Методологическая проблематика психолого-педагогического исследования

Использование науки в общественной практике является од­ним из первостепенных факторов прогрессивного развития всех сфер социальной жизни. Поэтому естественно большое внимание, уделяемое проблемам науки - ее значимости и функциям в обще­стве, роли в подготовке профессиональных кадров и внедрении в практику результатов научных исследований.

Приобрели особую актуальность проблемы методологии науч­ного познания, в том числе и в психологии и педагогике. Это оп­ределяется особенностями современного этапа развития назван­ных наук.

Во-первых, в настоящее время они все в большей степени ну­ждаются в опоре не на одну только философскую теорию, какой бы степени научности она ни была, а в использовании достиже­ний мировой философской мысли.

Во-вторых, психология и педагогика в ходе своего развития обогатились, накопили опыт, обосновали свои закономерности и принципы, вышли за рамки традиционной системы понятий.

Все это ставит вопрос о большей методологической обоснован­ности психолого-педагогических изысканий в решении вопросов о границах психологической и педагогической наук, их предмете, ло­гической структуре знаний, отношении психологии и педагогики к другим наукам, путях приобретения научного знания, применения этих знаний в общественной практике.

Актуальность методологических проблем определяют также изменившиеся потребности и условия воспитания и обучения не только подрастающего поколения, но и взрослых людей в системе профессионального образования, что вызывает необходимость искать новые пути и средства к более глубокому познанию психо­лого-педагогической теории и практики, определению перспек­тив дальнейшего развития.

Таким образом, актуальность методологической проблемати­ки в психологии и педагогике определяется, с одной стороны, со­циальными проблемами развития системы воспитания и образо­вания России, с другой - возросшим уровнем развития психоло­го-педагогического знания, т.е. внутренними потребностями раз­вития самих психологии и педагогики.

Методология изучает теоретические вопросы научного позна­ния, закономерности исследования как творческого процесса по­средством анализа научной деятельности ученых, применяемых методов и средств, их сравнения и систематизации.

Методология психологии и педагогики включает в себя систе­му знаний (и способы их получения) об основах и структуре пси­холого-педагогической теории, подходах к исследуемым процес­сам и явлениям, а также метода формирования навыков и разви­тия личностных качеств.

На современном этапе развития психологии и педагогики реша­ются не отдельные актуальные методологические вопросы, создана целостная методология как специфическая система знаний. Это привело к повышению эффективности психолого-педагогической теории и научных исследований. Развитие же методологии психоло­гической и педагогической наук вызвало развитие общей научной методологии.

Одним из научных понятий, связанных с методологией, явля­ется понятие метода. Термин «.метод» происходит от греческого те{Нос1оз, что означает «путь». Понятие «научный метод» подразу­мевает целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это комплекс различных познава­тельных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В психолого-педагогическом ис-

РОССИЙСКДЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1П (ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

1У \ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

I БИБЛИОТЕКА

следовании научный метод представляет собой систему подходов и способов, отвечающих предмету и задачам данных наук.

Понятие «метод» применяется и в широком, и в узком смысле этого слова. В первом случае оно обозначает познавательный про­цесс, который включает в себя несколько способов. Например, ме­тод теоретического анализа включает в себя, помимо последнего, синтез, абстрагирование, обобщение и т.д. В узком смысле метод означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике это - метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др.

В психолого-педагогическом исследовании широко использу­ется также понятие «методика». Этот термин применяется для обозначения совокупности (комплекса) различных форм и спосо­бов использования методов, с помощью которых осуществляется познание психолого-педагогических явлений и процессов.

Употребляется также понятие исследовательская процедура. Это социологический термин, обозначающий в большей степени организационную сторону исследования: определение объектов и плана исследования, временных параметров, числа участников, исследовательской базы.

Методологический уровень научных работ по психологии и педагогике определяется степенью соответствия этих работ ряду предъявляемых требований, заключающихся в необходимости поиска стратегии исследования, организации поиска и проведе­нии, выбора тактических средств и способов методологического анализа, наличии понятийной основы, результатов исследования.

Исследование, адекватно реализующее сочетание этих требова­ний, является подлинно научным. В этом случае оно рассматрива­ется как квалификационное, т.е. свидетельствующее о достижении не только конкретного позитивного результата, но и соответст­вующего уровня научной квалификации, дающего возможность осуществлять в дальнейшем самостоятельное исследование.

К методологическим характеристикам, которые должны быть представлены в психолого-педагогическом исследовании отно­сятся: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель (науч­ная задача), задачи, гипотеза, методы, этапы исследования, за­щищаемые положения, новизна, теоретическая и практическая значимость. Эти характеристики даются в явном и четко сформу­лированном виде.

Так, выдвигая проблему, исследователь аргументирует недо­статочность достигнутого к данному моменту уровня знаний в ин­тересующей его области на фоне новых фактов и связей, обнару-

женных изъянов в имеющихся концепциях, появившихся новых запросов практики.

Проблема отражается в теме исследования. Формулировка те­мы отвечает динамике движения от реальных достижений науки к психолого-педагогической теории и практике. Выдвижение про­блемы и формулировка темы в комплексе позволяют обосновы­вать актуальность исследования, ответить на вопрос, почему дан­ную проблему необходимо изучать. Одним словом, все характери­стики исследования взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Ключевым требованием к организации и проведению исследо­вания является его методологическая полнота и достаточность, т.е. применение различных типов и уровней методологического анали­за. Необходимо не декларировать, а использовать современные на­учные подходы (системный подход, надежные средства сбора и об­работки информации, математические и информационные средст­ва и др.). Это даст возможность разработать и оперировать единой моделью объекта на всех этапах исследования. Кроме того, иссле­дование должно быть оптимальным в смысле достижения результа­тов при сбалансированных, минимальных затратах времени и уси­лий исследователя. С этой целью оно планируется, имеет каналы обратной связи, возможности своевременной корректировки и воспроизведения в опытном порядке.

Выполнение организационных требований подтверждает объ­ективность полученных результатов исследования, их достовер­ность, правильность выдвинутой гипотезы и надежность.

При определении стратегии исследования необходимо точно определить, какая теория (концепция) принята за основу, какой научный подход (или сочетание подходов) избран для решения задач исследования. Это позволяет добиться четкости и ясности в способах определения объекта и представления результатов ис­следования, избежать словесных манипуляций в отношении тер­минов «системный», «комплексный», «целостный» и др.

Требования к выбору и реализации тактических средств мето­дологического анализа сводятся к тому, чтобы методы исследова­ния, его аппарат были адекватны избранной стратегии, характери­зовались необходимостью и достаточностью (их набор, оптималь­ное сочетание и номенклатура). В таком случае обеспечивается возможность получения достоверного и сопоставимого эмпириче­ского материала, его обоснованной теоретической обработки и ин­терпретации.

Важнейшую роль в доказательстве результатов исследования играют психологические или педагогические эксперименты, если

они тщательно подготовлены, достаточно длительны, характери­зуются чистотой проведения. Существенны возможности и мето­да моделирования.

Что касается требований к понятийно-категориальному аппа­рату исследования, то речь идет прежде всего о ясности и одно­значности вводимых исследователем понятий и об объяснении используемых категорий в тех случаях, когда авторское понима­ние отличается от принятого в психолого-педагогической науке.

Таковы важнейшие требования к методологическому уровню психолого-педагогических исследований.

Контрольные вопросы и задания

1.Почему в настоящее время роль методологии в определении пер­спектив развития психологии и педагогики возрастает?

2. Сформулируйте определение понятия «методология» в широком и в узком смысле этого слова.

3. Какие методологические принципы психолого-педагогического
исследования вы знаете? Перечислите и охарактеризуйте каждый из них.

4. Какую методологическую роль в исследовании проблем психоло­гии и педагогики играют основные законы и категории диалектики?

5. Сформулируйте наиболее общие методологические требования к конкретному психолого-педагогическому исследованию.

6. Дайте определение понятиям «научный метод», «методика иссле­дования», «исследовательская процедура».

7. Какие методологические характеристики должны быть представ­лены в психолого-педагогическом исследовании?

8. Какие требования предъявляются к понятийно-категориальному аппарату психолого-педагогического исследования?

Рекомендуемая литература

1.Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). — М., 1996.

2. Воробьев Г. В. Совершенствование процесса и структуры научного исследования в педагогике // Методологические проблемы развития пе­дагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова и др. - М., 1985.

3. Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. — М., 1996.

4. Загвязинский В. М. Методология и методика дидактического иссле­дования. - М., 1982.

5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. — М., 1999.

6. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Посо­бие для педагога-исследователя. — Самара, 1994.

7. КравецА. С. Методология науки. - Воронеж, 1991.

8. Наин А.Я. Методология и методика научного исследования. - Че­лябинск, 1993.

9. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. - М.,
1998.

10. Розов М. А. Методологические особенности гуманитарного позна­ния. - Новосибирск, 1986.

11. Рузавин Г. И. Логика и методология научного поиска. — М., 1986.

12. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследо­ваний (В помощь начинающему исследователю). - М., 1986.

13. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.


Наши рекомендации