Методологическая проблематика психолого-педагогического исследования
Использование науки в общественной практике является одним из первостепенных факторов прогрессивного развития всех сфер социальной жизни. Поэтому естественно большое внимание, уделяемое проблемам науки - ее значимости и функциям в обществе, роли в подготовке профессиональных кадров и внедрении в практику результатов научных исследований.
Приобрели особую актуальность проблемы методологии научного познания, в том числе и в психологии и педагогике. Это определяется особенностями современного этапа развития названных наук.
Во-первых, в настоящее время они все в большей степени нуждаются в опоре не на одну только философскую теорию, какой бы степени научности она ни была, а в использовании достижений мировой философской мысли.
Во-вторых, психология и педагогика в ходе своего развития обогатились, накопили опыт, обосновали свои закономерности и принципы, вышли за рамки традиционной системы понятий.
Все это ставит вопрос о большей методологической обоснованности психолого-педагогических изысканий в решении вопросов о границах психологической и педагогической наук, их предмете, логической структуре знаний, отношении психологии и педагогики к другим наукам, путях приобретения научного знания, применения этих знаний в общественной практике.
Актуальность методологических проблем определяют также изменившиеся потребности и условия воспитания и обучения не только подрастающего поколения, но и взрослых людей в системе профессионального образования, что вызывает необходимость искать новые пути и средства к более глубокому познанию психолого-педагогической теории и практики, определению перспектив дальнейшего развития.
Таким образом, актуальность методологической проблематики в психологии и педагогике определяется, с одной стороны, социальными проблемами развития системы воспитания и образования России, с другой - возросшим уровнем развития психолого-педагогического знания, т.е. внутренними потребностями развития самих психологии и педагогики.
Методология изучает теоретические вопросы научного познания, закономерности исследования как творческого процесса посредством анализа научной деятельности ученых, применяемых методов и средств, их сравнения и систематизации.
Методология психологии и педагогики включает в себя систему знаний (и способы их получения) об основах и структуре психолого-педагогической теории, подходах к исследуемым процессам и явлениям, а также метода формирования навыков и развития личностных качеств.
На современном этапе развития психологии и педагогики решаются не отдельные актуальные методологические вопросы, создана целостная методология как специфическая система знаний. Это привело к повышению эффективности психолого-педагогической теории и научных исследований. Развитие же методологии психологической и педагогической наук вызвало развитие общей научной методологии.
Одним из научных понятий, связанных с методологией, является понятие метода. Термин «.метод» происходит от греческого те{Нос1оз, что означает «путь». Понятие «научный метод» подразумевает целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В психолого-педагогическом ис-
РОССИЙСКДЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1П (ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
1У \ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
I БИБЛИОТЕКА
следовании научный метод представляет собой систему подходов и способов, отвечающих предмету и задачам данных наук.
Понятие «метод» применяется и в широком, и в узком смысле этого слова. В первом случае оно обозначает познавательный процесс, который включает в себя несколько способов. Например, метод теоретического анализа включает в себя, помимо последнего, синтез, абстрагирование, обобщение и т.д. В узком смысле метод означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике это - метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др.
В психолого-педагогическом исследовании широко используется также понятие «методика». Этот термин применяется для обозначения совокупности (комплекса) различных форм и способов использования методов, с помощью которых осуществляется познание психолого-педагогических явлений и процессов.
Употребляется также понятие исследовательская процедура. Это социологический термин, обозначающий в большей степени организационную сторону исследования: определение объектов и плана исследования, временных параметров, числа участников, исследовательской базы.
Методологический уровень научных работ по психологии и педагогике определяется степенью соответствия этих работ ряду предъявляемых требований, заключающихся в необходимости поиска стратегии исследования, организации поиска и проведении, выбора тактических средств и способов методологического анализа, наличии понятийной основы, результатов исследования.
Исследование, адекватно реализующее сочетание этих требований, является подлинно научным. В этом случае оно рассматривается как квалификационное, т.е. свидетельствующее о достижении не только конкретного позитивного результата, но и соответствующего уровня научной квалификации, дающего возможность осуществлять в дальнейшем самостоятельное исследование.
К методологическим характеристикам, которые должны быть представлены в психолого-педагогическом исследовании относятся: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель (научная задача), задачи, гипотеза, методы, этапы исследования, защищаемые положения, новизна, теоретическая и практическая значимость. Эти характеристики даются в явном и четко сформулированном виде.
Так, выдвигая проблему, исследователь аргументирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знаний в интересующей его области на фоне новых фактов и связей, обнару-
женных изъянов в имеющихся концепциях, появившихся новых запросов практики.
Проблема отражается в теме исследования. Формулировка темы отвечает динамике движения от реальных достижений науки к психолого-педагогической теории и практике. Выдвижение проблемы и формулировка темы в комплексе позволяют обосновывать актуальность исследования, ответить на вопрос, почему данную проблему необходимо изучать. Одним словом, все характеристики исследования взаимосвязаны, дополняют друг друга.
Ключевым требованием к организации и проведению исследования является его методологическая полнота и достаточность, т.е. применение различных типов и уровней методологического анализа. Необходимо не декларировать, а использовать современные научные подходы (системный подход, надежные средства сбора и обработки информации, математические и информационные средства и др.). Это даст возможность разработать и оперировать единой моделью объекта на всех этапах исследования. Кроме того, исследование должно быть оптимальным в смысле достижения результатов при сбалансированных, минимальных затратах времени и усилий исследователя. С этой целью оно планируется, имеет каналы обратной связи, возможности своевременной корректировки и воспроизведения в опытном порядке.
Выполнение организационных требований подтверждает объективность полученных результатов исследования, их достоверность, правильность выдвинутой гипотезы и надежность.
При определении стратегии исследования необходимо точно определить, какая теория (концепция) принята за основу, какой научный подход (или сочетание подходов) избран для решения задач исследования. Это позволяет добиться четкости и ясности в способах определения объекта и представления результатов исследования, избежать словесных манипуляций в отношении терминов «системный», «комплексный», «целостный» и др.
Требования к выбору и реализации тактических средств методологического анализа сводятся к тому, чтобы методы исследования, его аппарат были адекватны избранной стратегии, характеризовались необходимостью и достаточностью (их набор, оптимальное сочетание и номенклатура). В таком случае обеспечивается возможность получения достоверного и сопоставимого эмпирического материала, его обоснованной теоретической обработки и интерпретации.
Важнейшую роль в доказательстве результатов исследования играют психологические или педагогические эксперименты, если
они тщательно подготовлены, достаточно длительны, характеризуются чистотой проведения. Существенны возможности и метода моделирования.
Что касается требований к понятийно-категориальному аппарату исследования, то речь идет прежде всего о ясности и однозначности вводимых исследователем понятий и об объяснении используемых категорий в тех случаях, когда авторское понимание отличается от принятого в психолого-педагогической науке.
Таковы важнейшие требования к методологическому уровню психолого-педагогических исследований.
Контрольные вопросы и задания
1.Почему в настоящее время роль методологии в определении перспектив развития психологии и педагогики возрастает?
2. Сформулируйте определение понятия «методология» в широком и в узком смысле этого слова.
3. Какие методологические принципы психолого-педагогического
исследования вы знаете? Перечислите и охарактеризуйте каждый из них.
4. Какую методологическую роль в исследовании проблем психологии и педагогики играют основные законы и категории диалектики?
5. Сформулируйте наиболее общие методологические требования к конкретному психолого-педагогическому исследованию.
6. Дайте определение понятиям «научный метод», «методика исследования», «исследовательская процедура».
7. Какие методологические характеристики должны быть представлены в психолого-педагогическом исследовании?
8. Какие требования предъявляются к понятийно-категориальному аппарату психолого-педагогического исследования?
Рекомендуемая литература
1.Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). — М., 1996.
2. Воробьев Г. В. Совершенствование процесса и структуры научного исследования в педагогике // Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова и др. - М., 1985.
3. Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. — М., 1996.
4. Загвязинский В. М. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.
5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. — М., 1999.
6. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара, 1994.
7. КравецА. С. Методология науки. - Воронеж, 1991.
8. Наин А.Я. Методология и методика научного исследования. - Челябинск, 1993.
9. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. - М.,
1998.
10. Розов М. А. Методологические особенности гуманитарного познания. - Новосибирск, 1986.
11. Рузавин Г. И. Логика и методология научного поиска. — М., 1986.
12. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). - М., 1986.
13. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.