Интерпритация в консультировании.
В консультировании очень важно выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Внешнее содержание, конечно, тоже значимо, однако существеннее раскрытие содержания, скрытого за словами клиента. Для этого используется интерпретация повествования. Интерпретационные утверждения консультанта придают | определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями. Содержание рассказа и переживаний клиента трансформируется в контексте разъяснительной системы, используемой консультантом.
Такое преобразование помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом. Сущность предлагаемой интерпретации в большой мере зависит от теоретической позиции консультанта. В ориентированной на клиента терапии уклоняются от прямых интерпретаций, не желая снимать с клиента ответственность за процесс консультирования. Совершенно противоположного взгляда на интерпретацию придерживаются представители психоаналитического направления. Здесь интерпретационные техники занимают центральное место, поскольку в психоанализе интерпретируется практически все — перенос, сопротивление, сны, свободные ассоциации, умалчивание и т.п. Интерпретация переноса представляет собой основную технику психоаналитического лечения. Клиенту стараются показать, что его прошлые отношения мешают правильно воспринимать чувства и поведение консультанта. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым.
Иначе говоря, консультант помогает клиенту усмотреть связь теперешних проблем и конфликтов с предшествующими психотравмами. Интерпретирование должно проводиться с учетом стадии консультативного процесса Эта техника малопригодна в начале консультирования, когда предполагается достижение доверительных отношений с I ^центами, но позднее она весьма полезна для раскрытия "
, псих^иинамики проблем. Эффективность интерпретирования| в значительной мере зависит от его глубины и времени проведения. Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Эффективность интерпретации зависит и от личности клиента. Консультант обязан уметь понимать реакции клиентов на суть интерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить консультанта подумать! о соответствии интерпретации действительности. Однако, |[| есл*/кдцент прореагировал враждебно и сразу отверг №герпретацию как неправдоподобную, есть основание предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы.1
Формы консультирования.
Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами. Если индивидуальное консультирование — это беседа консультанта с клиентом наедине, то групповое консультирование происходит в рамка: группы.
Индивидуальные консультации делятся на:
однократные и многократные;
консультации по личному обращению;
в резуль ате вызова, направления;
без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием;
без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;
- изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи.
Групповое консультирование не исключает применение методов индивидуального консультирования. Групповое консультирование предоставляет членам группы следующие возможности:
а)Чйследовать процессы и характеристики собственною социального поведения и других людей;
б)осознавать и изучать симптомы результатов восприятия себя другими;
в)вырабатывать отдельные навыки социального и, в
частности коммуникативного, поведения;
г) выявлять проявления своего бессознательного
(психологических защит, переносов, сопротивлений);
д)учиться принимать помощь от непрофессионалов;
е)вырабатывать навыки оказания психологической помощи в повседневной жизни;
ж)сравнивать личный внутренний опыт с опытом других; j з) расширять средства и пути экспрессивного поведения;
и)переносит во внешнюю социальную жизнь и закреплять (или пересматривать) навыки, полученные до этого в индивидуальной работе над собой;
к)укреплять свое "Я" на основе идентификации с отдельными членами группы;
л)обучаться приемам обнаружения и принятию сходства и различия между людьми, собой и другими;
м) укреплять позиции своего "Я" посредством деидентификации с идеями, ситуациями, чертами характера других членов группы.