I направление (педагог-психолог — родители).
Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Первым шагом дол-
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
жно стать налаживание контакта с родителями. Затем, в процессе индивидуальных консультаций, необходимо объяснить родителям особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть. Следующим шагом является выработка единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах работы важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей. Можно использовать в работе с родителями следующие виды занятий:
1. Индивидуальные консультации.
2. Групповые консультации:
— общегрупповые собрания;
— информация в «уголках родителей» (см. Приложение 1).
3. Организация совместной деятельности роди
телей и детей (совместный труд, подготовка к ут
ренникам и т. д.).
Рекомендуется также проводить анкетирование родителей для отслеживания динамики изменений в социально-эмоциональной сфере личности ребенка (см. Приложение 1).
II направление (педагог-психолог — педагоги группы).
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам. Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и за-
кономерностями развития социально-эмоциональ
ной сферы детей старшего дошкольного возраста;
б) обучить адекватным способам взаимодействия
с детьми с определенными трудностями;
Справочник дошкольного психолога
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.
Рекомендуются следующие формы работы с педагогами:
1. Индивидуальные консультациипо ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания.
2. Семинары-практикумы, тренинги.Тематика может варьироваться, но наиболее актуальны следующие:
а) «Разговор как психотерапевтическое сред
ство»;
б) «Особенности взаимодействия педагогов с деть
ми с нарушениями развития социально-эмоцио
нальной сферы»;
в) «Эффективное педагогическое общение»;
г) «Личностно-ориентированное взаимодействие
педагогов и детей. Трансактный анализ общения»;
д) «Развитие коммуникативных навыков. Вер
бальное общение. Средства невербального обще
ния»;
е) «Развитие навыков самоконтроля и саморегу
ляции».
Необходимо систематически проводить релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения, рекомендуется использовать различные приемы изотерапии, ауторелаксации, музыку, упражнения-медитации , медитации-визуализации. Это будет способствовать повышению чувства эмоционального комфорта у педагогов, что опосредо-
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
ванно будет влиять и на повышение чувства комфорта у детей.
Важным условием эффективной работы программы является активное участие педагога-психолога в планировании педагогического процесса, особенно в разделах «Самостоятельная деятельность детей» и «Совместная деятельность педагога и детей». Психолог может помочь подобрать игры и упражнения, а также оказать помощь в их проведении.
Также важно проводить с педагогами диагностику с помощью такой методики, как «Стиль педагогического общения» Маралова В.Г.1 Для осознания особенностей детей группы рекомендуется использовать анкету «Портрет моей группы» или сочинение на аналогичную тему.
III направление (педагог-психолог— дети).
Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развиваю-щей работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в играх детей.
Цели программы:
1. Коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей.
2. Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности.
Задачи программы:
1. Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
1 Маралов В. Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992.
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
Справочник дошкольного психолога
2. Формирование установки «Я — хороший,
ты — хороший».
3. Формирование способности эмоциональной са
морегуляции.
4. Овладение ребенком «языком» эмоций как
способом выражения собственного эмоционально
го состояния.
Принципы программы:
1. Ценностно-ориентированный принцип.
Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребенка на другого человека.
2. Принцип активности и свободы самовыраже
ния ребенка.
Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
3. Принцип симпатии и участия.
Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (см. табл. 16).
Общее число занятий: 20, один раз в неделю.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Количество детей в группе: 6—7 человек.
Отбор детей производится на основе диагностического обследования. В занятиях принимают участие все дети. С детьми, нуждающимися в коррекции социально-эмоциональной сферы, дополнительно проводится индивидуальная работа.
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
Справочник дошкольного психолога
Программа реализуется в три этапа:
1-й этап. Диагностический.
П-й этап. Коррекционно-развивающий.
III-й этап. Контрольный.
Программа условно разделена на три блока:
Блок 1. Развитие эмоциональной сферы.
Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.
Блок 3. Знакомство с моральными чертами характера.
Методические приемы, используемые в программе:
1. Словесные и подвижные игры.
2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
3. Рисование (тематическое и свободное).
4. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
5. Проблемные ситуации.
В программе элементы игротерапии используются в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.
Содержание программы.
Блок 1. Формирование у ребенка следующих умений:
— представления о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе;
— знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний;
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
— понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей;
— умения регулировать свои отрицательные эмоции.
Блок 2. Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищенности.
Блок 3. Формирование нравственного поведения в повседневной жизни. Дать понятие о парных качествах (добрый — злой). Формирование положительных- черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.
Алгоритм занятия:
1.Приветствие.
2. Беседа или проблемная ситуация.
3. Развивающая игра, психогимнастический этюд, тематическое или свободное рисование'.
4. Подвижная игра.
5. Прощание.
ГЛАВА 6.