описания, обращается к анализу отрицательных характеристик.
Одной из первых типологий, оказавшей влияние на европейскую гуманистическую философию, стала работа ученика и последователя Аристотеля Феофраста (IY в. до н.э.,) „Характеры" (Феофраст, 1993; Стратановский Г.А., 1993). Заметим, что слово „характер" имело в то время совсем другой смысл, нежели тот, который вкладывается в него в современной психологии. Слово „характер" происходит от греческого глагола „писать на камне" и означает „отпечаток", „штамп". Каждый характер понимается Феофрастом как неизгладимый отпечаток какого-либо порока, типичный образец поведения человека, отмеченного этим пороком (тщеславием, высокомерием, трусостью, болтливостью и т.д.).
„Характеры" Феофраста представляют собой описание 30 таких типичных пороков - их определение, общую характеристику и проявление в разных ситуациях. „Грубость - это резкость при обхождении, проявляющаяся в речах. Вот какой человек грубиян. На вопрос: „Где такой-то", он заявляет: „Оставь меня в покое". На приветствие он не отвечает. А случись ему что-нибудь продавать, то не объявит, почем отдает, но спрашивает покупателей, что те дадут. Людям, из уважения посылающим ему подарки к праздникам, он говорит, что вовсе, мол, не нуждается ни в каких подарках. Он не принимает извинений, если прохожий нечаянно толкнет, заденет или наступит ему на ногу. Предложи ему приятель складчину, он сначала скажет, что не даст денег, а потом принесет, приговаривая: „Плакали и эти мои денежки". Спот-36
кНувшись на улице о камень, он готов и этот камень осыпать проклятиями" и т.д. (Феофраст, 1993, с.22).
Ворчливый вечно всем недоволен: найдя кошелек, он сетует, что ни разу не находил клада. Трусливому морские утесы кажутся пирастски-ми кораблями, а на войне, услышав боевые крики, он говорит, что забыл взять свой меч, бежит в свою палатку и прячет меч под подушку. Суетливый постоянно вмешивается не в свои дела. Тупоумный всегда все делает невпопад.
В конце XYII в. перевод „Характеров" был издан во Франции, а автор перевода, Жан де Лабрюйер, описал по примеру Феофраста типичных представителей разных социальных слоев своего времени в „Характерах или нравах нынешнего'века" (Лабрюйер, 1964). В книгу Лаб-рюйера включено более тысячи характеристик - самоуверенность и богатство, лицемерие и наглость, ум и глупость и др.
Как и в „Характерах" Феофраста, в зарисовках у Лабрюйера все поведение человека рассматривается сквозь призму того или иного нравственного качества. Как и Феофраст, он почти не индивидуализирует свои типы. Однако в отличие от Феофраста, описывающего своих отрицательных персонажей исключительно по поведенческим, внешним проявлениям, Лабрюйер интересуется не только поступками, но и внутренним миром своих типажей, уделяет значительно больше внимания психологическим характеристикам и замечает сложность и противоречивость психологических типов.
О человеке нельзя судить по его случайному промаху или по „поступку, вызванному крайней необходимостью, страстью или порывом" (с. 285). У одного и того же человека отрицательные качества могут сопутствовать добродетелям: „Резкость, грубость, неотесанность - это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди" (с.287). Качества, проявляющиеся вместе у одного человека, могут совсем не сочетаться у другого: „Каждый знает, что человек добродетельный не может не быть благовоспитан; любопытно другое: не всякий благовоспитанный человек добродетелен" (с.289). Люди переменчивы: „Человек непостоянный являет собой не одного человека, а многих сразу: он становится иным с каждой новой прихотью, с каждым новым поступком; в данную минуту он уже не тот, кем был в предыдущую, а в следующую будет не тем, что сейчас... Не спрашивайте, каков его душевный склад, каково умонастроение; спрашивайте, сколько у него душевных складов, сколько разных умонастроений" (с.226).
Сам Лабрюйер писал, что его целью при создании „Характеров или нравов нынешнего века" было стремление показать, как мысли, чувства и побуждения людей приводят к появлению пороков и слабостей и помогают понять их поступки - „тысячи дурных и легкомысленных поступков". Так в описании типов начинают появляться собственно психологические характеристики.