ТЕМА 4. Поведенческий подход: теории научения
Количество часов аудиторной работы – 3 часа. Самостоятельная работа – 8 часов.
Теории научения. Законы научения. Проблема источника и движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Дж. Уотсон: формирование поведения детей.
Б. Скиннер: теориияоперантногообусловливания. Респондентное и оперантное поведение и обусловливание. Принципы оперантногообусловливания: подкрепление, генерализация, постепенное формирование («метод приближений»), режим подкреплений, наказание. Применение оперантногообусловливания в детской психологии. Модификация поведения.
Социально-бихевиоральный подход: теории социального научения. Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Научение через наблюдение. Косвенное подкрепление. Виды научения через моделирование. Проблема самоэффективности. Исследования социализации.
Общая оценка поведенческого подхода: преимущества и ограничения.
Самостоятельная работа:
№ | Самостоятельная работа | ВВсего часов | Распределение самостоятельной работы | |
Чтение и анализ литературы, заданной к семинарскому занятию | Выполнение групповой домашней работы | |||
4. | Поведенческий подход: теории научения |
Литература
Базовый учебник
Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология.М.:
Изд.дом ВШЭ, 2012. С.47-54.
Основная
1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 181–185.
2. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 23–26; 63–73.
3. 2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 122–160.
4. Skinner B.F. Baby in a box// J. K. Gardner (Ed.) Reading in Developmental Psychology. Second Edition. Boston, Toronto: Little, Brown and Company. 1982. P.63–70.
Дополнительная
1. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. С. 40–77.
2. Берк Л.Е. Развитие ребенка. – 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 48–50.
3. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Предмет и основные понятия психологии развития // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 106–114.
4. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 223–280.
5. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб: Евразия, 2002. С. 273–341.
ТЕМА 5. Психоаналитический подход
Количество часов аудиторной работы – 8 часов. Самостоятельная работа – 10 часов.
Психическое развитие с позиций классического психоанализа. Модель психики З. Фрейда и ее становление. Стадии психосексуального развития. Проблема фиксации и регрессии.
Роль раннего опыта в формировании личности: концепции З. Фрейда и А. Адлера. Позиция ребенка в семье (порядок рождения) как детерминанта стиля жизни.
Психоанализ детства. Концепция «линий психического развития» (А. Фрейд). Стадии детского развития (М. Кляйн).
Проблемы развития в концепции К. Юнга. Кризис середины жизни.
Теория психосоциального развития Э. Эриксона. Методы исследования. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона: зоны концентрации сексуальной энергии, модусы органа и модальности поведения; основные ценные качества («базовые силы»); ритуализация и ритуализмы. Понятие идентичности. Психосоциальные кризисы развития. Характеристика восьми стадий психосоциального развития личности (Э. Эриксон).
Общая оценка психоаналитического подхода.
Самостоятельная работа:
№ | Самостоятельная работа | ВВсего часов | Распределение самостоятельной работы | |
Чтение и анализ литературы, заданной к семинарскому занятию | Выполнение групповой домашней работы | |||
5. | Психоаналитический подход |
Литература
Базовый учебник
Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология.М.:
Изд.дом ВШЭ, 2012. С.54-69.
Основная
1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 83–92.
2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 76–120.
3. Фрейд З. Развитие либидо и сексуальная организация // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 49–58.
4. Эриксон Э. Эпигенетическая карта // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 59–64.
5. Юнг К. Жизненный рубеж // Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 357–365.
6. Erikson E. H. Life cycle// J. K. Gardner (Ed.) Reading in Developmental Psychology. Second Edition. Boston, Toronto: Little, Brown and Company. 1982. P.3–12.
Дополнительная
1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 322–343; 352–358; 359–391.
2. Фрейд З.Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб., “Алетейя”, 1998.С 124 – 150.
3. Хьелл Л., Зиглер Д. Альфред Адлер: индивидуальная теория личности //Теории личности. – СПб.: Питер, 1999. С. 161–182.
4. Эриксон Э. Восемь возрастов человека // Психология развития Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 366–371.
5. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. С. 60–96; 235–264.
6. Юнг. К. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. С. 185–203.