Психокоррекционное воздействие в психологическом консультировании.
Психологическая коррекция представляет собой направленное j психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.
Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х гг. прошлого века. Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его | психического состояния к норме в случаях диагностики у него J| каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Целями применения психологической коррекции (психокоррекции) является оптимизация, исправление и приведение в норму каких-либо психических функций человека, отклонений от оптимального уровня его индивидуально-психологических особенностей и способностей. Выделяется пять видов стратегий психокоррекции: Психокоррекция отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление, фонемагическое восприятие, ручная
[ умелость, познавательная деятельность и т.д.), либо коррекция | личности.
Директивная или недирективная стратегия психокоррекционного воздействия.
Коррекция, направленная на индивида или | сконцентрированная на семье.
Психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятой.
. Психокоррекция как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний, либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.
15.Вербальные и невербальные навыки консультанта. Вербальное общение - это устное словесное общение. Как известно, слово - один из важнейших элементов воздействия на людей, в частности - на коллег и подчиненных. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту любого уровня обязательно следует овладеть риторикой, т.е. искусством вести беседу. Невладение] этим искусством - одна из причин неудач руководителей и специалистов в коллективе.
В деловой риторике используют следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорностъ, экспрессивность, интенсивность.
Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет образовательного уровня слушателей, их социальное положение и производственный опыт.
Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, которые достигаются путем обращения к рациональной и иррациональной памяти слушателей.
Делается это с помощью таких инструментов как музыка, видеофильмы, стихи и т.п.
Сенсорностъ предусматривает использование цвета, звука, рисунков, схем и т.п. Чем разнообразнее их использование, тем эффективнее процесс освоения информации.
— Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, выразительность мимики, жестов. Все это усиливает процесс восприятия речи. интенсивность характеризуется темпом подачи информации. Следует учитывать темперамент людей и их подготовленность к восприятию конкретного вида информации.
Для того чтобы речь была более выразительной, яркой и эмоциональной, необходимо применять определенные средства:
варьирование тональности выступления;
акцентирование главных мыслей;
постановка риторических вопросов по ходу выступления;
[* использование форм диалога;
включение образных сравнений, поговорок и т.п.; г использование примеров;
Особенно ценны невербальные сигналы потому,
I что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов,
всегда искренни.
Невербальное общение включает в себя пять подсистем:
Пространственная подсистема (межличностное пространство).
Взгляд.
Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:
внешний вид собеседника,
мимика (выражение лица),
пантомимика (позы и жесты).
Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:
вокальные качества голоса,
его д иапазон,
тональность,
тембр.
Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, I к которой
относятся:
темп речи,
паузы,
смех ит.д.