Тема 1.2 Методология и методы социальной психологии.
Цель: Ознакомление с теоретико-методологическими основами современной социальной психологии, формирование знаний о методологических принципах социальной психологии. Ознакомление с основными понятиями и методами, используемыми в социально-психологических исследованиях (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).
Перечень изучаемых элементов содержания
Теоретико-методологические основы современной социальной психологии, методологические принципы социальной психологии; основные понятия и методы, используемыми в социально-психологических исследованиях. Методы, используемые в социально-психологических исследованиях. Социометрия, коммуникометрия, референтометрия – специальные методы социальной психологии.
Вопросы для самоподготовки:
1. Методология социальной психологии: понятие, уровни методологии, принципы построения социально-психологического исследования.
2. Основные базовые категории социальной психологии: «социализация», «общение», «отношение», «взаимодействие», «личность», «группа» и др.
3. Этические проблемы организации социально-психологического исследования (полемика Д. Баумринд и С. Милграма).
4. Методы социальной психологии. Эмпирические исследования в социальной психологии.
5. Интерпретация и представление результатов социально-психологического исследования.
Тема 1.3 Социометрия как метод психологических исследований.
Цель: ознакомление обучающихся с социометрией, как методом социальной психологии. Расширение представлений о диагностических возможностях социометрии в разных сферах применения (ОК-1),(ОК-5), (ОК-6), (ОК-7), (ОПК-6), (ПК-3).
Перечень изучаемых элементов содержания
Социометрия общая характеристика: основные понятия и процедуры. Особенности систем неформальных отношений в группе. Степень психологической совместимости конкретных людей. Внутри групповые статусы участников процедуры, психологическая атмосфера группы.
Перечень изучаемых элементов содержания
Вопросы для самоподготовки:
1. Социометрия общая характеристика: основные понятия и процедуры.
2. Историко-методологические основания социометрии
3. Особенности проведения социометрического исследования
4. Роль и значение социометрия, как метода исследования внутригрупповых отношений
5. Перспективы применения социометрии в современных условиях.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся
Темы рефератов и докладов:
1. Теоретические основы прикладной социальной психологии: состояние и перспективы развития.
2. Влияние идеологии на развитие социально-психологической науки в России ХХ столетия.
3. Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко.
4. Влияние учения о высших психических функциях Л.С. Выготского на развитие социально-психологических идей в России.
5. Основные положения деятельностного подхода в социальной психологии
6. В чем проявляется синтезирующая роль социальной психологии в системе наук
7. Место социальной психологии в системе наук8. Какие основные проблемы изучает социальная психология
9. Взаимосвязь социальной психологии с философией, социологией
10. Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии.
11. Предмет и задачи социальной психологии
12. Социальная психология - прошлое, настоящее и будущее
13. Становление и развитие социальной психологии в России
14. Исторические этапы становления и развития социальной психологии.
15. Взаимосвязь социальной психологии с философией, социологией
16. Основные практические проблемы социальной психологии.
17. Интеракционистски-ориентированное направление социальной психологии.
18. Бихевиористски-ориентированное направление социальной психологии.
19. Психоаналитически-ориентированное направление социальной психологии.
20. Когнитивно-ориентированное направление социальной психологии.
Реферат – это отражение (описание) студентом точек зрения различных авторов или обзор нескольких источников по рассматриваемой теме (проблеме).
Рекомендуемый формат:
Объем от 12-15 страниц печатного текста (шрифт Times New Roman, 14, интервал одинарный).
Содержание подготовлено на базе не менее 5 научных источников, с оформлением цитирования в рамках принятых филологических норм.
Задание должно быть представлено преподавателю на проверку в 3-х дневный срок с момента его получения в электронном формате. Оригинальность текста не менее 75%.
Основными критериями оценки реферата являются:
· степень отражения реферируемого текста;
· оригинальность тезисов и аргументов к ним;
· наличие обобщения и собственных выводов в заключении.