I направление (педагог-психолог — родители).

Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на ин­дивидуальную работу с ними. Первым шагом дол-

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

жно стать налаживание контакта с родителями. Затем, в процессе индивидуальных консультаций, необходимо объяснить родителям особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть. Следующим шагом является выработка единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах ра­боты важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей. Можно ис­пользовать в работе с родителями следующие виды занятий:

1. Индивидуальные консультации.

2. Групповые консультации:

— общегрупповые собрания;

— информация в «уголках родителей» (см. При­ложение 1).

3. Организация совместной деятельности роди­
телей и детей (совместный труд, подготовка к ут­
ренникам и т. д.).

Рекомендуется также проводить анкетирование ро­дителей для отслеживания динамики изменений в социально-эмоциональной сфере личности ребенка (см. Приложение 1).

II направление (педагог-психолог — педаго­ги группы).

Содержание работы в данном направлении зак­лючается в оказании психологической и информа­ционной помощи педагогам. Приоритетные задачи:

а) ознакомить педагогов с особенностями и за-
кономерностями развития социально-эмоциональ­
ной сферы детей старшего дошкольного возраста;

б) обучить адекватным способам взаимодействия
с детьми с определенными трудностями;





Справочник дошкольного психолога

в) помочь создать условия, способствующие по­вышению эмоционального комфорта в группе и сти­мулирующие развитие положительных сторон лич­ности ребенка.

Рекомендуются следующие формы работы с пе­дагогами:

1. Индивидуальные консультациипо ознаком­лению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания.

2. Семинары-практикумы, тренинги.Темати­ка может варьироваться, но наиболее актуальны следующие:

а) «Разговор как психотерапевтическое сред­
ство»;

б) «Особенности взаимодействия педагогов с деть­
ми с нарушениями развития социально-эмоцио­
нальной сферы»;

в) «Эффективное педагогическое общение»;

г) «Личностно-ориентированное взаимодействие
педагогов и детей. Трансактный анализ общения»;

д) «Развитие коммуникативных навыков. Вер­
бальное общение. Средства невербального обще­
ния»;

е) «Развитие навыков самоконтроля и саморегу­
ляции».

Необходимо систематически проводить релакса­ционные паузы для снятия эмоционального напря­жения, рекомендуется использовать различные приемы изотерапии, ауторелаксации, музыку, уп­ражнения-медитации , медитации-визуализации. Это будет способствовать повышению чувства эмо­ционального комфорта у педагогов, что опосредо-

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

ванно будет влиять и на повышение чувства ком­форта у детей.

Важным условием эффективной работы програм­мы является активное участие педагога-психолога в планировании педагогического процесса, особен­но в разделах «Самостоятельная деятельность де­тей» и «Совместная деятельность педагога и детей». Психолог может помочь подобрать игры и упраж­нения, а также оказать помощь в их проведении.

Также важно проводить с педагогами диагнос­тику с помощью такой методики, как «Стиль пе­дагогического общения» Маралова В.Г.1 Для осоз­нания особенностей детей группы рекомендуется использовать анкету «Портрет моей группы» или сочинение на аналогичную тему.

III направление (педагог-психолог— дети).

Содержание работы в данном направлении за­ключается в реализации коррекционно-развиваю-щей работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в играх детей.

Цели программы:

1. Коррекция негативных тенденций социаль­но-эмоционального развития детей.

2. Развитие социально-эмоционального благопо­лучия ребенка через формирование чувства внут­ренней устойчивости, автономности.

Задачи программы:

1. Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизнен­ные ситуации.

1 Маралов В. Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992.



Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...


I направление (педагог-психолог — родители). - student2.ru

Справочник дошкольного психолога

2. Формирование установки «Я — хороший,
ты — хороший».

3. Формирование способности эмоциональной са­
морегуляции.

4. Овладение ребенком «языком» эмоций как
способом выражения собственного эмоционально­
го состояния.

Принципы программы:

1. Ценностно-ориентированный принцип.

Эмоция выступает как ценность личности, ко­торая определяет благополучие ребенка и его пси­хологическое здоровье. Принцип предполагает так­же ориентацию ребенка на другого человека.

2. Принцип активности и свободы самовыраже­
ния ребенка.

Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

3. Принцип симпатии и участия.

Ребенок должен чувствовать себя в полной безо­пасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (см. табл. 16).

Общее число занятий: 20, один раз в неделю.

Продолжительность занятия: 35 минут.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Количество детей в группе: 6—7 человек.

Отбор детей производится на основе диагнос­тического обследования. В занятиях принимают участие все дети. С детьми, нуждающимися в кор­рекции социально-эмоциональной сферы, дополни­тельно проводится индивидуальная работа.




I направление (педагог-психолог — родители). - student2.ru

I направление (педагог-психолог — родители). - student2.ru

I направление (педагог-психолог — родители). - student2.ru

I направление (педагог-психолог — родители). - student2.ru


I направление (педагог-психолог — родители). - student2.ru

I направление (педагог-психолог — родители). - student2.ru
I направление (педагог-психолог — родители). - student2.ru

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

I направление (педагог-психолог — родители). - student2.ru

Справочник дошкольного психолога

Программа реализуется в три этапа:

1-й этап. Диагностический.

П-й этап. Коррекционно-развивающий.

III-й этап. Контрольный.

Программа условно разделена на три блока:

Блок 1. Развитие эмоциональной сферы.

Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.

Блок 3. Знакомство с моральными чертами ха­рактера.

Методические приемы, используемые в програм­ме:

1. Словесные и подвижные игры.

2. Проигрывание этюдов на выражение и пере­дачу различных эмоций и чувств.

3. Рисование (тематическое и свободное).

4. Беседы, направленные на знакомство с раз­личными эмоциями и чувствами.

5. Проблемные ситуации.

В программе элементы игротерапии использу­ются в форме терапии отношений, где игра высту­пает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.

Содержание программы.

Блок 1. Формирование у ребенка следующих умений:

— представления о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе;

— знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний;

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

— понимание ребенком значения эмоциональ­ной окраски слова, его значения в процессе обще­ния, а также того, как влияют отрицательные эмо­ции на состояние самого человека и других людей;

— умения регулировать свои отрицательные эмоции.

Блок 2. Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с други­ми людьми, способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищенности.

Блок 3. Формирование нравственного поведения в повседневной жизни. Дать понятие о парных ка­чествах (добрый — злой). Формирование положи­тельных- черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

Алгоритм занятия:

1.Приветствие.

2. Беседа или проблемная ситуация.

3. Развивающая игра, психогимнастический этюд, тематическое или свободное рисование'.

4. Подвижная игра.

5. Прощание.

ГЛАВА 6.

Наши рекомендации