Методика проведения сравнительного педагогического эксперимента
В качестве основы методики рассматривается сравнительный педагогический эксперимент, в котором проверке подлежат выдвинутые рабочие гипотезы, например, возможность повышения качества и прочности усвоения учебного материала, усиления мотивации и активности обучающихся при использовании в образовательном процессе новых информационных технологий обучения и др.
Для обеспечения возможности сравнения результатов педагогического эксперимента целесообразно разделить обучающихся на экспериментальные и контрольные группы, а также выявить начальный и итоговый уровни их обученное™ для получения точной картины состояния знаний, навыков и умений до и после эксперимента. С учетом сказанного предлагается следующая схема проведения сравнительного педагогического эксперимента (рис. П1).
Первый этап включает в себя выбор и выравнивание контрольных и экспериментальных групп на основе проведения входного тестирования, а также определение варьируемых и не-варьируемых условий эксперимента.
Тестирование производится с использованием педагогических тестов - системы заданий возрастающей трудности, с целью определения начального уровня обученности студентов. По результатам тестирования производится выбор экспериментальных и контрольных групп. Проверку их однородности и тем самым правильности выборки целесообразно осуществлять с использованием /-критерия Стьюдента (равенство средних), критерия %2 (хи-квадрат) или /-критерия Фишера (однородность дисперсии), позволяющих учитывать психофизиологические свойства обучающихся и уровень их подготовленности.
На примере использования /-критерия Стьюдента для независимых переменных покажем, как может быть произведена оценка однородности контрольных и экспериментальных групп.
В данном случае предполагается выдвижение двух гипотез: нулевой гипотезы (Н0), согласно которой различия уровня подготовленности обучающихся недостаточно значительны, и поэтому распределение оценок относится к одной генеральной совокупности, т.е. выборка произведена правильно; и альтернативной гипотезы (Н^, согласно которой различия между обоими распределениями достаточно значительны и связаны с малым объемом выборки.
В психологии и педагогике принято считать, что нулевую гипотезу можно отвергнуть в пользу альтернативной, если по результатам статистического анализа вероятность случайного возникновения найденного различия не превышает 5 из 100. Если же этот уровень достоверности не достигается, считается, что разница вполне может быть случайной и поэтому нельзя отбросить нулевую гипотезу.
Таким образом, требуется доказать, что распределение оценок при входном тестировании в контрольной и экспериментальной группах является выборками из одной генеральной совокупности, т.е. что нулевая гипотеза верна.
Для определения достоверности разницы средних при двух независимых выборках целесообразно использовать метод Стьюден-та (Годфруа Ж. Что такое психология. Т 2. - М., 1992) и по формуле определить значение его критерия:
<=12М1-М1 , о)
где М1 и М2 - среднее значение первой и второй выборок;
S1 и S2 - дисперсия (среднее квадратическое отклонение) соответственно для первой и второй выборок;
n1 и п2 - количество оценок в первой и второй выборках.
Дисперсия определяется по формуле
лХ(*1 ~Х2)
52=М----- —, (2)
л-1
где (x1-х)2 - квадрат отклонений отдельных значений признаков от средней арифметической;
п - количество признаков.
Геометрически S2 является показателем того, насколько кривая распределения оценок размыта относительно ее среднего арифметического значения.
Определив дисперсию, целесообразно рассчитать значение I -критерия Стьюдента и сравнить его с табличным, приведенным в соответствующих справочных материалах (Годфруа Ж. Что такое психология. Т 2. - М., 1992; Рабочая книга социолога. - М., 1983).
Если табличное значение t больше, чем расчетное (tтабл > t), делается вывод о том, что нулевая гипотеза не отвергается и обе выборки
относятся к одной генеральной совокупности, т.г. они однородны для уровня достоверности 0,05 (вероятность 5%), что и требовалось доказать. Если же расчетное значение I оказывается больше, чем табличное (^ < /), то следует говорить о том, что сделанные выборки (для уровня достоверности 0,05) не относятся к одной генеральной совокупности. А это значит, что выбранные контрольная и экспериментальная группы не являются однородными.
Полученные результаты целесообразно перепроверить с использованием критерия %2 или/- критерия Фишера.
Рассмотрим для примера порядок проверки полученных результатов с использованием критерия %2- В этом случае применяется формула (Рабочая книга социолога. - М., 1983)
, 1 5(п.п-п.2п)2
X2 = -1— I ' ' ' ' , (3)
пх пг Я пп +пп
где и, и п2 - количество оценок у слушателей в контрольной и экспериментальной группах;
па и пй - среднеарифметическое значение успеваемости в контрольной и экспериментальной группах.
Получив расчетное значение %2, необходимо, как и в предыдущем случае, сравнить его с табличным значением (при уровне значимости менее 5%), взятым из справочных источников. Если Х2табл. >Х2> т0 это означает, что нулевая гипотеза не отклоняется и следует считать контрольную и экспериментальную группы выборками из одной генеральной совокупности.
Таким образом, с помощью I - критерия Стьюдента или критерия х2 можно сделать вывод об однородности или неоднородности контрольной и экспериментальной групп.
На данном этапе следует определить, а при необходимости уточнить, варьируемые (подлежащие изменению) и неварьируе-мые условия проведения эксперимента.
В качестве варьируемых условий эксперимента могут рассматриваться следующие:
- занятия под руководством преподавателя проводятся с контрольной группой в аудитории, а с экспериментальной группой в дисплейном классе;
- в экспериментальной группе средством самостоятельного изучения учебного материала выступает комплект компьютерных средств, а в контрольной группе - традиционный учебник (учебное пособие или другое традиционное средство обучения);
- в экспериментальной группе студенты имеют возможность
провести текущий контроль своих знаний, используя специаль
ную компьютерную программу, а в контрольной такая возмож
ность не предусмотрена и т.д.
В качестве неварьируемых условий проведения эксперимента можно рассматривать, например:
- изучение одинаковой для контрольной и экспериментальной групп дозы учебной информации;
- постановку одинаковых для обеих групп дидактических задач и др.
Второй этап является наиболее ответственным и включает в себя собственно педагогический эксперимент. В его ходе могут проводиться: чтение лекции по запланированной теме в контрольной и экспериментальной группах, учебные занятия с использованием методов семинара, практической работы, самостоятельной работы под руководством преподавателя и без его участия, лабораторной работы и т. п. Но если в экспериментальной группе обучение проходит с использованием, например, информационных технологий, то в контрольной это делается с применением только традиционных методик обучения.
Третий этап включает выходное тестирование и может задейст-воваться на итоговых занятиях с целью определения достигнутого уровня обученности студентов, который должен соответствовать изначально заданным дидактическим целям. Методом в этом случае выступает, как и на первом этапе, педагогическое тестирование.
Проверку достоверности полученных результатов целесообразно осуществлять с использованием /-критерия Стьюдента, но уже при зависимых выборках (Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. - М., 1992), к которым относятся результаты одной и той же группы респондентов до и после эксперимента (воздействия независимой переменной). Для этих целей можно воспользоваться формулой
Если /11бд > (, Р < 0,05, то это означает, что нулевая гипотеза отвергается и разница между выборками является достоверной. Это свидетельствует о том, что на данную разницу оказало влияние введение независимой переменной, например, обучение с применением новой информационной технологии.
Четвертый этап (выходное анкетирование) проводится в экспериментальных группах с целью выявления субъективной оценки обучающихся относительно качества прохождения учебных занятий с использованием информационной технологии обучения. Здесь целесообразно особое внимание уделить определению мотивации обучения с применением комплекта компьютерных средств, а также оценке психологической и психофизиологической нагрузки, испытываемой респондентами в период экспериментального обучения.
На каждом этапе сравнительного педагогического эксперимента целесообразно производить сбор эмпирического материала, его статистическую обработку и предварительный анализ полученных результатов. На завершающих этапах по разности результатов предварительного и итогового педагогического тестирования определяется сравнительная эффективность применения новой информационной технологии обучения и традиционной методики обучения.
В этом случае измерение и оценку дидактической эффективности можно с достаточной степенью достоверности проводить по количественно-качественным показателям учебного процесса путем обобщения и сравнения одних статистических данных с другими. Такими показателями выступают выбранные и обоснованные критерии эффективности, которые можно рассматривать как обобщенные результаты достижения поставленных целей.
Пятый этап (отсроченное тестирование) целесообразно проводить, как правило, через месяц, или больший интервал, с целью определения остаточных знаний, навыков и умений, приобретенных студентами за период экспериментального обучения. На данном этапе, как и на третьем, определяется сравнительная эффективность применения информационной технологии обучения и традиционной методики. При этом оценивается наличие у обучающихся остаточных знаний, навыков и умений в рамках анализируемой предметной области.
Точность и чистота педагогического эксперимента могут быть достигнуты с помощью специальных мер по снятию интерферирующего влияния методики представления материала, личностных характеристик преподавателя и окружающей среды. Для этого следует рекомендовать апробацию разработанной методики
методические рекомендации