Контракты в психологическом консультировании.
Контракт – это явное двустороннее обязательство придерживаться четко определенного курса действий (Э. Берн).
Контракт – это соглашение между клиентом и психологом, которое определяет ответственность обеих сторон (К. Стайнер).
Уровни контракта
Административный (организационные вопросы) | Профессиональный (определение цели работы) | Психологический (скрытый уровень, часто неосознаваемый) |
Административный контракт заключается в первые минуты встречи (после установления межличностного контакта) и определяет условия работы: место, время, продолжительность встреч, оплату и т.п.
Психологический контракт предполагает нечто неосознаваемое в отношениях клиента и психолога. Например: клиент предполагает, что психолог будет с ним мягким и добрым. Психолог может ожидать, что клиент будет следовать его рекомендациям. В этой ситуации каждый из них опирается на свои ожидания, фантазии. Представления, а не на реальные договоренности между ними.
Профессиональный контракт – это соглашение между клиентом и консультантом, единое понимание того, что будет происходить в процессе взаимодействия.
Контрактом определяются права и ответственность сторон.
Контракт предусматривает:
Ø Осознание того, что проблема существует.
Ø Наличие намерения решить проблему.
Ø Возможность решения данной проблемы в принципе.
Ø Наличие способов оценки достижения результата (Как Вы узнаете, что достигли цели?)
Требования к контракту:
Ø Взаимное согласие.
Ø Компетентность обоих сторон (учет состояния, наличие психических расстройств и др.).
Ø Легальность (без нарушений закона).
Алгоритм консультативной беседы
Активное слушание
Техники воздействия
Этапы продвижения клиента по процессу консультирования:
Решение
желание ( план действий) результат
Жалоба намерение/ действие
Цель
Важно различать:
· желание (чего хочет клиент в жизни),
· намерение/цель (чего хочет клиент+что может)
· запрос (чего хочет клиент от психолога на консультации),
· профессиональный контракт (предмет совместной работы психолога и
клиента по достижению целей клиента в жизни),
· готовность клиента к реальным изменениям в жизни по конкретному
плану.
Клиент формулирует запрос к психологу в различной форме. Психологу полезно различать виды запросов клиента.
Виды запросов:
· запрос как требование к третьему лицу,
Пример: Я хочу, чтобы мой муж…
· запрос как просьба об исцелении,
Пример: Я хочу, чтобы Вы сделали так, чтобы мне стало лучше…
· запрос на исследование.
Пример: Я хочу понять, почему…
· запрос на изменение (состояния, поведения, отношения),
Пример: Я хочу изменить свое отношение к дочери.
Первые два запроса в работу не берутся.
Ступеней активного слушания
Уровня понимания человека