Основные принципы семейного консультирования.
Принцип добровольности обращения клиента является важнейшим этическим принципом семейного консультирования. Принцип добровольности обращения клиента является важнейшим этическим принципом семейного консультирования. Никто не может быть принужден к психологическому диагностическому освидетельствованию или подвергнут психологическому воздействию без добровольного согласия. Принцип конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию клиента и сохранение в тайне всех сведений, полученных в ходе консультирования. Принцип личной ответственности клиента означает признание права личностного выбора клиентом того или иного решения проблемы. Принцип стереоскопичности диагноза определяет требование исследования | психологических особенностей семьи с поящий всех ее Iчленов, «глазами» всех участников семейного процесса Образ I семейных отношений и семейного взаимодействия у обоих I супругов, родителей и детей выполняет ориентирующую функцию. Принцип реконструкции истории семьи требует воссоздания генезиса семьи и развития истории семейных отношений. Как правило, реконструкция истории семьи I сочетается в семейном консультировании с направленностью на установление причинно-следственных зависимостей Принцип совместной выработки решений является логическим продолжением принципов личной ответственности клиента и профессиональной компетентности и ответственности консультанта Назовем причины необходимости отказа от готовых рекомендаций:
•консультант и клиент говорят на разных языках — языке донаучной психологии» и языке психологии «житейской».
| ^предложенные рекомендации могут быть не приняты # клЛитом в силу иного понимания и интерпретации событий я проблем семейной жизни. *'
•готовые рекомендации освобождают клиента от необходимости принятия решения и открывают возможность перекладывания бремени ответственности на консультанта •готовое решение и план и его реализации определенным образом позиционируют отношения консультанта и клиента как отношения «сверху», формируют зависимость от консультанта.
Принцип комплексности в работе с семьей. Очевидно, что далеко не всегда проблемы семьи замыкаются в кругу собственно психологических проблем семейного контекста. Принцип единства диагностики и коррекции означает, что | любря диагностическая процедура имеет несомненное гсдоекционное значение, представляет собой вид Нкихологического воздействия, обладающего определеннымэффектом для личности и семьи. Принцип структурирования | позиций в процессе консультирования. Позиционирование консультанта и клиента осуществляется в начале установления контакта и выполняет функцию организации совместной деятельности по анализу проблемы и поиску ее решения. Структурирование позиций определяется мотивационной направленностью клиента, его личностными особенностями и реализуемой консультантом теоретической моделью консультирования, в частности мерой директивности консультанта. Можно выделить следующие варианты соотношения позиций: «на равных», «консультант сверху», и «клиент сверху».
23.Основные проблемы психолого-педагогического консультирования.
Психолого-педагогическое консультирование — вид индивидуального психологического консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков. П.-п. к. направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии — задачи систематического контроля за ходом психического развития I детей в целях его оптимизации и коррекции (Л.С. Выготский, Н.М. Щелованов). В отличие от других видов психологического консультирования, как отношения «сверху», формируют зависимость от консультанта.
Принцип комплексности в работе с семьей. Очевидно, что далеко не всегда проблемы семьи замыкаются в кругу собственно психологических проблем семейного контекста. Принцип единства диагностики и коррекции означает, что | любря диагностическая процедура имеет несомненное гсдоекционное значение, представляет собой вид Нкихологического воздействия, обладающего определенным
предметом П.-п. к. являются динамика и содержание психического развития ребенка (подростка) на каждой возрастной стадии развития,
| т. е. индивидуальные особенности возрастного развития.
В основе практики П.-п. к. лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе.
Концепция психологического возраста определяет схему анализа индивидуальных вариантов и особенностей психического развития ребенка, включающую три основных компонента: характеристику социальной ситуации развития ребенка, иерархическую структуру видов деятельности, типичных для данной возрастной стадии, и характеристику уровня развития личности и сознания ребенка. Реализация 2 указанной схемы позволяет решать задачи П.-п. к., включающие проведение психологического обследования, постановку психологического диагноза и формулирование прогноза развития, определение системы психологопедагогических назначений, реализующих профилактические и коррекционно-развивающие цели.
Принципы П.-п. к. включают этические, стратегические и тактические. Важнейшими этическими принципами являются: принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности; принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации; принцип компетентности и ответственности консультанта. Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития, составляют: принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой) и принцип системной! и и^иличс^ло! и )jhrhtiw. обуславливающий необходимость установления :нстсмы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка а разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий. Тактические принципы возрастно-психологического консультирования включают: принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией; принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер; принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками; принцип реконструкции истории развития ребенка (J1.C. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка; принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий и их реализации.
I П.-п. к. осуществляется в несколько этапов, на каждом из | которых осуществляется решение соответствующих задач: 1) этап сбора исходной информации (первичный прием,
выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных); 2) этап комплексного ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер; принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками; принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка; принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в ”^кении Ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционных