Виды полезных вопросов в консультировании
Вопросы на установление контакта:
Установить контакт – это значит создать доброжелательную, доверительную и безопасную атмосферу, которая позволила бы клиенту чувствовать себя комфортно и достаточно свободно в присутствии консультанта.
Как я могу к Вам обращаться?
Кто Вас ко мне направил?
Приходилось ли Вам раньше обращаться за помощью к психологу?
Достаточно ли Вам комфортно?
Что Вы можете сообщить о себе?
Вопросы на внешнюю и внутреннюю реальность:
Внешняя (факты) внутренняя (модальности внутренней
Реальности)
Сколько Вам лет? Какие чувства это у Вас вызывает?
Ваше семейное положение? Как реагирует Ваше тело?
Где работаете? О чем Вы думаете в этой ситуации?
Когда произошло это событие? Что говорите себе при этом?
Как часто повторяются конфликты Что хотите изменить?
с мужем?
Вопросы на «+» и «-»:
Позитум-подход в позитивной психотерапии предполагает видение ситуации целостно с «+» и «-». Вопросы на «+» помогают включить ресурс. Вопросы на «-» помогают увидеть в ситуации то, что нужно изменить. Вопросов на «+» должно быть больше.
«+» «-»
Что хорошего есть в Вашей жизни? Что Вас не устраивает в этой ситуации?
Что Вас радует? Кто радует? Что беспокоит?
Кому благодарны? Какой отрицательный опыт связан с этой
Ваши любимые занятия? ситуацией?
Что доставляет Вам удовольствие? С какими трудностями Вам придется
Что помогает? Кто помогает? столкнуться?
Во что Вы верите? Кому это помешает?
На что надеетесь? Чем готовы пожертвовать?
Вопросы на прошлое, настоящее, будущее:
Как раньше справлялись с такими ситуациями?
Что до сих пор Вам помогало?
Какой опыт Вы получили в связи с этим?
Что сейчас хотелось бы изменить?
Что готовы сделать для решения этого вопроса?
Какой представляете Вашу жизнь через год?
О чем мечтаете?
Уточняющие вопросы.
Уточняющие вопросы задаются, если клиент теряет конкретность в консультации:
Что именно Вам не нравится? Что конкретно беспокоит?
Когда это происходит? Как часто?
Что конкретно Вы хотите изменить?
Вы бы могли привести конкретный пример?
Вопросы, передающие ответственность клиенту.
Что вы делали, чтобы изменить ситуацию?
Что вы можете сделать еще в этой ситуации?
Что в Ваших силах изменить?
Что вы готовы изменить в себе, чтобы менять эту ситуацию?
А что готовы делать для этого?
Как вы сами можете с этим справиться?
Вопросы на завершение контакта.
Какие выводы Вы можете сделать?
Что берете для себя из нашей сегодняшней работы?
Как себя чувствуете?
Как Вам было со мной?
Могли бы мы на этом остановиться?
Техника «Объективации фактов».
В консультировании одной из задач психолога является выделение фактов в речи клиента. К факту можно перейти от мнения (мнение – то, что человек думает по поводу какого-то факта). Часто клиент в речи использует не факты и даже не мнения, а «мусор».
Существует четыре вида «мусорных бачков».
«Бачок ужастиков» - в речи используются слова «ужас», «кошмар» (например: «Ужас, какой сегодня день?»).
«Бачок обобщений» - в речи используются слова «всегда», «все», «никогда», «никто» и т.п. (например: «Меня никто не понимает!»).
«Бачок обвинения» - в речи используются выражения «ты - виноват», «все из-за тебя» и т.п. (например: «Из-за него нас лишили работы»).
«Бачок долженствования» - в речи используются слова «должен», «обязан», «надо», «необходимо», «угроза» и т.п. (например: «Психолог должен всем нравится»).
Выделив в речи клиента фразу из «мусорного бачка», психолог очищает ее от «мусора», переводя во мнение с помощью выражений «тебе (не) нравится», «ты считаешь», «ты думаешь» и т.д. После перехода к мнению, с помощью уточняющего вопроса, можно выделить факт.
Структура техники «Объективации фактов».
Клиент: «Ужас, какой сегодня день!»
Психолог: «Тебе не нравится сегодняшний день?»
«Что именно тебя не устраивает?»
Клиент: «Меня никто не понимает»
Психолог: «Ты считаешь, что тебя мало кто понимает. Кто именно тебя не понимает?»
Позитум – подход в консультировании.
Позитивное видение человека
«Человек – это высший талисман, рудник с драгоценностями…»
| |||||
POSITUM = POSITIVE
|
|
психолог | способности | клиент |
проблема |
Позитум – подход опирается на позитивное видение человека, позитивную интерпретацию проблемы, транскультурный (межкультурный, кросс-культурный) подход и использование метафор, притч, историй, народной мудрости в работе с клиентом.
Согласно доктору Н. Пезешкиану, каждый человек - без исключения – от природы обладает двумя базовыми способностями: способностью к любви и способностью к познанию. Обе базовые способности составляют сущность каждого человека и заложены в нем с рождения. Иными словами, человек добр по своей сути. И в то же время, семена его скрытых возможностей еще нужно развивать. В зависимости от потребностей и возможностей организма, окружающей среды (воспитание, образование и культура) и того времени, в которое живет человек (дух времени), эти базовые способности дифференцируются в уникальную структуру личностных черт, которая в последствии составляет характер человека и его индивидуальность.
Способность к познанию – это логическое, рациональное восприятие действительности. Эта способность развивается на основе знаний и дифференцируется во вторичные актуальные способности: пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, вежливость, честность, бережливость, усердие/деятельность, верность.
Способность к любви – это способность эмоциональной сферы, сферы чувств. Развиваясь, способность любить дифференцируется в первичные актуальные способности: терпение, время, контакты, доверие, любовь/принятие, нежность/сексуальность, надежду, веру, единство.
Техники позитум-подхода.
Техника позитивной реинтерпретации.
Позитивная реинтерпретация расстройств, проблем, ситуаций, поступков, заболеваний позволяет увидеть их с другой стороны, найти в отрицательном – положительное, в проблеме – возможности, в патологическом – здоровое, в кризисе – шанс.
Примеры традиционных и позитивных реинтерпретаций:
Традиционная интерпретация | Позитивная интерпретация |
Страх. Неспособность находиться в трудных ситуациях, трусость. | Способность избегать угрожающих ситуаций, осторожность. |
Упрямство. Неспособность подчиняться установленному порядку. | Способность сказать «Нет», возразить авторитетам, настоять на своем. |
Лень. Недостаток трудолюбия, слабый характер. | Способность отказаться от явно завышенных потребностей, способность отдыхать. |
Депрессия. Чувство подавленности при преимущественно пассивном поведении. | Способность глубоко эмоционально реагировать на конфликты. |
Вопросы на позитивную реинтерпретацию:
§ Какие возможности открывает перед Вами эта ситуация?
§ Чему тебя учит эта ситуация?
§ Что тебе даёт эта ситуация?
§ От чего тебя освобождает эта ситуация?
§ От чего тебя уберегает эта ситуация?
§ Чего ты, возможно, ждёшь, находясь в этой ситуации?
§ К каким решениям тебя подталкивает эта ситуация?