Консультирование дошкольников и их родителей.

Для определения организационной структуры психологической поддержки детей в детском саду или в школе необходимо вспомнить выделенные ранее уровни психологического здоровья.

К высшему уровню психологического здоровья - креативному | — можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил д ля преодоления стрессовых ситуаций и

активным творческим отношением к действительности.

К среднему уровню - адаптивному - отнесем детей, в целом адаптированных к социуму. Такие дети могут быть отнесены к

группе риска, поскольку не имеют запаса прочности I психологического здоровья и нуждаются в групповых

занятиях.

, К низшему уровню - отнесем детей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации. По результатам диагностических проверок такие дети проявляют много признаков дезадаптации и сильно повышенную тревожность. Таким образом, процесс формирования психологического здоровья можно представил» как систему.

Консультирование родителей по поводу проблем их детей веб шире используется в практике работы. Во многих случаях природа отклоняющегося поведения детей связана с семейной ситуацией. Для того, чтобы облегчить общение и взаимопонимание в процессе консультирования, целесообразно реагировать на конкретные условия или обстоятельства, на чувства или выражаемые отношения, отражающиеся в рассказах о ситуациях или событиях. Невербальное поведение родителей может дать ключ к пониманию их поведения и взаимоотношений с ребёнком в целом - то есть полезную информацию для процесса консультирования. Психолог-консультант обращает особое внимание на те факторы семейной жизни, которые могли повлиять на возникновение проблем у ребёнка - нарушения коммуникации и взаимодействии внутри семьи, нарушенные эмоциональные связи и т.д.

Принципы:

Воспринимайте вашего ребенка как компетентного достойного человека.

Верьте в то, что он или она обладает необходимыми способностями,заслуживает доверия и отвечает та своидействия,

говоря о нереалистичных ожиданиях родителей, нужно выделить тины неадекватных запросов к консультанту. Такие запросы содержа ! в себе предельное обобщение, установку на избегание проблемы вместо решения. В ходе сбора информации у консультанта в какой-то момент появляется общая гипотеза, включающая в себя представление о причине возникших проблем, которые могут быть скрыты от сознания родителя (и ребенка), а также о возможных путях выхода из сложившейся ситуации, барьеры, возникающиена пути эффективного консультирования родителей в ДОУ ВОЗРАСТНЫЕ БАРЬЕРЫ. Они обусловлены возрастом консультанта. Традиционно считается, что наиболее оптимальной является ситуация, когда консультант старше родителя

Перенос «сын дочь» возможен у родителя в отношении консультанта моложе себя. Если он позитивный, то родитель будет снисходительно-ласково слушать консультанта Если перенос негативный, то возможна агрессивная реакция родителя: от категорического несогласия с мнением психолога до резких выпадов в его адрес.

СОЦИАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ. Они могут возникнуть при работе с родителями из крайних социальных слоев: с высоким статусом и уровнем дохода и очень низким. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ БАРЬЕРЫ. В современной России консультант должен освоить навыки, необходимые для работы с родителями, воспитанными в различных культурных традициях. Но прежде всего ему необходимо осознать, что его i собственное культурное происхождение, ценности, убеждения влияют на его работу.

1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ. Пребывание в любой профессии долгое время приводит к так называемой профессиональной деформации. Это проявляется в неумении говорить понятно для окружающих, без использования психологической лексики.

Задача родителей в том, чтобы:

помочь адаптироваться к новой среде,

объяснять и направлять,

помогать разобраться с проблемами,

анализировать причины и искать пути их решения. Желая своим детям самого лучшего, надо прилагать усилия, много работать. Только тогда результат порадует не только старшее поколение, но и поможет младшему сейчас и много раз потом.

33 Косультирование младших школьников и их родителей! МЙкду родителями и детьми младшего школьного возраста ^ могут возникать следующие варианты проблем, требующих проведения психологического консультирования.

Вариант 1. Родители, у которых ребенок уже начал учиться в первом классе школы, беспокоятся о том, что он плохо учнтся.Вариант 2. Родители, чей ребенок учится в начальной школе, неожиданно столкнулись с проблемой, суть которой состоит в том, что у их ребенка почему-то не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми.Вариант 3. Родители, у которых ребенок уже учится в начальных классах школы, беспокоятся по поводу того, что у него не складываются хорошие взаимоотношения с учителями.

Случай IВ данном конкретном случае - при плохом начале обучения ребенка в школе - необходимо выяснить причину этого. Как правило, причин плохого начала обучения ребенка в школе бывает несколько, и в зависимости от того, каковы они на самом деле, родителям необходимо давать различные практические рекомендации.

Возможными причинами неуспеваемости ребенка в начальных классах могут быть, во-первых, отсутствие у ребенка интереса к учению вообще. Во-вторых, слабое развитие у него основных когнитивных процессов: концентрации внимания, запоминания, мыслительных, речевых. В-третьих, i недостаточное развитие у ребенка каких-либо важных I личностных качеств: деловых, волевых, коммуникативных. В- четвертых, неправильная методика подготовки ребенка к | обучению в школе. В-пятых, неверный с психолого- гадагогической точки зрения стиль обращения родителей с ребенком. Случай 3.Взаимоотношения ребенка с учителями начальной школе могут не складываться по причинам, ч 4сазанным в предыдущем пункте, а также из-за того, что ^ данный ребенок нестандартен, не вполне соответствует общим, привычным требованиям, предъявляемым к детям в школе. Вследствие этого, он может претендовать на повышенное внимание к себе, и своим нестандартным поведением доставлять немало дополнительных трудностей учителям.

Так называемыми нестандартными могут быть самые разные дети: и нормально развивающиеся, и одаренные, и отстающие от других детей в своем развитии. Но чаще всего нестандартными все же являются одаренные и отстающие дети.

Нестандартность ребенка может, в частности, проявляться в особенностях его деятельности например, работа левой рукой.Нестандартный ребенок - это вовсе не обязательно такой, олслонение которого от нормы должно рассматриваться как аномалия, т.е. как отрицательное явление. Но, вместе с тем, нестандартный ребенок - это всегда ребенок, требующий к себе особого внимания как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Нестандартный ребенок почти всегда испытывает трудности в общении с другими детьми. То, что нестандартность ребенка - это далеко не всегда отрицательное качество д ля его развития, психолог должен будет, в первую очередь, разъяснить родителям, обратившимся в консультацию. Как правило, при обследовании щаруживается, что далеко не все в ребенке, вызывающее 5вогу родителей или учителей, следует изменять. В этом тучае лучше менять позицию учителя, а не психологию ребенка.

Наши рекомендации