Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника

Ребенок активен, движения быстрые, но не рез­кие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково ру­ководить и подчиняться. Легко и быстро переклю-

Приложения

чается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрос­лого — сформировать у ребенка целеустремлен­ность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.

Особенности поведения медлительного ребен­ка — флегматика

Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На лю­бые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго зани­маться одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адапти­руются долго, но, привыкнув с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребе­нок медлителен от природы, поэтому нельзя заста­вить сделать его что-то быстро, необходимо учи­тывать его особенности при организации режим­ных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появля­ется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо после многократного повторения. Необ­ходимо побуждать ребенка к выполнению движе­ний, игровых действий.

Особенности поведения ребенка со слабой нервной системоймеланхолика

Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет «выпячиваться, перед дру­гими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или стоварищем, которого хорошо знает. Чув-





Справочник дошкольного психолога

ства глубокие, длительные, может сильно пережи­вать из-за мелочи. Навыки формируются медлен­но, но становятся устойчивыми. Поэтому их труд­но переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уве­ренность в своих силах, повышать самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.

Консультация для педагогов

«роль взрослого в формировании у детей

отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации

игрового взаимодействия и в повседневной жизни»

Потребность в общении — одна из самых глав­ных в жизни человека. Общение — это главное условие и основной способ .жизни человека.

Не каждое взаимодействие можно назвать по пра­ву общением. Чтобы оно являлось таковым, оно дол­жно соответствовать 4 критериям (М. И. Лисина):

1. Внимание и интерес к другому.

2. Эмоциональное отношение к другому.

3. Инициативные акты (стремление вызвать интерес другого).

4. Чувствительность к тому отношению, кото­рое проявляет партнер.

Еще один немаловажный критерий — содержа­ние общения, которое и является объединителем общающихся (тема разговора, совместная деятель­ность). Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый должен создать эту общность в коллективе детей. Особенно велика роль обще­ния в дошкольном возрасте. Для маленького ре-

Приложения

бонка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но -и глав­ное условие формирования его личности. Через общение со взрослым ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предмета­ми. Другими словами, общение со взрослым явля­ется главным и решающим условием становления I'.cex процессов и качеств психики ребенка.

Но наравне с этой сферой общения существует II другая — общение со сверстниками. Важно по­пять отличия общения детей со взрослыми и со

сверстниками.

Общение со сверстниками имеет свои специфи­ческие черты:

1. Особо яркая эмоциональная насыщенность (примерно в 10 раз большая интенсивность эксп­рессивно-мимических проявлений).

2. Нестандартность детских высказываний (зву­коподражание, «неправильные» слова).

3. Преобладание инициативных высказываний
над ответными (ребенку важнее сказать, чем выс-

иушать).

1. Общение со сверстником гораздо богаче по

Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника - student2.ru

назначсиию, функциям.





Справочник дошкольного психолога

Ребенок учится:

— говорить и делать как надо;

— слушать и понимать другого;

— выражать себя;

— управлять другими;

— вступать в разнообразные отношения.

Методы воздействия педагога должны зависеть

от поведения, которое можно отнести к одному из 3-х типов:

Эгоистическое:

— безразличие к другим;

— интересы сосредоточены на предметах;

— грубость, агрессивность как метод достиже­ния желаемого;

— высокомерная позиция по отношению к дру­гим.

Конкурентное(характерно для детей 3—5 лет как естественное):

— стремление к первенству во всем;

— знает, как добиться похвалы, как делать пра­вильно;

— другой — конкурент, которого нужно пре­взойти;

— стремление привлечь внимание (как «+», так и «—»);

— завистливость, обидчивость.

Гуманное:

— другой как Человек;

— чувствительность к желаниям и интересам других; -

Приложения

— охотно оказывает помощь, так как сам полу­чает от этого радость;

Как учить общаться

Прежде всего необходимо помнить, что простое наличие сверстников и игрушек не является га­рантией формирования гуманных отношений меж­ду детьми, как и факт воспитательного воздействия посещения детского сада.

Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника - student2.ru

Для построения успешного взаимодействия мож­но пойти одним из следующих путей:

Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника - student2.ru

1) организация совмест- 2) формирование
ной предметной деятель- субъективного взаимо-
ности действия между детьми

Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника - student2.ru

тогда

Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника - student2.ru

1. Ребенок сосредотачи- 2. Гуманные чув-вается на игрушке, а акт ства, чуткость к состо-общения сводится к тому, яниям другого чтобы отнять у сверстни­ка привлекательный пред­мет

Часто проблемы, возникающие в воспитании и процессе общения, порождаются типичным для детей дошкольного возраста неумением распознать состояние другого. Один из приемов, применяемых в данной ситуации, — словесное описание взрос -





Справочник дошкольного психолога

лым, в конкретной ситуации с переносом в прак­тическую деятельность. Важно привлекать внима­ние ребенка не только к негативным переживани­ям другого (страх, плач), но и позитивным (радость, удовольствие). Одним из хороших методов воспи­тания человечности у детей является внимание к болеющим и новеньким детям (написать письмо, показать группу и игрушки).

Необходимо стремиться к тому, чтобы поведе­ние и поступки ребенка стали осознанными. Для этого нужно развивать «эмоциональное предвос­хищение», т. е. предвидение результата своих по­ступков. Но из-за особенностей психического раз­вития дошкольники не могут удерживать конеч­ную цель действий и им не понятна логика взрос­лых. Поэтому нужно учить детей поэтапному ана­лизу действий и поступков. Заставить сделать это не возможно. Поэтому необходимо придумать дей­ственный стимул к совершению позитивных по­ступков.

Чтобы осуществлять педагогически правильное руководство взаимоотношениями детей, необходи­мо:

— знать социометрический статус ребенка;

— индивидуальные особенности каждого ребен­ка (тип темперамента, личностные особенности);

— как складываются взаимоотношения детей в коллективе (кому ребенок подражает, кому отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особен­ности взаимоотношений,и распределение ролей в семье, ценностные ориентации родителей).

Приложения

Немаловажное значение в становлении гуманно­го отношения детей друг к другу имеет стиль обще­ния воспитателей с детьми. Педагогам нужно:

— снизить безапелляционность требований;

— ярче выражать доброжелательность ко всем

детям;

— увеличить число позитивных оценок;

— поощрять и успехи в познании, и доброжела­тельное отношение детей друг к другу;

— индивидуализировать общение;

— аргументировать требования;

— не давать ярлыков. В повседневной жизни:

— направлять чувства и эмоции детей на свер­
стника в конкретных действиях, а не на приобре­
тение знаний и умений хорошего поведения;

— формировать чувство общности, группы («секретные совещания», постановка детей в ситу­ацию зависимости друг от друга);

— снизить соревновательное начало;

— минимизировать предметность общения;

— учить детей выражать свои эмоции мимичес­ки и жестами (предупреждение распространения бранных слов в детском лексиконе).

Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми

Вопросы воспитания и осуществления индиви­дуального подхода могут решаться лишь при ус­ловии единства детского сада с семьей. Семья с ее своеобразным психологическим климатом оказы-





Справочник дошкольного психолога

вает решающее влияние на эмоциональное само чувствие ребенка, формирование нравственных черт характера и процесс социализации. Наибо­лее существенными факторами, влияющими на со­циально-эмоциональное развитие ребенка, явля­ются:

а) атмосфера в семье;

б) наличие эмоционального контакта ребенка с
родителями;

в) позиция ребенка в структуре семьи;

г) стиль воспитания.

Все эти сведения достаточно легко получить, проводя индивидуальные беседы с родителями и с ребенком, а также внимательно наблюдая за сти­лем общения ребенка с родителями.

Это должно помочь педагогам в выборе тактики работы с родителями. Для получения дополнитель­ных сведений педагог может провести с ребенком беседу-интервью.

1. С кем ты живешь?

2. Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером домой?

3. Твои родители часто разговаривают с тобой?

4. Как они разговаривают: ласково или ругают­ся?

5. Тебе спокойно дома? Не страшно?

6. Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет? Чи­тает книжки?

7. Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругаться? А папа?

8. Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу купят?

Приложения

9. Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто
расстроился, ты сразу пойдешь и все расскажешь
маме? Папе? Никому не расскажешь?

10. Что ты больше всего любишь делать в суб­боту и воскресенье?

11. Часто ли вы вместе куда-нибудь идете или играете в выходные дни?

12. Какой последний подарок тебе сделали ро­дители?

13. Если тебе пора спать, а ты хочешь еще по­играть, родители разрешают тебе или ругаются?

14. Когда ты вечером ложишься спать, мама
или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?

При проведении беседы-интервью необходимо учитывать реальную ситуацию в семье ребенка. Не следует, зная о том, что ребенок живет только с мамой, травмировать его вопросами об отце. Та­кие вопросы необходимо трансформировать в при­емлемую для данного ребенка форму. Обратите внимание на то, как ребенок ответит на вопрос, с кем он живет. Кого поставит на первое место, кого вообще не упомянет? Он может включить в состав (•<•mi.ii и того, кто в семье не живет. Это говорит о потребности в общении с этим близким взрослым, о недостатке внимания и любви со стороны других родственников. Если ребенок с удовольствием рас­сказывает о своих играх с отцом, который не жи­вет в семье, не препятствуйте, дайте ребенку воз­можность выговориться. В этом случае необходи­мо отдавать себе отчет, где кончается реальность и начинается вымысел.





Справочник дошкольного психолога

После получения этих данных педагогу необхо димо заняться самоанализом, так как не все труд­ности, возникающие в общении с ребенком, мож но объяснить ситуацией в семье. Именно педагог, придерживающийся той или иной тактики взаи модействия, может либо усугубить негативные тен­денции в социально-эмоциональном развитии ре­бенка, либо компенсировать их. Выбором того или иного стиля можно объяснить и неэффективную работу с родителями, проявляющуюся в их неже­лании обсуждать проблемы ребенка с педагогом. Наличие такой характеристики, как тактичность является показателем уровня и личностной, и про­фессиональной культуры. Огромное значение в со­циально-эмоциональном развитии, кроме стиля взаимоотношений со взрослыми, имеет игра. Она может рассматриваться как несущая и диагности­ческую, и коррекционную, и развивающую функ­ции. Именно в игре обнаруживается субъективное отношение к увиденному, услышанному, пережи­тому. Внимательному педагогу игра может дать очень много информации. Поведение в игре возбу­димых детей характеризуется импульсивностью, конфликтностью, неумением достигать соглаше­ния, разделять функции, придерживаться правил взаимодействия. У этих детей активная ориенти­ровка в выборе игры и в предметной среде, сопро­вождающаяся попытками поделиться своими зна­ниями, мыслями, впечатлениями. Эмоции этих детей ярко выражены, экспрессивны.

Дети замкнутые, стеснительные ведут себя в игре иначе. Часто этих детей можно увидеть сидящими

Приложения

it стороне от общих игр, не включающимися во вза­имодействие. Необходимо внимательно понаблюдать ;ia такими детьми, чтобы понять, что их внешнее поведение не соответствует социальному и игрово­му опыту. В работе с такими детьми важно соблю­дать принцип постепенности, пошаговости.

Неудачи в социальном опыте детей могут зави­сеть не только от их индивидуальных особенностей, но и от того, какого уровня развития достигли их игровые навыки. Поэтому педагогу важно помнить, что все разнообразие детских игр требует внимания взрослого. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр. Детей необходимо обучать игровым навыкам методами косвенного самовключения взрослого в игру, ненавязчивого контроля. Какие же наруше­ния можно наблюдать в детской игре? Это:

1) жестокое обращение с куклами, животными (избиения, издевательства);

2) постоянно однообразный характер игровых

действий;

3) категорическое предпочтение, отдаваемое ка­
кому-либо одному виду игр или игрушек.

Что необходимо понимать под словами «обуче­ние игре»? Учить играть означает «отражать раз­личные практические ситуации в условные эмоци­ональные отношения к персонажам» (Л. А. Абра­мян). По средствам обучения ребенка игровым на­выкам возможна коррекция отношения к сверст­нику и к самому себе.

Важно включать в повседневную жизнь различ­ные виды игр, в частности игры с правилами. Эмо­циональные трудности часто приводят к возник-





Справочник дошкольного психолога

новению конфликтов. У таких детей фактически неразвита произвольность. В этом случае могут помочь и игры с правилами.

Таким образом, усвоение социально-эмоциональ­ного опыта идет, прежде всего, через взаимодей­ствие ребенок — взрослый. Этот процесс не явля­ется односторонним, он характеризуется как взаи-мообогащающий. Моделирование полученного пу­тем наблюдения и взаимодействия опыта ребенок переносит прежде всего в сюжетно-ролевую игру, а затем и во взаимоотношения со сверстниками. Коллективная игра является тем экраном, на ко­тором высвечиваются недостатки и особенности личности ребенка. Роль взрослого — уметь заме­тить недостатки, проанализировать их, помочь ре­бенку справиться с ними. Эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредствен­ном взаимодействии с ребенком. Для обеспечения этой эффективности важно помнить некоторые моменты:

1. Стремление взрослого научить подавлять от­рицательные эмоции пагубно сказывается на пси­хологическом здоровье ребенка. Необходимо на­учить ребенка адекватно выражать свои эмоции, в социально приемлемой форме.

2. Не надо пытаться оградить детей от отрица­тельных переживаний. «Тепличное воспитание» выливается в последствия еще более острые.

3. Необходимо учитывать не просто модальность эмоций (положительные — отрицательные), а их интенсивность.

4. Изобилие однотипных эмоций, пусть и поло-

Приложения

жительных, может привести к «эмоциональному отупению» (А. В. Запорожец).

5. Чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.

6. Не существует плохих или хороших эмоций.

7. Используйте Я-высказывания: говорите только от первого лица.

8. Не копите в себе негативные эмоции, лучше скажите о них сразу.

Никому не нравится, когда на него выплескива­ют ушат грязи. Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества. Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека. Под­черкивайте сходство между разными людьми. Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь (мо­делируйте их совместную деятельность, предлагай­те игрушки и игры, в которых лучше играть не­скольким детям, и т. п.). Объясняйте, каким обра­зом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в про­явлении этих качеств. Обращайте внимание на де­тей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример. Вы­деляйте моменты, в которых дошкольники выска­зываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом. Расскажите ситуации из вашей жизни, в которых





Справочник дошкольного психолога

содействие и взаимопомощь других людей помог­ли вам решить сложную проблему. Попросите де­тей рассказать о таких случаях в их жизни или жизни их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или жи­вотных. Поощряйте стремление детей договари­ваться, если возникают проблемы и конфликты, высказывать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать проблемы силой. Вовлекайте де­тей в обсуждение межличностных конфликтов, воз­никших на моральной почве. Поощряйте их по­пытки найти альтернативный выход из этой ситу­ации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного исцеления ребенка. Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого пове­дения. Последовательно игнорируйте случаи отри­цательного поведения, обращая внимание на ре­бенка, который ведет себя хорошо. Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой-ни­будь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени зани­маться тем, чем он хочет. Четко объясняйте де­тям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюде­ния очереди, правил поведения за столом и т. п.

Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно форму­лируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте по­следствия неверного поведения как для самого ре­бенка, так и для окружающих.

Приложения

Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте детей игровым материалом, чтоб они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совместную игру детей, предос­тавляя в распоряжение дополнительный игровой материал или пространство группе. Помните, что улыбка и доброе слово также являются поощрени­ем. Вовлекайте менее «популярных» детей в со­вместную деятельность вначале под вашим руко­водством, однако не стоит заставлять других детей принимать их в игру. Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребен­ку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание или покачивание головой, контакт взгля­дом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная де­ятельность (конструирование, рисование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т.д. Внешние проявления вни­мания, привязанности индивидуальны для каждо­го воспитателя. Главное, чтоб они были разнооб­разны.

Таким образом, благоприятными условиями вос­питания у дошкольников гуманных чувств и отно­шений являются:

— эмоциональный комфорт для каждого ребен­ка. Понимание и поддержка, ориентированные на потребность ребенка в разнообразных впечатлени­ях, в активной деятельности и достижении успеха в ней, во взаимодействии со сверстниками, при использовании различных способов общения, что делает ребенка «открытым» педагогу. Положитель-





Справочник дошкольного психолога

ный эмоциональный климат создает благо­приятные условия для каждого воспитанника;

— сформированность положительных взаимоот­
ношений между детьми. В обстановке дружеского
расположения сверстников ребенок чувствует себя
гораздо увереннее, спокойнее. Он может рас­
считывать на поддержку и помощь товарищей.
Установившееся взаимопонимание, сопереживание
способствуют возникновению доброжелательных
отношений в группе сверстников;

— организация совместной деятельности пере­
кликается с предыдущим положением, так как дош­
кольник часто оказывается в ситуациях, когда воз­
никает необходимость помочь партнеру, пора­
доваться его успехам, получить поддержку от свер­
стников. При этом создается возможность переда­
вать детям необходимые способы проявления доб­
рожелательности, разъяснять моральный смысл
возникающих ситуаций, оценивать действия детей
с точки зрения соответствия моральным нормам.
Дошкольнику становится понятна роль правил, их
значимость как для достижения общих результа­
тов, так и для развития положительных взаимоот­
ношении. Особое значение придается формирова­
нию партнерских отношений в процессе совмест­
ной деятельности. Проявление инициативы, актив­
ности в воздействиях на партнеров должно соче­
таться с доброжелательным отношением к ним.
При этом важным является овладение способами
выражения своего отношения к предложениям уча­
стников деятельности: выражение согласия или
несогласия, умения аргументировать встречное

Приложения

предложение, отстаивать свое мнение, убеждать инициатора в справедливости претензий, остава­ясь при этом доброжелательным участником об- -

щего дела;

— уважение права ребенка на развитие индиви­дуальности. Признание значимости его для всей группы вызывает тяготение к обществу сверстни­ков, потребность в их поддержке, стремление стать равноправным членом детского «сообщества»;

— дифференцированный подход в процессе вос­питания у детей гуманных чувств. Ощущение доб­рого отношения к себе позволяет ребенку пережить положительные эмоции как свидетельство призна­ния его со стороны окружающих.

Негативное влияние на эмоциональное состоя­ние оказывают возникающие у детей страхи (бо­язнь темноты, животных, посторонних людей, ска­зочных персонажей и даже боязнь оказаться в цен­тре внимания и т. п.). Поэтому необходимо ориен­тироваться на внимательное отношение к этим яв­лениям у детей, предлагая им рассказать о своих переживаниях. Вместе с тем важно предостерегать детей от реальных опасных ситуаций: весной хо­дить по тонкому льду, купаться без присмотра взрослых, перебегать улицу в неположенном мес­те и т.д.

Неблагоприятная атмосфера в группе нередко воз­никает при конфликтных ситуациях между деть­ми, когда кто-либо из детей стремится удовлетво­рить свои желания, не считаясь с потребностями других. Конфликты неизбежны, так как ребенку порой трудно ориентироваться на желания сверст-





Справочник дошкольного психолога

ника, понять, что он чувствует. Поэтому важно на­учить детей способам выхода из конфликтной ситу­ации, не доводя дело до ссор и драк. Необходимо также создавать условия для профилактики возник­новения конфликтных ситуаций (использовать бе­седу, игру-драматизацию), научить детей осознан­ному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным окружающим людям, а также спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей.

Важно создавать условия для игр, в которых необходимы согласованные действия, взаимопо­мощь, решение проблемных и жизненных ситуа­ций, требующих проявления взаимопонимания и умения разрешать конфликты.

Консультация для воспитателей.

Методы стимуляции эмоциональной активности

при усвоении детьми знаний о социальном мире

(на основе программы «Мой мир» Козловой С.А.)

Имея малый жизненный опыт и особенности развития психических процессов, дошкольник, ес­тественно, видит окружающую его действитель­ность по-своему. Грамотному педагогу необходимо знать эти особенности и учитывать их в процессе общения с детьми.

1. Дети очень наблюдательны. Они часто заме­чают те «мелочи», которые мы, взрослые, пропус­каем, но дети замечают, как правило, внешние, яркие признаки, не внедряясь а суть предмета или явления.

2. Маленькие дети хотят все знать. Ярчайшее

Приложения

проявление этого — их непрекращающиеся вопро­сы» Характер вопросов с возрастом меняется. Ес­ли в 3 года это чаще всего «что ?», то в 4 появля­ется «почему?», а позже «как это происходит ?».

3. У детей своя логика. Их оценки могут быть адекватными (правильными) или неадекватными (неправильными) с точки зрения взрослого.

4. Дети всегда эмоциональны. Они сначала чув­ствуют, а потом уже осознают. Поэтому при пла­нировании педагогического процесса необходимо помнить.

Задачи развития интеллекта, чувств и нрав­ственных основ личности необходимо решать в их триединстве, иначе время просто будет по­трачено впустую!

Эффективность процесса приобщения ребенка к социальному миру во многом зависит от тех средств, которыми пользуется педагог. Проанализируем их.

1. Социальная действительность, реальная жизнь. Важно подобрать и адекватно возрасту от­разить в педагогическом процессе те явления и события, которые будут понятны ребенку, смогут затронуть его «за живое».

2. Предметы рукотворного мира. Их познание идет через общение со взрослым, который должен показать ребенку предмет и научить его действо­вать с ним. Особое место в предметном мире ре­бенка занимает игрушка и ее разновидности (тех­ническая, сюжетная, народная).

3. Художественная литература. Необходимо включать в жизнь ребенка произведения разных жанров; сказки, рассказы, стихи и т.д.





Справочник дошкольного психолога

4. Изобразительное искусство.

Все вышеперечисленные средства будут суще­ственно влиять на социальное развитие ребенка только в том случае, если они будут

доступны восприятию ребенка;

соответствовать возрастным возможнос­тям;

эмоционально насыщены.

Эмоциональная насыщенность информации о со­циальном мире и эмоциональная активность ре­бенка — это «две стороны одной медали».

Эмоциональная активность ребенка — это за­интересованное, эмоциональное восприятие окру­жающего мира, желание принять в нем участие, умение адекватно оценить его. Эмоционально ак­тивный ребенок не может остаться безучастным к переживаниям другого, к проявлениям жестокости. Эмоциональная активность способствует развитию потребности в общении, взаимодействии с окружа­ющим миром и людьми.

Важно помнить, что познание ребенка идет че­рез чувствование, а развитие общения ребенка, идет через мир фантазий и воображения. Поэтому, од­ним из важнейших приемов развития эмоциональ­ной активности ребенка является воображаемая ситуация.Это волшебное «как будто бы» позво­ляет сделать процесс обучения ребенка естествен­ным, раскрепощает его.

Доступной для ребенка и понятной для взросло­го является сказка. Сочинение сказок на необхо­димую тему — захватывающее занятие, позволя­ющее ребенку почувствовать себя сильным и все-

Приложения

могущим. Тем более, что творческий потенциал приема придумывания сказкинеисчерпаем и до­пускает любые вольности.

Хороший прием — импровизированные игры-драматизации.Этот вид игр позволит детям най­ти творчески социально-приемлемые способы об­щения и выращения своего внутреннего мира. Та­кая ценная возможность встать на позицию друго­го пусть и сказочного героя, просто необходимо дошкольнику.

Можно использовать такие приемы как сюрприз­ные моменты и элементы новизны.Необычное начало занятия сразу же сосредотачивает внимание ребенка на предмете разговора, подогревает жела­ние разгадать загадку. Новизна может проявляться как в форме занятия, месте его проведения, так и в подборе участников и содержания.

Очень помогает юмор и шутка,но это не про­сто эмоциональная разрядка (которая тоже несом­ненно важна). Это прием, позволяющий ребенку взглянуть на предмет рассмотрения с другой сто­роны, а также способствующий снятию границ между взрослым и детьми. При этом необходимо помнить о педагогическом и человеческом такте и доброжелательности.

Особенно хорошо, если на одном занятии педа­гогом будут использованы сразу несколько приемов, таким образом на развитие эмоциональной актив­ности ребенка будет оказано комплексное воздей­ствие. Но здесь должно действовать правило золо­той середины.





Справочник дошкольного психолога

В заключение хотелось бы акцентировать вни­мание на том, что основным приемом развития эмоциональной активности ребенка остается при­мер взрослого.Умение взрослого показать и пере­дать детям свое эмоциональное отношение к тому иди иному событию является важнейшим услови­ем, а специальные,методы и приемы лишь вспо­могательным.

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников

Известно, как значимо формирование в старшем дошкольном возрасте адекватной самооценки. Адек­ватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в формировании личности ребен­ка. Особенно велико значение адекватного уровня притязаний в подготовке детей к школьному обу­чению. Но также известно, что ребенок не рожда­ется на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооцен­ка складывается в процессе воспитания, где основ­ная роль принадлежит семье и детскому саду.

Стоит отметить необходимость согласованности действий детского сада и семьи в формировании адекватной самооценки дошкольников. С этой це­лью психолог должен организовывать и проводить родительские семинары, например по методике, описанной в книге А. С. Спиваковской «Профи­лактика детских неврозов». Эти семинары долж­ны помочь родителям не допустить ошибок в вос­питательных воздействиях и установках, которые

Приложения

могут негативно отразиться на психике ребенка в целом и на самооценке в частности. Родители дол­жны помнить об основных правилах в воспитании:

1. Давая негативную оценку действиям ребен­
ка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, ри­
совать... подметать». В этих случаях ребенок не
может сохранить побуждение к данному виду дея­
тельности, утрачивает уверенность в себе, в своих
силах, способностях.

С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.

2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его лич­ность, то есть ребенка надо критиковать за его по­ведение. Оценка личности блокирует развитие ре­бенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и неадекватную заниженную само­оценку и уровень притязаний.

3. Очень важна интонация, эмоциональная ок­раска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмо­циональную окраску, в которой заключено отно­шение к ребенку.

4. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому про­тивопоставлять, такие сравнения являются с од­ной стороны, психотравмирующими, а с другой — формируют негативизм, эгоизм, зависть.

5. Родители должны создавать такую систему вза­имоотношений с ребенком, в которой он будет вос­принимать себя только благоприятно (как норму).





Справочник дошкольного психолога

Лишь в этом случае он может нормально восприни­мать чужие успехи, без снижения самооценки.

6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

7. В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласково­му задабриванию.

Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее бла­гоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

Известно, что невозможно работать только над формированием адекватной самооценки. Требует-■ ся комплексная коррекционная работа. Особенно это актуально для детей, лишенных родительско­го попечительства, воспитывающихся в детском доме. В этом случае основная цель психолога, пе­дагогов и других сотрудников (медицинский пер­сонал) — создание оптимальных условий для раз­вития психики ребенка. Особенно важным в дос­тижении этого является преодоление депривации психического развития дошкольников.

Для преодоления ребенком депривационных по­следствий, для формирования у него положитель­ного осознания себя, уверенности с в себе необхо­димо обеспечить такого малыша теплым отноше­нием взрослых (которое в детском доме столь де-_ фицитно, но особенно необходимо для детей). Ре­бенку, который перенес разлуку с родителями, ко-

Приложения

торый растет и воспитывается без близких, просто необходимо ощущать себя любимым, единствен­ным. Ему нужно знать, быть уверенным, что его, именно его, таким, какой он есть, — любят воспи­татели. И только тогда в дошкольнике появится уверенность, положительное отношение к себе, бу­дет формироваться адекватная самооценка, и он будет развиваться как полноценная, гармоничная личность.

Формирование адекватного уровня притязаний лучше всего со старшими дошкольниками реали-зовывать в игровой деятельности. Мы знаем, что дети, обладающие завышенной самооценкой, от­личаются некритичным отношением к себе, они стремятся не замечать неудач, игнорируют заме­чания взрослых, неадекватно реагируют на оцен­ки. А в отношении к своим сверстникам, напро­тив, очень критичны, им свойственно стремление обсмеять товарищей за малейший промах, указать на недостатки.

В таких случаях очень эффективно взрослому (воспитателю, психологу) использовать детские игры с карточками-фиксаторами.

Например: взрослый и ребенок с завышенной самооценкой могут поочередно метать мяч в кор­зину. После каждого попадания, попавший полу­чает карточку (звездочку, флажок). В конце игры подводится итог — по дочитываются карточки: у кого больше, тот победил. Использование карто­чек-фиксаторов позволит помочь ребенку нагляд­но убедиться в результатах собственной деятель­ности, а не игнорировать их. В ходе такой игры





Справочник дошкольного психолога

используется прием «самокритичный взрослый», когда взрослый на своем примере демонстрирует ребенку правильное отношение к неудачам и успе­ху, учит ребенка не бояться признать свое пораже­ние и показыв<

Наши рекомендации