Тема 1.2 Методология и методы социальной психологии.

Цель: Ознакомление с теоретико-методологическими основами современной социальной психологии, формирование знаний о методологических принципах социальной психологии. Ознакомление с основными понятиями и методами, используемыми в социально-психологических исследованиях (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).

Перечень изучаемых элементов содержания

Теоретико-методологические основы современной социальной психологии, методологические принципы социальной психологии; основные понятия и методы, используемыми в социально-психологических исследованиях. Методы, используемые в социально-психологических исследованиях. Социометрия, коммуникометрия, референтометрия – специальные методы социальной психологии.

Вопросы для самоподготовки:

1. Методология социальной психологии: понятие, уровни методологии, принципы построения социально-психологического исследования.

2. Основные базовые категории социальной психологии: «социализация», «общение», «отношение», «взаимодействие», «личность», «группа» и др.

3. Этические проблемы организации социально-психологического исследования (полемика Д. Баумринд и С. Милграма).

4. Методы социальной психологии. Эмпирические исследования в социальной психологии.

5. Интерпретация и представление результатов социально-психологического исследования.

Тема 1.3 Социометрия как метод психологических исследований.

Цель: ознакомление обучающихся с социометрией, как методом социальной психологии. Расширение представлений о диагностических возможностях социометрии в разных сферах применения (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).

Перечень изучаемых элементов содержания

Социометрия общая характеристика: основные понятия и процедуры. Особенности систем неформальных отношений в группе. Степень психологической совместимости конкретных людей. Внутри групповые статусы участников процедуры, психологическая атмосфера группы.

Перечень изучаемых элементов содержания

Вопросы для самоподготовки:

1. Социометрия общая характеристика: основные понятия и процедуры.

2. Историко-методологические основания социометрии

3. Особенности проведения социометрического исследования

4. Роль и значение социометрия, как метода исследования внутригрупповых отношений

5. Перспективы применения социометрии в современных условиях.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся

Темы рефератов и докладов:

1. Теоретические основы прикладной социальной психологии: состояние и перспективы развития.

2. Влияние идеологии на развитие социально-психологической науки в России ХХ столетия.

3. Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко.

4. Влияние учения о высших психических функциях Л.С. Выготского на развитие социально-психологических идей в России.

5. Основные положения деятельностного подхода в социальной психологии

6. В чем проявляется синтезирующая роль социальной психологии в системе наук

7. Место социальной психологии в системе наук

8. Какие основные проблемы изучает социальная психология

9. Взаимосвязь социальной психологии с философией, социологией

10. Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии.

11. Предмет и задачи социальной психологии

12. Социальная психология - прошлое, настоящее и будущее

13. Становление и развитие социальной психологии в России

14. Исторические этапы становления и развития социальной психологии.

15. Взаимосвязь социальной психологии с философией, социологией

16. Основные практические проблемы социальной психологии.

17. Интеракционистски-ориентированное направление социальной психологии.

18. Бихевиористски-ориентированное направление социальной психологии.

19. Психоаналитически-ориентированное направление социальной психологии.

20. Когнитивно-ориентированное направление социальной психологии.

Реферат – это отражение (описание) студентом точек зрения различных авторов или обзор нескольких источников по рассматриваемой теме (проблеме).

Рекомендуемый формат:

Объем от 12-15 страниц печатного текста (шрифт Times New Roman, 14, интервал одинарный).

Содержание подготовлено на базе не менее 5 научных источников, с оформлением цитирования в рамках принятых филологических норм.

Задание должно быть представлено преподавателю на проверку в 3-х дневный срок с момента его получения в электронном формате. Оригинальность текста не менее 75%.

Основными критериями оценки реферата являются:

· степень отражения реферируемого текста;

· оригинальность тезисов и аргументов к ним;

· наличие обобщения и собственных выводов в заключении.

Наши рекомендации