Различия в мышлении человека и животного.

Существенно различаются язык животных и язык человека. Животное может лишь подать сигнал по поводу явлений, ограниченных данной конкретной ситуацией. Экспериментами доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление, абстрактные способы мышления им не свойственны. Так обезьяна может разрешить ту или иную ситуативную задачу и даже создать орудие, только в процессе ориентировочного манипулирования. То есть животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации и не может выйти за ее пределы.

Человек может при помощи языка информировать других о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Благодаря языку человек может получить знания о явлениях, с которыми он никогда лично не сталкивался. При помощи языка человек дает себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно.

Способность создавать и сохранять орудия.

Опять же, животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне нее животное не станет сохранять орудие впрок. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно.

Человек же создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим.

Различия в чувствах человека и животного.

Весьма сложная и неоднозначная тема. Ведь животные, как и люди способны испытывать положительные и отрицательные эмоции, радость и страх.

Однако существует мнение, что только человек обладает развитой способностью сопереживать горе или сорадоваться.

Неоспоримо лишь одно - только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Различия в условиях развития психики человека и животного.

Развитие психики животных связывают с законами биологической эволюции.

Развитие же человеческой психики и сознания подчиняется законам исторического развития.

И животные и человек обладают комплексом инстинктивных действий на определенного вида раздражитель. И животное и человек способны приобретать опыт.

Но только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику, причем этот процесс начинается с рождения.

Психологами установлено, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными человек не становится человеком: не будет развитых (собственно человеческих) чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению. И случаи воспитания человеческих детей среди животных показали, что у них не возможно обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. Таким образом «история Маугли» - это миф.

В то же время маленькая обезьянка без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка.

Наблюдение и эксперимент

Наблюдение:

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Виды наблюдения:

1.Систематическое и несистематическое.

Несистематическое - не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Систематическое - предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

2. «Сплошное» и «выборочное».

При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

При выборочном наблюдении исследователь обращает внимание на определенные параметры поведения или типы о поведенческих актов.

3. Непосредственное и опосредованное.

При опосредованном наблюдении используют наблюдательные приборы и средства фиксации результатов (аудио-, фото-, видеоаппаратуры, особые карты наблюдения и др.).

4. Включенное и внешнее.

Включенное наблюдение -наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании ребенка наблюдатель находится в тесном естественном общении с ним.

Эскперимент – организация целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента – испытуемые.


Рубинштейн – 4 особенности эксперимента:
1. исследователь сам вызывает изучаемое явление;
2. исследователь может изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
3. возможно попеременное исключение отдельных условий для установления закономерностей;
4. позволяет варьировать количественные соотношения условий.

Два вида эксперимента:


- Естественный эксперимент – лица, участвующие в нем, не знают, что они выступают в роли испытуемых, он часто проводится в обычной обстановке учебной или трудовой деятельности.
- Лабораторный эксперимент – его смысл заключается в том, чтобы воспроизвести изучаемое явление при более полном и точном контроле и управлении исследуемых факторов и условий среды. Однако в силу искусственности лабораторных условий, полученные результаты могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях деятельности человека.

Специфические или собственно психологические методы:

1. Беседа – метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределяются симметрично.

2. Интервью – особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой – ведомым, и вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащее строго определенный набор вопросов, которые должны быть заданы, но которые, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки.

3. Анкетирование – получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. Анкеты различаются а) по содержанию вопросов, б) по их форме – открытые и закрытые, в) по формулировке вопросов, г) по количеству и порядку следования вопросов.

Лонгитюдное исследование (англ. longitude — долгота) — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Самостоятельная ценность Л. и. связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития и установления генетических связей между его фазами.

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом.

Теперь давайте познакомимся с некоторыми из отраслей психологии.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук, что хорошо отображено на данной схеме. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Стоит принять во внимание, что примерно каждые 5 лет появляется новое психологическое направление, так что правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином "общая психология".

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Генетическая психологияизучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Нейропсихология – междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.

В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах. Также сюда можно отнести изучение возникновения и взаимодействия групп (малые группы, рабочие и учебные коллективы, этнические группы и многие многие другие). В социальную психологию входит также психология управления (организациями, какими-то процессами в группах, изучение феномена лидерства и т.п.)

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Медицинская (или клиническая) психология — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Это широкая области прикладной психологии, которая имеет дело с отклонениями в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных форм поведения детей и подростков, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами.

Патопсихология — практическая отрасль клинической психологии, изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях) и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

Юридическая психология – это наука, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применение правовых норм и участием в правовой деятельности. Также включает в себя отрасли: криминальную, судебную и исправительную психологию.

Психодиагностика — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Также психодиагностика – это область психологической практики, т.е. это когда психолог выявляет с помощью каких-либо методик качества, психологические особенности и черты личности. Если говорить в общем, то это наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных признаков.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в специальных отраслях. Но мы с вами не будем углубляться в изучение специальных отраслей, поэтому нам достаточно просто ознакомиться с самими общими представлениями о психологии в принципе.

Психология личности.

Характер и темперамент. Определения, сходства и различия. Типы темперамента, их описание. Типы характера, их описание. (19:20 – 20:00)

Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность. Темперамент- совокупность индивидуальных особенностей че­ловека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения.

Характер и темперамент влияют друг на друга, характер основывается на свойствах темперамента.

В основе понимания темперамента лежит учение И.П. Павло­ва о типах нервной системы и высшей нервной деятельности. В ос­нову классификации типов были положены три свойства нервной системы:

  • Сила
  • Уравновешенность
  • Подвижность

Сочетание этих свойств позволило выделить четыре типа нервной системы.

Различия в мышлении человека и животного. - student2.ru

В психологии издавна принято выделять четыре типа темпера­мента (еще со времен Гиппократа): холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из них имеет свое сочетание свойств и опи­сан в психологической литературе.

Различия в мышлении человека и животного. - student2.ru Холерик - тип темперамента, характеризующийся высоким уров­нем психической активности, энергичностью действий, неуравно­вешенностью и общей подвижностью, бурными эмоциями, резкой сменой настроения.

Сангвиник- тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, высокой пластичнос­тью, которая проявляется в неустойчивости чувств, настроений и интересов. Его тормозные и реактивные процессы уравновеше­ны.

Флегматик- тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, устойчивос­тью, слабой внешней выраженностью эмоциональных состояний и мимики, трудной переключаемостью с одного вида деятельности на другой и приспособляемостью к новой обстановке.

Меланхолик - тип темперамента, характеризующийся легкой ра­нимостью, высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабой их внешней выраженности, преобладанием от­рицательных эмоций, низким уровнем психической активности, за­медленностью реакций на стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов, быстрой утомляемостью.

В настоящее время наука перешла от изучения типов темпера­мента к изучению его свойств. Выбор свойств осуществляется на ос­нове критериев, признаков темперамента (В.М. Русалов):

1) темперамент выражает формально-динамический характер по­ведения (не связан с содержанием деятельности и определяет дина­мику деятельности);

2) темперамент связан с биологическими подструктурами;

3) он генетически обусловлен, первичен;

4) рано проявляется в детстве;

5) темперамент онтогенетически стабилен, то есть на определен­ных отрезках времени стабилен. Он является результатом развития, а не воспитания;

6) темперамент кросс-ситуативен, то есть проявляется в широ­ком классе ситуаций. Его можно изучать в различных видах деятель­ности;

7) темперамент проявляется более ярко в максимально трудных для человека условиях

Различия в мышлении человека и животного. - student2.ru Характер – это совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах, способах взаимоотношений с окружающими.

Здесь также следует рассмотреть типы характера, а также понятие акцентуации.

Психотерапевты выделяют следующие типы характера:

1)истерический;

2)шизоидный;

3)эпилептоидный;

4)психастенический;

5)астенический;

6)паранойяльный.

Различия в мышлении человека и животного. - student2.ru Истерический тип связан с повышенной эмоциональностью и впечатлительностью. Истероиды обладают эгоцентричностью, стремлением постоянно быть в центре внимания, любыми способами избежать незамеченности. Это проявляется использованием яркой одежды, макияжа, необычной прически или цвета волос, демонстрацией престижных личных вещей. Поведение таких людей носит неестественный оттенок, их эмоции чересчур выражены и выставлены напоказ. Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет в результате деловой незрелости позиции и тогда очень страдает. Поведение и настроение истероидов изменчивы, непостоянны. Они стремятся своим поведением вызвать шок или удивление окружающих. Повышенно внушаемы, подвержены мистическому осмыслению действительности, придают значение гороскопам, гаданиям, интуиции. Истероиды часто предъявляют повышенные требования к окружающим, склонны к иронии и критике чужих поступков, тогда как своих промахов не замечают. Они озабочены своим внешним видом, подчеркивают свою сексуальность, часто говорят на сексуальные темы.

Чаще всего шизоидные типы характера базируются на меланхолическом или флегматическом типах темперамента, но в их становлении большую роль играет и фактор воспитания. Нередко шизоида отождествляют с интровертом. Сущностью шизоидного типа характера является ориентация больше на внутренние ощущения и переживания, чем на внешние (ситуативные). Основной особенностью шизоида является его замкнутость, нелюдимость, необщительность и отгороженность от окружающего мира, погруженность в мир собственных взглядов и фантазий. Шизоид как бы отгораживает себя от окружающей действительности (от гр. schizo – «отделяю», «расщепляю»). Человек нисколько не страдает от своей замкнутости, он оправдывает свою нелюдимость отсутствием интересных людей, банальностью, отсутствием получения удовлетворения от процесса общения. Неспособность переживать яркие эмоции является типичным признаком лиц с шизоидными чертами. Особенно ярко эмоциональная холодность проявляется по отношению к близким отсутствием нежности, теплоты в общении. Однако для шизоидов нетипичным является гнев. Эмоциональная холодность проявляется как в случаях одобрения деятельности со стороны окружающих, так и в случаях критики. Таким образом, шизоидные черты характера не имеют сходства с истерическими чертами. Можно также говорить о противоположности шизоидного и истерического типа характера, невозможности их сочетания. Однако и шизоиды, и истерики нередко отличаются эксцентричностью внешнего облика, но у шизоида необычный внешний вид обусловлен снижением значимости оценки со стороны окружающих и отсутствием претензий я по отношению к себе. Шизоид не склонен ориентироваться на внешние заданные нормы и правила поведения. Например, шизоид может считать необязательным надевать на светский раут соответствующую одежду и может прийти на эту встречу в грязных джинсах. Это не является сознательным поступком, т.е. попыткой протестовать против чего-либо или бросать вызов обществу. Шизоид действует по принципу удобства и комфорта для себя самого. По такому же механизму возникают и такие черты характера шизоида, как прямота высказываний и бескомпромиссность, когда он может, невзирая на ситуацию и ранги, высказать человеку все, что он о нем думает. Отличительными особенностями являются также ригидность и склонность к поведенческим стереотипам, нелюбовь к каким бы то ни было изменениям в себе и вокруг. Например, это проявляется негативной реакцией на приобретение и ношение новой одежды, поход к парикмахеру, перемену местожительства, перестановку мебели, а перемена места работы или личных отношений воспринимается как катастрофа.

Различия в мышлении человека и животного. - student2.ru Эпилептоидный тип характера так же, как и шизоидный, возникает преимущественно на базе меланхолического и флегматического типов темперамента. Сходство данных типов основывается на инертности психических процессов. Однако по иным параметрам наблюдается существенное различие. Эпилептоидный тип характера проявляется эмоциональной ригидностью, склонностью к длительному переживанию каких-либо эмоций. Такие люди могут по несколько месяцев и лет помнить и переживать нанесенные им обиды, вновь и вновь возвращаться к ситуациям, вызвавшим негативный осадок. Эмоциональная ригидность дополняется медленным и тугоподвижным мышлением. Именно поэтому формируются специфичные для эпилептоида черты характера: педантичность, повышенная аккуратность, организованность, склонность следовать нормам и четким правилам. Такого человека могут раздражать несимметрично повешенная картина, неправильно разложенные на столе столовые приборы и т.д. Принцип такого человека – каждая вещь должна знать свое место. Эпилептоид склонен к дисфориям – вспышкам гнева, необоснованному крику, неадекватной критике.

Различия в мышлении человека и животного. - student2.ru Психастенический тип характера иначе называется ананкастным или обсессивно-компульсивным. Эти варианты опережают различные варианты с преобладанием тех или иных качеств. Психастенический тип характера со всеми его вариантами формируется на основе холерического и меланхолического типов темперамента. Это роднит его с истерическим. На этом сходство этих типов заканчивается. Их принципиальное различие в том, что повышенная эмоциональность у истерика сопровождается направленностью вовне, а у психастеника – в себя. Таким образом, основными характеристиками психастенического типа характера являются застенчивость, смущенность, робость, нерешительность. У человека с такими чертами характера затрудняются контакты с окружающими в силу невозможности справиться с волнениями и тревогами по поводу заниженной самооценки. Он сторонится людей, поскольку боится выглядеть смешным, неуклюжим, некрасивым человеком и плохим собеседником. Робость приводит к тому, что он становится молчуном, особенно в компании с незнакомыми людьми. В знакомой обстановке робость может не проявляться совсем. Вследствие опасений предстать перед окружающими в неприглядном виде такие люди вырабатывают поведенческие ритуалы на все случаи жизни. Они учатся общаться формально, но страшатся неожиданных перемен. Немаловажными чертами психастеника являются мнительность и осторожность. Мнительность подразумевается по отношению к окружающим людям – их осуждают, им не доверяют, и к самому себе, т.е. он будет перепроверять собственные действия во избежание неприятностей. В патологических ситуациях это нередко приводит к возникновению навязчивых идей, в том числе и сексуальных расстройств (у психастеника сексуальные расстройства носят наиболее тяжелое течение). Пациент с психастеническими чертами характера страшится не только противоположного пола, но и себя, он боится, что забыл выключить свет, газ, перекрыть воду, закрыть входную дверь и т.п. Сомнения по отношению ко всему могут терзать человека долгое время, приводя в еще более тягостное эмоциональное состояние. Психастеник, как и эпилептоид, может быть педантом. Он склонен к перфекционизму – повышенной скрупулезности, чрезмерной добросовестности.

Вариантом психастенического типа характера является тревожный тип. Его особенностями являются повышенная критика в свой адрес, нежелание вступать во взаимоотношения без гарантии нравиться.

Различия в мышлении человека и животного. - student2.ru Астенический тип характера сходен с психастеническим, однако включает в себя ряд специфических особенностей. Он иногда называется зависимым типом характера. Его сущностью являются уклонение от любой ответственности, подчинение собственных желаний потребностям других людей. Такой человек, как правило, боится иметь собственное мнение, страшится самостоятельности и ощущает беспомощность в одиночестве. Он склонен постоянно ориентироваться на мнение окружающих, жить их жизнью. Астеник пассивен, безынициативен, довольствуется тем, что оказывается наиболее доступным, не прилагает никаких усилий к тому, чтобы как-то изменить свою жизнь. Однако наряду с этим астеника отличают повышенная эмоциональность, сентиментальность, жалостливость.

Паранойяльный тип характера отличается от других в первую очередь чрезмерной чувствительностью к неудачам и отказам со стороны окружающих. Это связано с имеющейся тенденцией к завышенным самооценке и уровню требований к социальному окружению. Параноик считает, что все вокруг обязаны считаться с его мнением, его делами, и склонен бурно реагировать в случае несовпадения реальности с его ожиданиями. Он нередко ворчлив, постоянно чем-то недоволен, стремится подмечать промахи окружающих и делать им замечания. Характерными чертами параноика являются подозрительность, поиск тайного, угрожающего смысла в поступках окружающих. Параноик склонен к мистическому познанию действительности, он часто суеверен, у него отмечается повышенное чувство обиды от сознательно негативного отношения к нему даже случайных людей. Например, параноик может быть убежден, что ему в магазине специально подсунули прокисшее молоко, тогда как он покупал его наравне с другими. Любые высказывания окружающих, их жесты и поступки расцениваются параноиком как имеющие непосредственное отношение к нему. Параноик склонен к правдолюбию и поиску справедливости в мелочах. Особенностью параноика является наличие доминирующей идеи – идеи фикс, различной по тематике. Это могут быть идеи изобретательства, политического переустройства, сутяжничества и т.д.

Определение акцентуации характера по А. Е. Личко,

"акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей, даже повышенной устойчивости к другим".

Критерии психопатии Ганнушкина-Кербикова

Патология характера (психопатия) всегда характеризуется тремя признаками (критерии Ганнушкина – Кебрикова):

  • тотальностью;
  • стабильностью;
  • дезадаптацией.

Отсутствие хотя бы одного критерия исключает психопатию!!!

Критерии, которые позволяют оценить степень выраженности характера и решить, насколько это еще норма или уже патология:

  1. Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. "Этот первый признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку».
  2. Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, акцентуации проявляются не всегда и не везде, то это не патология, не психопатия.
  3. Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Если же особенности характера не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, тем более, если даже способствуют адаптации - это акцентуация, а не психопатия.

Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:

- Темперамент человека является врожденным, а характер — приобретенным.

- Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер — социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя.

- Темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер — реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.

- Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке. О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.

- Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к характеру — термином « черты »

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Наши рекомендации