Быть счастливым — в силах каждого.
Уметь противостоять стрессам — одно из условий счастья. У многих это получается. Вы с этим тоже справитесь!
Общение — это искусство
Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а также душевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения. И помочь ему в этом на первых порах должен именно взрослый. Ведь именно близкий человек, обладающий достаточно богатым житейским опытом, знающий особенности характера своего малыша, является для него авторитетом в первые годы жизни.
Пока круг общения ребенка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает. По-
Справочник дошкольного психолога
степенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в плане общения. Они могут быть разными и варьироваться в зависимости от типа темперамента ребенка, особенностей воспитания и множества других факторов. О них мы поговорим далее. Для начала, чтобы более глубоко понять особенности общения вашего малыша с другими людьми и ваше отношение к ним, проведем небольшое тестирование. Для этого постарайтесь вдумчиво и достаточно развернуто ответить на следующие вопросы:
1. Много ли у вашего малыша знакомых-сверстников, детей старше его, детей младше его?
2. Проявляет ли малыш инициативу при знакомстве с новым человеком?
3. Вызывают ли у ребенка интерес новые люди? Если да, что в чем это проявляется?
4. Если вам случалось оставить малыша одного, как он себя вел?
5. Участвует ли ваш малыш в коллективных играх и забавах во дворе, когда к вам приходят гости?
6. Может ли ребенок занять себя сам?
7. Умеет ли ребенок придумывать игры и забавы для своих друзей, братьев или сестер?
8. Если вашему ребенку нравится другой малыш, как он это показывает, в чем проявляется его симпатия?
9. Часто ли ваш малыш обижается?
10. Что будет делать ваш ребенок, если у него
отняли игрушку?
Приложения
11. Сможет ли малыш постоять за себя, если возникнет такая необходимость?
12. Что будет делать ваш малыш, если попадет в новый коллектив, в новую обстановку?
13. Умеет ли ваш ребенок делиться игрушками?
14. Жалеет ли ваш ребенок другого малыша, если его обидели?
15. Любит ли ваш малыш ходить на детские игровые площадки?
16. Любит ли ваш малыш быть в центре внимания?
После тогокак вы закончите отвечать на вопросы, у вас получится своеобразный психологический портрет вашего ребенка. Если вы достаточно развернуто отвечали, вырисуются особенности общения ребенка, его коммуникативные предпочтения, а, возможно, и проблемы. Задумайтесь над ними, понаблюдайте за поведением своего малыша в ситуации общения с другими детьми, со взрослыми. Это даст вам дополнительную «пищу» для размышлений.
Парадоксально, но факт: неприятности всегда возникают «вдруг», как бы из ничего. Был малыш милым, улыбчивым, обаятельным, коммуникабельным. Как вдруг резко изменился: стал замкнутым, неразговорчивым, часто расстраивается, ни на минуту не отпускает от себя. Родители в недоумении: что случилось с ребенком? Опять обратимся к житейской мудрости: «вдруг» и «просто так» ничего не случается. Это тоже факт. В жизни человека, как и в природе, все взаимосвязано. И воз-
9. Справочник дошкольного психолога 257
Справочник дошкольного психолога
никшие у ребенка проблемы в общении не исключение. Давайте рассмотрим ситуацию в динамике.
В среднем до 2—2,5, а то и 3-х лет круг общения ребенка составляют взрослые — мама, папа, дедушка, бабушка и т. д. (помните, мы говорим о полной семье, в которой есть оба родителя; у детей в неполных семьях часто проблемы иного плана). Его любят, о нем заботятся, знают о его особенностях, в общем, ребенок живет в ситуации полного доверия, любви и согласия. Ему всегда готовы помочь, поддержать.
Но вот малыш вступает в новые контакты, вокруг все непривычно: новые лица, новые характеры. И далеко не всегда эти люди готовы выполнить просьбу ребенка, согласиться с его желаниями, дать ему то, что он хочет... И начинается непонимание, недовольство, нежелание общаться. Одной из причин такого поворота может быть искусственное ограничение контактов ребенка родителями. Да, современная ситуация, характеризуемая как высоко криминальная, не располагает к расширению круга общения. Родителям гораздо спокойнее оставить малыша дома перед телевизором, чем отпустить во двор, в котором может случиться все что угодно, а соседские дети жутко невоспитанны. С другой стороны, в жизни могут сложиться объективные обстоятельства, которые не позволят ребенку удовлетворить естественную потребность в общении (занятость родителей, болезнь кого-то из родственников, проживающих вместе с ребенком, и т. д.). Конечно, необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы, но исходить в
Приложения
процессе воспитания нужно из интересов самого ребенка. Ведь он просто нуждается в разнообразных впечатлениях, в разнообразном опыте, причем как позитивном; так и негативном.
Итак, очень условно можно сказать, что трудности в общении у ребенка вызываются двумя причинами.
Перваясвязана с чрезмерным стремлением к лидерству. Другими словами, этот ребенок — эгоист. Данное качество не развивается само по себе. Обычно оно систематически и, естественно, с благими целями культивируется родителями.
Такой стиль воспитания психологи называют «кумир семьи». Ребенку оказывают постоянное внимание, потворствуют его прихотям и желаниям, идут у него на поводу. Ребенок очень быстро привыкает к такому взаимодействию и начинает считать его единственно верным. Естественно, что, приходя в коллектив сверстников, он начинает вести себя так же, как и в семье. Это, в свою очередь, вызывает у сверстников, с одной стороны, недоумение, а с другой, провоцирует их агрессивное поведение по отношению к «маленькому Наполеону». В итоге ребенка перестают принимать в игры, он становится обидчивым и озлобленным. А взрослые, в свою очередь, искренне недоумевают по поводу негативных изменений в поведении и характере ребенка.
Вторуюпричину можно связать с излишней застенчивостью малыша. Если в первом случае родители ведут себя чересчур мягко, то родителей застенчивых малышей скорее можно охарактери-
Справочник дошкольного психолога
зовать как властных, авторитарных и не терпящих возражений. Эти родители больше всего предпочитают крик, моральные унижения, давление и т. п. Они не допускают послаблений, предъявляя ребенку повышенные требования. Малыш не может справиться с таким нажимом, он не в состоянии открыто противостоять ему. Мир начинает казаться ему враждебным, как и люди, живущие в нем. А тогда приходит и выход: лучший способ — это избегать контактов, а поддержку можно найти в самом себе. Ребенка начинает пугать все новое и непривычное. В итоге он может начать «тихую войну», делая все назло взрослым.
Итак, понимая свои ошибки и спровоцированные ими трудности в общении у детей, вы сможете найти подход к решению проблемы.
Невинные фантазии или?..
Жизнь любого малыша наполнена фантазиями и выдумками. Они — ее неотъемлемая часть. Это одна из основных особенностей дошколят. Они видят окружающую реальность другими глазами, а их ложь непреднамеренна.
Так продолжается примерно до 4-х лет, до момента, когда ребенок начинает спрашивать себя, за что его наказали и как этого можно избежать. И тогда он интуитивно начинает искать способы обхода различных неприятностей вроде выговоров и наказаний.
Дети, в силу возрастных особенностей не обремененные моральными представлениями, обычно
Приложения
выбирают средства доступные и дающие возможность быстрого достижения желаемого. Пример этому — детская драчливость и ложь. Зачем ждать, когда соседский малыш наиграется великолепной машинкой, когда можно «дать в лоб» и наслаждаться понравившейся игрушкой?.. Зачем мучиться от искушения, когда можно съесть конфеты, а фантики засунуть в карман младшему брату?
Но часто все не так просто, и причины детской лживости могут крыться гораздо глубже. Рассмотрим вышеприведенный пример. В ситуации с конфетами ребенок «убивает двух зайцев». Во-первых, получает внеплановое лакомство, а во-вторых, мстит брату за любовь и ласку, которую он, возможно, недополучает от вас. Задумайтесь, виноват ли ребенок в том, что вы, повсеместно насаждая запреты, оставили сладкое на столе, тем самым спровоцировав его (как известно, воля ребенка далеко не настолько сильна, чтобы отказаться от чего-то привлекательного или вкусного при подходящих обстоятельствах)? Что же касается отношений с братом, то вспомните, часто ли вы сравниваете ваших детей в разговорах с ними, нахваливая то одного, то другого, тем самым, опять же, провоцируя их ревность?
Размышления над истинными мотивами поведения ребенка дадут вам возможность проникнуть в сокровенные уголки души вашего малыша, так как его фантазии — это то, чего ему не хватает, своеобразный намек вам для превращения нереального в реальное.
Справочник дошкольного психолога
Еще одна из возможных причин лживости малыша — ваши завышенные требования к нему, часто не соответствующие его реальным возможностям и желаниям. И именно из любви к вам, не желая вас огорчать и, естественно, пытаясь оградить себя от ваших нравоучений, ребенок и начинает придумывать «вежливую» ложь. Обычно оправдания в своей невиновности заключаются в обвинении кого-либо другого, причем часто этот ктот то другой у вас не вызывал никогда симпатии, и ребенок об этом прекрасно знал.
Что же является основной движущей силой в данной ситуации? Страх! Страх потерять вашу любовь, ваше расположение, страх быть наказанным, униженным. И если сейчас, в 4-5 лет, ребенок еще не осознает до конца, что он делает, то дальше, в школе, ситуация двойной морали станет типичной для него. Приученный ко лжи, он вряд ли сделает нравственный выбор...
Часто мы, взрослые, собственным примером показываем, как можно избежать неприятностей: просим малыша сказать по телефону, что нас нет дома, рассказываем небылицы в гостях и т. д. Что можно сказать в оправдание? Жизнь неоднозначна. Вас может порадовать то, что, согласно исследованиям, тоньше и изворотливей лгут малыши с высокими интеллектуальными способностями.
Главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что причина лживости вашего малыша часто кроется в особенностях ваших семейных взаимоотношений.
Что делать родителям?
Приложения
1. Проанализировать возможные причины и мотивы поведения ребенка.
2. Подумать, какова доля вашей вины.
3. Взглянуть на ваши взаимоотношения со стороны.
4. Определить реальный уровень возможностей вашего малыша и исходить из них.
5. Если вы уличили малыша во лжи, действуйте опосредованно, через сказку, рассказ и т. д. Сказка лучше поможет ребенку понять последствия, чем ваши пресные наставления.
6. Постоянно поддерживать в ребенке чувство собственного достоинства, так как человек, считающий себя Личностью, не опустится до низких поступков.
Видеть, чтобы не болеть
Часто ли вы задумывались над тем, что причиной дискомфорта или плохого самочувствия может быть то, что мы видим вокруг?
Подтверждением этого факта является возникновение науки визиологии, которая призвана защитить нашу нервную систему от «несъедобных» визуальных образов. А «несъедобными» являются интерьеры офисов, монотонные ландшафты, здания-коробки и т. д.
Утверждение видеоэкологов, что замусоренность окружения приводит к понижению остроты зрения, затем к неврологическим расстройствам и поведенческим отклонениям, можно подвергнуть сомнению, но бесспорным остается факт снижения
Справочник дошкольного психолога
настроения и ухудшения эмоционального состояния под воздействием однотипных картинок, а тем более так называемых «агрессивных визуальных полей». «Агрессивными визуальными полями» можно считать перепады освещенности, чередование черных и белых полос, резко контрастирующие между собой прямые углы.
Обратите внимание на то, что однообразная визуальная среда слепит человека, приводит к появлению нистагма (непроизвольное быстрое колебательное движение глаз человека). В зимнее время число случаев появления нистагма резко возрастает: однотонность пейзажа, хмурость дней и т. д.
Как можно улучшить видеоэкологию вокруг себя?
1. Ограничьте влияние малозначительной навязчивой информации. Это каеается зрительного ряда телеэкрана, частого переключения каналов, заставок, рекламы и т. д.
2. Не выбирайте обои с четким чередованием элементов, то же касается и одежды.
3. Чаще экспериментируйте с освещением, занавесками, переставляйте мебель.
4. Не оставляйте стены голыми, вешайте ковры, картины, цветы.
5. Выбирайте красивые места для прогулок, чаще бывайте на природе.
6. В свободное время рассматривайте красивые картинки, репродукции, предметы с мелкими многоцветными деталями.
Приложения
Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге
Для приобщения ребенка к безопасному поведению на дороге существует несколько принципов:
1. Последовательность. Во избежание ситуаций,
опасных для собственной жизни и жизни других
людей, необходимо формирование определенной
культуры мышления и поведения. Этот процесс
должен проходить систематически и последователь
но — от знакомого к незнакомому, т. е. любая сту
пень обучения опирается на уже освоенное в пре
дыдущем опыте. Процесс должен начинаться с ро
дителей. Обучать детей необходимо с раннего воз
раста.
2. Воспитание собственным примером.Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребенка следования правилам.
3. Соответствие формы обучения возрасту ребенка.Целесообразность того или иного поведения на дорогах должна выступать в контексте потребностей ребенка, а также его возрастных возможностей.
4. Включенность обучения в контекст повседневной жизни.Знания должны стать для ребенка основой его жизнедеятельности. Родители и воспитатели обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в сюжетно-ролевые, дидактические игры, развлечения и т. д.