Интерпритация в консультировании.

В консультировании очень важно выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Внешнее содержание, конечно, тоже значимо, однако существеннее раскрытие содержания, скрытого за словами клиента. Для этого используется интерпретация повествования. Интерпретационные утверждения консультанта придают | определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями. Содержание рассказа и переживаний клиента трансформируется в контексте разъяснительной системы, используемой консультантом.

Такое преобразование помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом. Сущность предлагаемой интерпретации в большой мере зависит от теоретической позиции консультанта. В ориентированной на клиента терапии уклоняются от прямых интерпретаций, не желая снимать с клиента ответственность за процесс консультирования. Совершенно противоположного взгляда на интерпретацию придерживаются представители психоаналитического направления. Здесь интерпретационные техники занимают центральное место, поскольку в психоанализе интерпретируется практически все — перенос, сопротивление, сны, свободные ассоциации, умалчивание и т.п. Интерпретация переноса представляет собой основную технику психоаналитического лечения. Клиенту стараются показать, что его прошлые отношения мешают правильно воспринимать чувства и поведение консультанта. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым.

Иначе говоря, консультант помогает клиенту усмотреть связь теперешних проблем и конфликтов с предшествующими психотравмами. Интерпретирование должно проводиться с учетом стадии консультативного процесса Эта техника малопригодна в начале консультирования, когда предполагается достижение доверительных отношений с I ^центами, но позднее она весьма полезна для раскрытия "

, псих^иинамики проблем. Эффективность интерпретирования| в значительной мере зависит от его глубины и времени проведения. Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Эффективность интерпретации зависит и от личности клиента. Консультант обязан уметь понимать реакции клиентов на суть интерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить консультанта подумать! о соответствии интерпретации действительности. Однако, |[| есл*/кдцент прореагировал враждебно и сразу отверг №герпретацию как неправдоподобную, есть основание предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы.1

Формы консультирования.

Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами. Если индивидуальное консультирование — это беседа консультанта с клиентом наедине, то групповое консультирование происходит в рамка: группы.

Индивидуальные консультации делятся на:

однократные и многократные;

консультации по личному обращению;

в резуль ате вызова, направления;

без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием;

без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;

- изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи.

Групповое консультирование не исключает применение методов индивидуального консультирования. Групповое консультирование предоставляет членам группы следующие возможности:

а)Чйследовать процессы и характеристики собственною социального поведения и других людей;

б)осознавать и изучать симптомы результатов восприятия себя другими;

в)вырабатывать отдельные навыки социального и, в

частности коммуникативного, поведения;

г) выявлять проявления своего бессознательного

(психологических защит, переносов, сопротивлений);

д)учиться принимать помощь от непрофессионалов;

е)вырабатывать навыки оказания психологической помощи в повседневной жизни;

ж)сравнивать личный внутренний опыт с опытом других; j з) расширять средства и пути экспрессивного поведения;

и)переносит во внешнюю социальную жизнь и закреплять (или пересматривать) навыки, полученные до этого в индивидуальной работе над собой;

к)укреплять свое "Я" на основе идентификации с отдельными членами группы;

л)обучаться приемам обнаружения и принятию сходства и различия между людьми, собой и другими;

м) укреплять позиции своего "Я" посредством деидентификации с идеями, ситуациями, чертами характера других членов группы.

Наши рекомендации