Тема 3.1 Социально-психологические характеристики общения

Цель: анализ общения как социально-психологического феномена. Расширение представлений об основных направлениях и проблемах психологического изучения общения (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).

Перечень изучаемых элементов содержания

Общение как объект психологического исследования. коммуникативные аспекты общения. Межличностное восприятие и взаимопонимание. Взаимодействие людей в общении.

Вопросы для самоподготовки:

1. Специфика исследования общения в социальной психологии. Общение в системе социально-психологических категорий.

2. Виды и формы общения: классификация и ее критерии. Структура общения: статический и динамический аспекты.

3. Функциональный анализ общения. Средства общения: виды, классификация.

4. Общение как процесс. Стадии контакта.

5. Коммуникативные аспекты общения. Вербальная и невербальная коммуникация.

6. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Феномены, механизмы и эффекты социальной перцепции. Атрибутивные процессы при переходе от социального восприятия к социальному познанию.

7. Общение как интеракция. Виды и формы межличностного взаимодействия: классификация, критерииее построения, основные характеристики.

Тема 3.2 Социальная психология влияния.

Цель: ознакомление с современным состоянием проблемы психологии влияния. Анализ основных теоретических и практических аспектов исследования влияния. Расширение представлений о ситуациях, факторах и технологиях влияния (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).

Перечень изучаемых элементов содержания

Взаимодействие людей в общении. Приемы и способы социально-психологического влияния. Механизмы социально-психологического воздействия.

Вопросы для самоподготовки:

1. Общая характеристика приемов и способов социально-психологического влияния (убеждение, внушение, подражание, заражение и др.), их психологические особенности, исторические корни, применение в современной жизни.

2. Механизмы восприятия внешнего воздействия: идентификация, интернализация, конформизм.

3. Убеждение и внушение как методы организованного воздействия на личность.

4. Подражание. Исторические традиции социальной психологии в иссле­довании подражания.

5. Заражение как способ группового воздействия

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 3

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся

Кейс-задание по психология межличностного общения

Ситуация 1

Какое место в моей жизни занимает общение с другими людьми?

Сколько времени в течение дня я провожу в общении с людьми?

Хотелось бы мне проводить с людьми больше времени или я предпочитаю одиночество?

У меня много друзей или очень мало?

Ситуация 2

Переформулируйте приводимые ниже «ты -высказывания» в «я - послания».

Образец:

Ты - высказывание: «Как ты мог такое сказать!»

Я - послание: «Мне неприятно то, о чем ты только что сказал».

А) Ты абсолютно не прав.

Б) Какой ты бестолковый.

B) Только невежа мог поверить в это.

Г) Вечно ты лезешь не в свое дело.

Ситуация 3

Молодой девушке (22 года), только что окончившей университет, предстоит встреча с руководителем фирмы, в которой она хочет работать, по поводу ее трудоустройства. Девушка крайне заинтересована в получении этого места. Опишите детали ее имиджа и поведения в момент встречи.

Задание 4

Представьте возможные варианты ответа подчиненного в ситуации, когда он не может выполнить порученное ему задание в различных эго-состояниях (Эго состояние – Родитель, Эго состояние-Взрослый, Эго состояние – Ребенок (Теория «Трансактного анализа Э.Берна»), а также опишите последствия каждого из ответов.

Задание 5

Во время предстоящей деловой беседы Вам необходимо будет убедить руководителя принять и одобрить Ваш подход к решению проблемы. Перечислите, какие невербальные средства общения Вы будете использовать во время этой деловой беседы.

Задание 6

Определите тип слушателя по его ведущей репрезентативной системе (аудиал, визуал, кинестетик) и опишите средства для привлечения его внимания.

Задание 7

В школе было проведено анкетирование учащихся направленное на выявление трудностей общения связанных с проявлениями агрессии в межличностных отношениях. Анализ результатов анкетирования учащихся I-IVклассов показал, что около 22 % учащихся отметили факт проявления вербальной и физической агрессии со стороны сверстников: «Моя соседка по парте все время мне грубит, кричит, толкается» (Дима В.); «На перемене драки устраивают» (Катя П.); «Не играют, а бьют и обзываются» (Аня Д.). Агрессия одних учеников по отношению к другим приводит к тому, что у 97,5 % школьников сформирована стойкая антипатия к таким одноклассникам. В этих условия трудно осуществлять работу по созданию учебного коллектива и воспитанию у детей толерантности и чувства гуманизма.

Что в этой ситуации необходимо предпринять психологу с целью коррекции межличностных отношений учащихся.

Задание 8

Младший школьник не удовлетворен межличностными отношениями с учителем. Ролевые отношения учитель – ученик складываются неблагополучно и на неуспешном фоне, ребенок не чувствует эмоционального комфорта в общении с педагогом, отказывается ходить в школу.

Что в этой ситуации необходимо предпринять психологу с целью коррекции межличностных отношений?

Кейс-задание.

Требования к выполнению

Должно быть выполнено не менее 2-х заданий из общего объема. До 1-й страницы текста на каждую работу (необходимо ответить на два вопроса). Излагается суть ответа на поставленный вопрос. Рекомендация: отвечать конкретно, по существу. Лист ответа должен быть оформлен (ФИО, направление подготовки, курс, группа).

Задание должно быть представлено преподавателю на проверку в 3-х дневный срок с момента его получения в электронном виде.

*(Выполняется как практическое задание в электронной образовательной среде)

Наши рекомендации