Давыдов в. п., образцов п.и., уман а.и.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................. 5

Глава 1. Методологические основы психолого-
педагогического исследования....................................................... 6

1.1. Диалектика как общая методология

научного исследования......................................................... 6

1.2. Методологическая проблематика
психолого-педагогического исследования......................... 18

Глава 2. Методы психолого-педагогического исследования.......... 24

2.1. Классификация методов в психологии

и.педагогике......................................................................... 24

2.2. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования 26

2.3. Теоретические и математические

методы исследования.......................................................... 51

2.4.Сравнительно-исторические

методы психолого-педагогического исследования........... 65

Глава 3. Методика проведения психолого-педагогического
исследования и оценки его результатов........................................ 69

3.1. Методика организации и проведения психолого-педагогического исследования 69

3.2. Пути внедрения результатов исследования

в педагогическую практику................................................ 86

1<(02

УДК 159.9 ББК88.8в7

Д13

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Калашников доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Ковешникова

Давыдов В. П., Образцов П.И., Уман А.И.

Д13 Методология и методика психолого-педагогического ис-

следования: Учеб. пособие. — М: Логос, 2006. - 128 с.

I8ВN 5-98704-088-4

Рассматриваются методология, современные методы и методика проведения в вузе психолого-педагогических исследований, обосновы­ваются пути внедрения их результатов в педагогическую практику. Осо­бое место уделяется вопросам психолого-педагогической культуры и мастерства исследователя, его научной добросовестности и этики.

Для студентов педагогических вузов, специалистов, работающих в области подготовки научно-педагогических кадров, аспирантов. Представляет интерес для преподавателей вузов, методистов, слуша­телей факультетов повышения квалификации, научных работников, вы­полняющих научно-исследовательскую работу различного квалифика­ционного уровня.

ББК 88.8в7

давыдов в. п., образцов п.и., уман а.и. - student2.ru 790740

18ВЫ 5-98704-088-4

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

БИБЛИОТЕКА

О Давыдов В. П., Образцов П.И.,

Уман А.И., 2005

© «Университетская книга», 2005

О «Логос», 2006

ВВЕДЕНИЕ

Успешное решение задачи подготовки будущих специалистов в российских вузах непосредственно зависит от научной практи­ки, в том числе в психологии и педагогики как важнейших облас­тях человековедения. Интенсивное накопление новых психолого-педагогических знаний должно быть осмыслено, подчинено потреб­ностям государства, согласовано с разными науками, в соответст­вии с выводами которых решается поставленная задача. Ее ре­шение невозможно без методологической оснащенности психо­лого-педагогической науки, развития исследований в этой области. Улучшение методологической и методической вооруженности ис­следователей повышает эффективность изысканий, делает их более конкретными и целеустремленными. Кроме того, психология и пе­дагогика накопили в последнее время много удачных, оригинальных методических приемов и средств анализа научных фактов и психоло­го-педагогических явлений. Достижения современной психологии и педагогики позволяет значительно расширить методологическую и методическую базу, что требует теоретического обобщения.

В практике научной работы исследователя нередко встречаются трудности методического плана. Они связаны с определением темы научной работы, объекта, предмета, цели (научной задачи), гипоте­зы исследования, а также его научной новизны, теоретической и практической значимости. Так как наибольшая активность в ис­следовательской работе, несомненно, присуща аспирантам и соис­кателям ученых степеней, учебное пособие имеет цель прежде все­го познакомить их с видами психолого-педагогических исследова­ний, методологическими требованиями к определению основных компонентов диссертационных работ, методикой выполнения на­учного труда, правилами публикаций основных результатов иссле­дования в научных изданиях. Наряду с этим пособие адресовано широкому кругу преподавателей и специалистов, работающих в об­ласти проведения психолого-педагогических исследований по со­вершенствованию образовательного процесса в высшей школе.

В приложениях учебного пособия приводятся методика про­ведения сравнительного педагогического эксперимента и методи­ческие рекомендации по организации и проведению научно-исследовательской работы. Их творческое использование в педа­гогической практике также может способствовать решению обо­значенной задачи.

7 9 0 7 4 0

изучение личности в единстве основных социальных факторов ее развития - социальной среды, воспитания, деятельности, внут­ренней активности.

Рассмотренные принципы непосредственно выступают мето­дологией научных психолого-педагогических исследований, пре­допределяя их методику, исходные теоретические концепции, ги­потезы.

Методологические требования к проведению конкретных психо­лого-педагогических исследований можно сформулировать сле­дующим обзором:

а) исследовать процессы и явления такими, какие они есть на
самом деле, со всеми позитивами и негативами, успехами и труд­
ностями, без приукрашивания и без очернения; вести не описа­
ние явлений, а их критический анализ;

б) оперативно реагировать на новое в теории и практике пси­
хологии и педагогики;

в) усиливать практическую направленность, весомость и доб­
ротность рекомендаций;

г) обеспечивать надежность научного прогноза, видение пер­
спективы развития исследуемого процесса, явления;

д) соблюдать строгую логику мысли, чистоту психологическо­
го или педагогического эксперимента.

I БИБЛИОТЕКА

следовании научный метод представляет собой систему подходов и способов, отвечающих предмету и задачам данных наук.

Понятие «метод» применяется и в широком, и в узком смысле этого слова. В первом случае оно обозначает познавательный про­цесс, который включает в себя несколько способов. Например, ме­тод теоретического анализа включает в себя, помимо последнего, синтез, абстрагирование, обобщение и т.д. В узком смысле метод означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике это - метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др.

В психолого-педагогическом исследовании широко использу­ется также понятие «методика». Этот термин применяется для обозначения совокупности (комплекса) различных форм и спосо­бов использования методов, с помощью которых осуществляется познание психолого-педагогических явлений и процессов.

Употребляется также понятие исследовательская процедура. Это социологический термин, обозначающий в большей степени организационную сторону исследования: определение объектов и плана исследования, временных параметров, числа участников, исследовательской базы.

Методологический уровень научных работ по психологии и педагогике определяется степенью соответствия этих работ ряду предъявляемых требований, заключающихся в необходимости поиска стратегии исследования, организации поиска и проведе­нии, выбора тактических средств и способов методологического анализа, наличии понятийной основы, результатов исследования.

Исследование, адекватно реализующее сочетание этих требова­ний, является подлинно научным. В этом случае оно рассматрива­ется как квалификационное, т.е. свидетельствующее о достижении не только конкретного позитивного результата, но и соответст­вующего уровня научной квалификации, дающего возможность осуществлять в дальнейшем самостоятельное исследование.

К методологическим характеристикам, которые должны быть представлены в психолого-педагогическом исследовании отно­сятся: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель (науч­ная задача), задачи, гипотеза, методы, этапы исследования, за­щищаемые положения, новизна, теоретическая и практическая значимость. Эти характеристики даются в явном и четко сформу­лированном виде.

Так, выдвигая проблему, исследователь аргументирует недо­статочность достигнутого к данному моменту уровня знаний в ин­тересующей его области на фоне новых фактов и связей, обнару-

женных изъянов в имеющихся концепциях, появившихся новых запросов практики.

Проблема отражается в теме исследования. Формулировка те­мы отвечает динамике движения от реальных достижений науки к психолого-педагогической теории и практике. Выдвижение про­блемы и формулировка темы в комплексе позволяют обосновы­вать актуальность исследования, ответить на вопрос, почему дан­ную проблему необходимо изучать. Одним словом, все характери­стики исследования взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Ключевым требованием к организации и проведению исследо­вания является его методологическая полнота и достаточность, т.е. применение различных типов и уровней методологического анали­за. Необходимо не декларировать, а использовать современные на­учные подходы (системный подход, надежные средства сбора и об­работки информации, математические и информационные средст­ва и др.). Это даст возможность разработать и оперировать единой моделью объекта на всех этапах исследования. Кроме того, иссле­дование должно быть оптимальным в смысле достижения результа­тов при сбалансированных, минимальных затратах времени и уси­лий исследователя. С этой целью оно планируется, имеет каналы обратной связи, возможности своевременной корректировки и воспроизведения в опытном порядке.

Выполнение организационных требований подтверждает объ­ективность полученных результатов исследования, их достовер­ность, правильность выдвинутой гипотезы и надежность.

При определении стратегии исследования необходимо точно определить, какая теория (концепция) принята за основу, какой научный подход (или сочетание подходов) избран для решения задач исследования. Это позволяет добиться четкости и ясности в способах определения объекта и представления результатов ис­следования, избежать словесных манипуляций в отношении тер­минов «системный», «комплексный», «целостный» и др.

Требования к выбору и реализации тактических средств мето­дологического анализа сводятся к тому, чтобы методы исследова­ния, его аппарат были адекватны избранной стратегии, характери­зовались необходимостью и достаточностью (их набор, оптималь­ное сочетание и номенклатура). В таком случае обеспечивается возможность получения достоверного и сопоставимого эмпириче­ского материала, его обоснованной теоретической обработки и ин­терпретации.

Важнейшую роль в доказательстве результатов исследования играют психологические или педагогические эксперименты, если

они тщательно подготовлены, достаточно длительны, характери­зуются чистотой проведения. Существенны возможности и мето­да моделирования.

Что касается требований к понятийно-категориальному аппа­рату исследования, то речь идет прежде всего о ясности и одно­значности вводимых исследователем понятий и об объяснении используемых категорий в тех случаях, когда авторское понима­ние отличается от принятого в психолого-педагогической науке.

Таковы важнейшие требования к методологическому уровню психолого-педагогических исследований.

Контрольные вопросы и задания

1.Почему в настоящее время роль методологии в определении пер­спектив развития психологии и педагогики возрастает?

2. Сформулируйте определение понятия «методология» в широком и в узком смысле этого слова.

3. Какие методологические принципы психолого-педагогического
исследования вы знаете? Перечислите и охарактеризуйте каждый из них.

4. Какую методологическую роль в исследовании проблем психоло­гии и педагогики играют основные законы и категории диалектики?

5. Сформулируйте наиболее общие методологические требования к конкретному психолого-педагогическому исследованию.

6. Дайте определение понятиям «научный метод», «методика иссле­дования», «исследовательская процедура».

7. Какие методологические характеристики должны быть представ­лены в психолого-педагогическом исследовании?

8. Какие требования предъявляются к понятийно-категориальному аппарату психолого-педагогического исследования?

Рекомендуемая литература

1.Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). — М., 1996.

2. Воробьев Г. В. Совершенствование процесса и структуры научного исследования в педагогике // Методологические проблемы развития пе­дагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова и др. - М., 1985.

3. Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. — М., 1996.

4. Загвязинский В. М. Методология и методика дидактического иссле­дования. - М., 1982.

5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. — М., 1999.

6. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Посо­бие для педагога-исследователя. — Самара, 1994.

7. КравецА. С. Методология науки. - Воронеж, 1991.

8. Наин А.Я. Методология и методика научного исследования. - Че­лябинск, 1993.

9. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. - М.,
1998.

10. Розов М. А. Методологические особенности гуманитарного позна­ния. - Новосибирск, 1986.

11. Рузавин Г. И. Логика и методология научного поиска. — М., 1986.

12. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследо­ваний (В помощь начинающему исследователю). - М., 1986.

13. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.

И оценки его результатов

Приложения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................. 5

Глава 1. Методологические основы психолого-
педагогического исследования....................................................... 6

1.1. Диалектика как общая методология

научного исследования......................................................... 6

1.2. Методологическая проблематика
психолого-педагогического исследования......................... 18

Глава 2. Методы психолого-педагогического исследования.......... 24

2.1. Классификация методов в психологии

и.педагогике......................................................................... 24

2.2. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования 26

2.3. Теоретические и математические

методы исследования.......................................................... 51

2.4.Сравнительно-исторические

методы психолого-педагогического исследования........... 65

Глава 3. Методика проведения психолого-педагогического
исследования и оценки его результатов........................................ 69

3.1. Методика организации и проведения психолого-педагогического исследования 69

3.2. Пути внедрения результатов исследования

в педагогическую практику................................................ 86

1<(02

УДК 159.9 ББК88.8в7

Д13

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Калашников доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Ковешникова

Давыдов В. П., Образцов П.И., Уман А.И.

Д13 Методология и методика психолого-педагогического ис-

следования: Учеб. пособие. — М: Логос, 2006. - 128 с.

I8ВN 5-98704-088-4

Рассматриваются методология, современные методы и методика проведения в вузе психолого-педагогических исследований, обосновы­ваются пути внедрения их результатов в педагогическую практику. Осо­бое место уделяется вопросам психолого-педагогической культуры и мастерства исследователя, его научной добросовестности и этики.

Для студентов педагогических вузов, специалистов, работающих в области подготовки научно-педагогических кадров, аспирантов. Представляет интерес для преподавателей вузов, методистов, слуша­телей факультетов повышения квалификации, научных работников, вы­полняющих научно-исследовательскую работу различного квалифика­ционного уровня.

ББК 88.8в7

давыдов в. п., образцов п.и., уман а.и. - student2.ru 790740

18ВЫ 5-98704-088-4

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

БИБЛИОТЕКА

О Давыдов В. П., Образцов П.И.,

Уман А.И., 2005

© «Университетская книга», 2005

О «Логос», 2006

ВВЕДЕНИЕ

Успешное решение задачи подготовки будущих специалистов в российских вузах непосредственно зависит от научной практи­ки, в том числе в психологии и педагогики как важнейших облас­тях человековедения. Интенсивное накопление новых психолого-педагогических знаний должно быть осмыслено, подчинено потреб­ностям государства, согласовано с разными науками, в соответст­вии с выводами которых решается поставленная задача. Ее ре­шение невозможно без методологической оснащенности психо­лого-педагогической науки, развития исследований в этой области. Улучшение методологической и методической вооруженности ис­следователей повышает эффективность изысканий, делает их более конкретными и целеустремленными. Кроме того, психология и пе­дагогика накопили в последнее время много удачных, оригинальных методических приемов и средств анализа научных фактов и психоло­го-педагогических явлений. Достижения современной психологии и педагогики позволяет значительно расширить методологическую и методическую базу, что требует теоретического обобщения.

В практике научной работы исследователя нередко встречаются трудности методического плана. Они связаны с определением темы научной работы, объекта, предмета, цели (научной задачи), гипоте­зы исследования, а также его научной новизны, теоретической и практической значимости. Так как наибольшая активность в ис­следовательской работе, несомненно, присуща аспирантам и соис­кателям ученых степеней, учебное пособие имеет цель прежде все­го познакомить их с видами психолого-педагогических исследова­ний, методологическими требованиями к определению основных компонентов диссертационных работ, методикой выполнения на­учного труда, правилами публикаций основных результатов иссле­дования в научных изданиях. Наряду с этим пособие адресовано широкому кругу преподавателей и специалистов, работающих в об­ласти проведения психолого-педагогических исследований по со­вершенствованию образовательного процесса в высшей школе.

В приложениях учебного пособия приводятся методика про­ведения сравнительного педагогического эксперимента и методи­ческие рекомендации по организации и проведению научно-исследовательской работы. Их творческое использование в педа­гогической практике также может способствовать решению обо­значенной задачи.


Наши рекомендации