Тема 5.1 Малые группы в социальной психологии.
Цель: ознакомление с предметом социальной психологии малой группы, основными понятиями и подходами, сложившимися в области изучения малых групп. Анализ основных феноменов формирования, функционирования и динамики малой группы. Расширение представлений об особенностях поведения и взаимодействия личности в группе. Анализ статусно-ролевой позиции человека и феномен лидерства. Расширение представлений о коллективе как разновидности малой группы. Анализ феномена семья как малой группы (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).
Перечень изучаемых элементов содержания
Основные виды и характеристики малой группы. Социально-психологическая феноменология малой группы. Группа и личность. Лидерство и руководство. Коллектив как разновидность малой группы. Семья как малая группа.
Вопросы для самоподготовки:
1. Малые группы: понятие, критерии, классификации, характеристики, структура, факторы возникновения, динамические процессы и механизмы группового развития. История и традиции развития исследований, основные теоретические подходы к исследованию малых групп в зарубежной и отечественной психологии.
2. Феномены сложившейся группы (групповые нормы и ожидания - регуляторы поведения личности в группе; феномен внутригруппового давления и групповой сплоченности; феномен группового принятия решения; факторы, влияющие на принятие группового решения).
3. Социально-психологические факторы, детерминирующие взаимодействие в малых группах. Позиции, статусы, роли членов группы. Социальное пространство как «поле» межличностных отношений и взаимодействий в малой группе. Формы и способы взаимовлияний в системе «личность – группа». Регуляторы поведения личности в группе: групповые нормы и ценности, групповые ожидания.
4. Лидерство и руководство: сущность, критерии, сравнительная характеристика. Основные направления теоретических и прикладных исследований лидерства и руководства в отечественной и зарубежной психологии. Особенности организации взаимодействия и взаимоотношений руководителей с лидерами.
5. Коллектив как разновидность малой группы. Виды коллективов: по виду основной деятельности, условиям труда, характеру социально-психологических связей, политической ориентации, степени устойчивости, уровням развития и т.п. Признаки и критерии коллектива. Стадии и уровни развития коллектива. Особенности групповых процессов в коллективе. Социально-психологические аспекты исследования коллектива. Постановка проблемы коллектива в отечественной социальной психологии (работы А.С. Макаренко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского и др.).
6. Семья как малая группа. Основные типы семьи: патриархальная, детоцентрическая и супружеская. Мотивация заключения брака и отношение к семье. Система семейных ценностей. Психологический климат семьи. Стадии и уровни развития взаимоотношений в семье. Основные кризисы взаимоотношений супругов. Проблема гармонизации межличностных отношений в семье.
Тема 5.2 Социально-психологические характеристики организаций.
Цель: познакомить с социально-психологическими характеристиками организаций и особенностями организационно-психологического сопровождения деятельности организации (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).
Перечень изучаемых элементов содержания
Социаьно-психологические характеристики организаций. Формальные, неформальные, сложные организации. Организационные цели. Особенности коммуникации. Социально-психологические проблемы производства (социально-психологический климат, эффективность управления, оценка персонала, организационное поведение и профессиональная карьера, социально-психологические характеристики производственного коллекти, организационная культура, социально-психологическое сопровождение кадровой работы в организации).
Вопросы для самоподготовки:
1. Организация, как социально-психологический феномен (социально-психологические проблемы управления в организации; личность как объект и субъект управления; группа, как объект и субъект управления; психологические условия эффективного взаимодействия в системе «руководитель – подчиненный»; позиционные отношения;
2. Особенности коммуникации в организации (информационный обмен и взаимодействие как уровни управления в организации; социально-психологический климат организации и факторы его формирования; организационная культура и организационная социализация).
3. Рабочая группа (команда) как ключевой элемент организации; современные проблемы рекрутмента;
4. Социально-психологическое сопровождение кадровой работы в организации.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 5
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся
Тема эссе:
1. Малые группы в социальной психологии
2. Лидерский потенциал и особенности его проявления во взаимоотношениях лидеров и членов малых групп.
3. Гендерный аспект лидерства.
4. Проблема развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии.
5. Социально-психологический климат группы и пути его оптимизации.
6. Формальное и неформальное лидерство.
7. Сущность социально-психологического климата.
8. Групповые эффекты.
9. Особенности руководства малой группой.
10. Особенности принятия группового решения.
11. Феномен групповой сплоченности.
12. Конфликты в малых группах
13. Малая группа-понятие и классификация
14. Функции малой группы
15. Значимые характеристики малой группы
16. Референтная группа и ее функции.
17. Формальные и неформальные группы.
18. Групповые нормы.
19. Семья как малая группа.
20. Понятие малой группы и коллектива - базовые характеристики.
Эссе – это развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента в виде сочинения по рассматриваемой теме (проблеме). Рекомендуемый объем 1-3 страницы печатного текста (шрифт Times New Roman, 14, интервал одинарный). Содержание подготовлено на базе не менее 3 научных источников, с оформлением цитирования в рамках принятых филологических норм русского языка. Оригинальность текста не менее 75%.
*(Выполняется как практическое задание в электронной образовательной среде)
Основными критериями оценки эссе являются:
Ø степень отражения изученного материала (эссе имеет четкую структуру, отраженную в тезисах);
Ø оригинальность подхода к проблеме;
Ø аргументация (привлекаются литературные и научные источники);
Ø способность обоснованно отстаивать свою точку зрения (эссе содержит критические идеи и комментарии автора).