Психологические теории. Строение и специфика психологических теорий по А.В. Юревичу
Психологические теории:
· Бихевиоризм.
· Психоанализ.
· огнитивная психология.
· Гештальтпсихология.
· Гуманистическая психология.
· Деятельностный подход.
Бихевиоризм.
Слово происходит от английского behavior – поведение. Основателем его считается Джон Уотсон. Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Своим теоретиком бихевиористы считают также И. П. Павлова. Важной заслугой бихевиоризма является внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.
Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: стимул – реакция. Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме и психике между стимулом и реакцией, не рассматривался. Этот постулат был поставлен под сомнение необихевиористами. Первым из них был американец Эдвард Толмен, согласно которому формула поведения должна включать три составляющие: стимул – промежуточные переменные – реакция. Среднее звено – это недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Халлу и его школе. Он ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено – потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.).
Основные положения бихевиоризма:
1) Изучать можно только то, что объективно наблюдаемо, т. е. поведение. При этом «поведение» понимается в расширенном смысле – это мышечные реакции вегето-сосудистые изменения, и деятельность желез.
2) Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды. При том формирование человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения животных.
3) Среда формирует поведение путем стимулов и подкреплений (стимулы это то, что предшествует поведению и вызывает его. Подкрепление это последствие поведения; если последствия нежелательны для индивида, поведение затормаживается, если благоприятны поведение воспроизводится вновь.
4) Невротический симптом или аномалии поведения являются следствием неадекватной условной связи.
Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.
Психоанализ.
Основная идея психоаналитически ориентированных психологов (Зигмунд Фрейд,Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Карен Хорни, Отто Ранк и др.) — человек — это существо иррациональное, то есть его жизнь движется не рациональными мотивами, а иррациональными порывами. Познать человека — значит познать ведущие иррациональные силы, заставляющие его поступать определенным образом. Психоаналитики вводят в оборот понятия, которые описывают и объясняют действие самых глубинных психических структур человека: бессознательное, архетипы, защитные механизмы и т.д. Проникновение в мир бессознательного предполагает отказ от традиционных способов постижения психики человека. Психоаналитики культивируют такие способы зондирования психической реальности, как толкование сновидений, работу с ассоциациями, с обыденными ошибками, оговорками и т.д. Особый интерес у психоаналитиков вызывают те явления человеческого бытия, которые меньше всего регулируются его разумом, рациональными способностями.
Гештальтпсихология.
Название происходит от немецкого слова gestalt, что означает образ, целостная форма, структура. Гештальтпсихология впервые возникла при изучении познавательных процессов на рубеже Х1Х-ХХ вв. Главными ее представителями были Курт Коффка, Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер.
Цель гештальтпсихологии заключается в том, чтобы помочь осознать имеющийся конфликт или тенденцию и восстановить утраченную целостность, завершенность. Важную область гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем Курта Левина. Он исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение – потребность. Основателем гештальттерапии (психотерапевтический метод, направленный на осознание пациентом внутреннего конфликта и восстановление утраченной целостности) является Фредерик Перлз.
Основные тезисы гештальтпсихологии:
Психической деятельности свойственно стремление к целостности, завершенности. Стремление психической деятельности к завершенности проявляется также в том, что неоконченное действие, невыполненное намерение оставляют след в виде напряжения в системе психики. Это напряжение стремится разрядиться (в реальном или символическом плане). Следствием сохраняющегося напряжения является к примеру, эффект незавершенного действия, который состоит в том. что содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем содержание оконченного. По причине той же закономерности взрослый человек может вдруг купить себе игрушку, которую ему хотелось получить в детстве. Отсутствие целостности, завершенности порождает напряжение, внутренние конфликты, неврозы.
Гуманистическая психология.
В 1960-х гг. в. сформировалось новое течение психологической мысли, ориентированное на описание психологически здоровых, зрелых, творчески активных представителей человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру.
Основные принципы этого направления, получившего название «гуманистической» психологии, заключались в:
1) убежденности в целостном характере природы человека (в этом они противостояли стремлению представить человека как результирующую разнонаправленных сил, свойственному и бихевиоризму, и психоанализу);
2) подчеркивании роли сознательного опыта (в этом заключался пункт основной полемики с господствовавшими в то время направлениями)
3) априорном признании свободы воли, спонтанности, ответственности (принцип активности и самодетерминации) и творческой силы человека. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни. Это направление психологии связано прежде всего с именами Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.
Маслоу сконцентрировал свое внимание на описании и изучении людей, достигших, по его мнению, наивысших достижений, адекватных природе человека. Этих людей он назвал «самоактуализирующимися личностями». Самоактуализация –это «полное использование и раскрытие талантов и способностей человека».Маслоу предположил, что в каждом человеке заложена потребность в самоактуализации, которая, как правило, начинает функционировать тогда, когда удовлетворены все потребности более низкого порядка.
К. Роджерс – автор концепции «психотерапии, центрированной на клиенте». Он также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Суть метода Роджерса направлена на то, чтобы, во-первых, сформировать у человека новый, более адекватный образ самого себя и, во-вторых, сделать более реальным, соответствующим возможностям человека представление о его идеале. Роджерс предлагал наполнить понятие «психического здоровья» позитивным содержанием. Другими словами, психическое здоровье это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам, и высокой творческой активностью.
Концепция, близкая к гуманистической психологии, разработана Виктором Франклом. В.Франкл считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотрансцендироваться»(от лат. transcendens – выходящий за пределы). Это стремление человека может быть названо волей к смыслу. В.Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях. В. Франкл приходит к выводу о том, что «страдание имеет смысл, если оно изменяет к лучшему тебя самого».
Основные тезисы гуманистической психологии:
Основной мотив каждого человека – стремление к самореализации, т.е. непрерывному процессу развития. У каждого есть потенциал, свой талант, который стремится к раскрытию.
Человеку, продвигающемуся по пути самоактуализации, присущи следующие черты:
• открытость опыту, знание себя;
• доверие к себе, уверенность в своих силах, компетентность;
• самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь.
Условием движения к самоактуализации является опыт межличностных отношений (в первую очередь, отношений с близкими значимыми людьми), которые характеризуются следующими чертами:
• безусловное положительное отношение;
• искренность;
• эмпатия – сопереживание партнеру по общению.
Неврозы, отклонения в поведении вызываются нарушением контакта с самим собой, т.е. невозможностью раскрыт свой внутренний потенциал, утратой ощущения самоценности.
В качестве предмета исследования утверждается понимание здоровой творческой личности. Целью такой личности является самоосуществление, самоисполнение. Ставятся вопросы нt теоретического характера, а больше практического применения прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Эта психология оказывает реальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей.
Деятельностный подход.
Деятельностный подход к психике создавался в Советской России с начала 1920-х гг. Проиллюстрировать его можно с помощью выдержки из работы одного из основателей данного подхода С.Л. Рубинштейна: «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».
Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который фиксирует тот факт, что сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности..
В деятельностном подходе впервые был поставлен вопрос о происхождении психики в животном мире. Для объяснения того, как и почему возникла психика в филогенезе, А.Н. Леонтьев расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности. Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц: деятельности – действия – операции. Деятельность определяется мотивом, действие – целью, а операция конкретными условиямиее протекания. Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может направиться мотивом подготовки к профессиональному труду или мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом общения со сверстниками, или мотивом самосовершенствования и т.д. В реальности каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов (не или/или, а и/и), поэтому говорят о полимотивированности деятельности. Цель представляет собой образ потребного будущего, для достижения которого требуется осуществить действие, в свою очередь заключающее в себе ряд операций.
Согласно А.В. Юревичу, в структуре большинства психологических теорий можно выделить три основных компонента: центр, периферию и неявную область. К центральным компонентам относят общий образ психологической реальности, ключевую категорию и центральный феномен, набор основных понятий и систему отношений между ними. Периферическая область психологических теорий включает вспомогательные утверждения теории и систему их аргументации, а также подкрепляющий теорию эмпирический и обыденный опыт. Неявная область теории включает в себя некоторый эмоционально-личностный опыт ее создателей. Этот опыт состоит из личностного знания, т.е. понимания основных конструктов теории ее создателями, личностные переживания авторов, из рефлексии, над которыми эти теории обычно и зарождаются, а также из личностных образцов поведения (Юревич, 2002).
Классификация психологических теорий по А.В. Юревичу «Чтобы понять, кто такие психологи-теоретики, рассмотрим особенности и основные типы психологических теорий. Психологические теории делятся на три типа:
1) теории-систематизации,
2) теории-номинации
3) теории-проекции.
Теории-систематизации (ТС) наиболее просты, наименее претенциозны и наиболее полезны. Их суть состоит в том, что изучаемые объекты разделяются на несколько разновидностей, а в исследуемых процессах вычленяется несколько аспектов. Это делает и те, и другие намного понятнее, а главное, упорядоченное, хотя и отдает бюрократической традицией начинать любое дело с инвентаризации. Но что в ней плохого? Причём исследователи почему-то любят делить изучаемое ими на три части, в результате чего соответствующие теории обычно выглядят как триады. Именно такие триадические систематизации образуют скелет большинства так называемых теорий среднего ранга (термин Роберта Мертона - Прим. И.Л. Викентьева), которые в современной психологии востребованы куда больше, чем любые другие теории. А большинство психологов нового поколения знает только теории среднего ранга, хотя что-то слышали и о Фрейде или Скиннере.
Теории-номинации (ТН) основаны на переименовании общеизвестных вещей - в расчёте на то, что от этого переименования они станут менее общеизвестными, а стало быть, более научными. Костная ткань таких теорий состоит из определений типа «психика - это деятельность», «мотив- это предмет потребности» и т.п. Их характерная особенность - большое количество подобных определений, в результате чего соответствующие теории обычно излагаются в виде многотомных произведений, сквозь многословие которых очень трудно пробиться, а значит, и понять, в чём именно состоит та или иная теория. Теории-номинации особенно характерны для нашей отечественной психологии, органично вписываясь в нашу национальную традицию всё переименовывать - города, улицы, станции метров надежде на то, что от этого наша жизнь изменится к лучшему. Но сейчас они не очень популярны и к тому же более других подвержены главной коррозии психологических теорий - идеологизации.
Но самый важный тип психологических теорий это всё-таки теории-проекции (ТП). Немного забегая вперёд подчеркнём, что теории нужны в психологии не только для того, чтобы психологам, имеющим идиосинкразию на исчисление корреляций, тоже было чем заняться.
11. Значение методологического знания для психологии. Особенности психологического знания.
Значение методологического знания для психологиисостоит в особенностях психологии как науки:
- Психология имеет самый сложный объект исследования. Предмет исследования – самый сложный предмет этого объекта – психика. Сложность этого предмета состоит в том, что все психические явления или феномены полидетерминированны. До конца понять сложность психики до сих пор не представляется возможным.
- Только в психологии объект и субъект исследования совпадают. Методологические проблемы: субъективизм получаемых знаний, проблема проверки знаний на объективность. Для психолога важно знание не только собственно психологических проблем, но и ориентация в смежных сферах знания. Человек изучает человека
- Психические процессы и феномены зачастую недоступны внешнему наблюдению. Значит, большая часть этих феноменов может быть изучена только в процессе самонаблюдения (интроспекции), которое не опирается на какие-то специальные средства. Следовательно, проблема субъективности, непроверяемости полученного знания.
- Трудно перепроверить самоотчеты испытуемых. Проблема возможных ошибочных интерпретаций полученной информации.
- Психические свойства и особенности человека находятся в непрерывном изменении и развитии. Скорость этих изменений неизмеримо выше, чем в других сложных системах (биологических, географических и пр.)
- многие психологические знания устаревают очень быстро, иногда до его использования
- психолог должен осознавать в своей работе динамику этих изменений и ориентироваться на эти изменения в своей практической работе
- психолог должен осознавать, что устаревают не только научные данные, но и те данные, которые были получены в течение короткого периода (пр., результаты диагностики)
- Процедуры и методики психологического исследования сами по себе неизбежно приводят к изменению изучаемой реальности (например, все методики на интеллект). Любое психологическое исследование может быть реализовано и как процесс диагностики и как процесс порождения новых феноменов.
- В процессе исследования изменяется не только изучаемый объект, но и сам исследователь. (Необходимо осознавать особенности своей личности)
- Психологическое знание несет очень большую мирровозренческую нагрузку. Т.к. идеи, внедряемые сообществом психологов в общественное сознание оказывают прямое влияние на формирование норм и правил поведения, ценностей и идеалов человека или общества, то психологи должны осознавать особую ответственность за научную обоснованность и достоверность как публикуемых научных результатов исследования, так и достоверность, честность и корректность даваемых клиентам рекомендаций.
- В психологии, как ни в какой другой науке, объективные компоненты знания связаны с его личностными и моральными компонентами.
- Так как психология является одновременно гуманитарной и естественной наукой, то она использует широкий спектр научных методов исследования. Методологическая проблема: обоснованность, корректность и адекватность применения этих методов к изучаемой реальности.
- Психология – мультипарадигмальная наука и психологическая теория и практика в значительной степени зависят от позиции психолога, который работает в той или иной парадигме.
- Психология тесно связана с феноменами культуры и методологический анализ позволяет оценить, насколько выводы, полученные о человеке и его феноменах адекватный той культуре, в который эти знания получены или используются. Нужно крайне осторожно относиться ко всем зарубежным методикам, если они не прошли адаптацию на русскоязычной выборке.
- В психологии до сих пор не произошло достаточно полного и четкого размежевания научного и околонаучного и даже откровенно псевдонаучного знания. Эта особенность сохраняется в силу того, что многие сложные психические феномены невозможно познать с помощью метода научной психологии. Чрезвычайно важно подвергать анализу все те направления, которые не относятся к научной психологии.
- Психология очень молодая науки, до сих пор не найдено интегрированного подхода к исследованиям, нет достаточно адекватных методов для изучения некоторых феноменов. Особенно важно для нашей страны: особенности развития истории психологии в нашей стране (в 30-е гг очень сильно влияние идеологии на развитие психологического знания. Чтобы оценить достижения того периода и отделить собственно научное знание от идеологического также нужен специальный анализ. Конец 80-х гг – психология стала бурно развиваться, в психологию пришли люди из других профессий.
Таким образом, между психологией и методологией существует взаимосвязанные тенденции. Психологическое знание в современном обществе приобретает особое знание для развития всех других наук о человеке.