Давыдов в. п., образцов п.и., уман а.и.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................. 5
Глава 1. Методологические основы психолого-
педагогического исследования....................................................... 6
1.1. Диалектика как общая методология
научного исследования......................................................... 6
1.2. Методологическая проблематика
психолого-педагогического исследования......................... 18
Глава 2. Методы психолого-педагогического исследования.......... 24
2.1. Классификация методов в психологии
и.педагогике......................................................................... 24
2.2. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования 26
2.3. Теоретические и математические
методы исследования.......................................................... 51
2.4.Сравнительно-исторические
методы психолого-педагогического исследования........... 65
Глава 3. Методика проведения психолого-педагогического
исследования и оценки его результатов........................................ 69
3.1. Методика организации и проведения психолого-педагогического исследования 69
3.2. Пути внедрения результатов исследования
в педагогическую практику................................................ 86
1<(02
УДК 159.9 ББК88.8в7
Д13
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Калашников доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Ковешникова
Давыдов В. П., Образцов П.И., Уман А.И.
Д13 Методология и методика психолого-педагогического ис-
следования: Учеб. пособие. — М: Логос, 2006. - 128 с.
I8ВN 5-98704-088-4
Рассматриваются методология, современные методы и методика проведения в вузе психолого-педагогических исследований, обосновываются пути внедрения их результатов в педагогическую практику. Особое место уделяется вопросам психолого-педагогической культуры и мастерства исследователя, его научной добросовестности и этики.
Для студентов педагогических вузов, специалистов, работающих в области подготовки научно-педагогических кадров, аспирантов. Представляет интерес для преподавателей вузов, методистов, слушателей факультетов повышения квалификации, научных работников, выполняющих научно-исследовательскую работу различного квалификационного уровня.
ББК 88.8в7
790740
18ВЫ 5-98704-088-4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
БИБЛИОТЕКА
О Давыдов В. П., Образцов П.И.,
Уман А.И., 2005
© «Университетская книга», 2005
О «Логос», 2006
ВВЕДЕНИЕ
Успешное решение задачи подготовки будущих специалистов в российских вузах непосредственно зависит от научной практики, в том числе в психологии и педагогики как важнейших областях человековедения. Интенсивное накопление новых психолого-педагогических знаний должно быть осмыслено, подчинено потребностям государства, согласовано с разными науками, в соответствии с выводами которых решается поставленная задача. Ее решение невозможно без методологической оснащенности психолого-педагогической науки, развития исследований в этой области. Улучшение методологической и методической вооруженности исследователей повышает эффективность изысканий, делает их более конкретными и целеустремленными. Кроме того, психология и педагогика накопили в последнее время много удачных, оригинальных методических приемов и средств анализа научных фактов и психолого-педагогических явлений. Достижения современной психологии и педагогики позволяет значительно расширить методологическую и методическую базу, что требует теоретического обобщения.
В практике научной работы исследователя нередко встречаются трудности методического плана. Они связаны с определением темы научной работы, объекта, предмета, цели (научной задачи), гипотезы исследования, а также его научной новизны, теоретической и практической значимости. Так как наибольшая активность в исследовательской работе, несомненно, присуща аспирантам и соискателям ученых степеней, учебное пособие имеет цель прежде всего познакомить их с видами психолого-педагогических исследований, методологическими требованиями к определению основных компонентов диссертационных работ, методикой выполнения научного труда, правилами публикаций основных результатов исследования в научных изданиях. Наряду с этим пособие адресовано широкому кругу преподавателей и специалистов, работающих в области проведения психолого-педагогических исследований по совершенствованию образовательного процесса в высшей школе.
В приложениях учебного пособия приводятся методика проведения сравнительного педагогического эксперимента и методические рекомендации по организации и проведению научно-исследовательской работы. Их творческое использование в педагогической практике также может способствовать решению обозначенной задачи.
7 9 0 7 4 0
изучение личности в единстве основных социальных факторов ее развития - социальной среды, воспитания, деятельности, внутренней активности.
Рассмотренные принципы непосредственно выступают методологией научных психолого-педагогических исследований, предопределяя их методику, исходные теоретические концепции, гипотезы.
Методологические требования к проведению конкретных психолого-педагогических исследований можно сформулировать следующим обзором:
а) исследовать процессы и явления такими, какие они есть на
самом деле, со всеми позитивами и негативами, успехами и труд
ностями, без приукрашивания и без очернения; вести не описа
ние явлений, а их критический анализ;
б) оперативно реагировать на новое в теории и практике пси
хологии и педагогики;
в) усиливать практическую направленность, весомость и доб
ротность рекомендаций;
г) обеспечивать надежность научного прогноза, видение пер
спективы развития исследуемого процесса, явления;
д) соблюдать строгую логику мысли, чистоту психологическо
го или педагогического эксперимента.
I БИБЛИОТЕКА
следовании научный метод представляет собой систему подходов и способов, отвечающих предмету и задачам данных наук.
Понятие «метод» применяется и в широком, и в узком смысле этого слова. В первом случае оно обозначает познавательный процесс, который включает в себя несколько способов. Например, метод теоретического анализа включает в себя, помимо последнего, синтез, абстрагирование, обобщение и т.д. В узком смысле метод означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике это - метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др.
В психолого-педагогическом исследовании широко используется также понятие «методика». Этот термин применяется для обозначения совокупности (комплекса) различных форм и способов использования методов, с помощью которых осуществляется познание психолого-педагогических явлений и процессов.
Употребляется также понятие исследовательская процедура. Это социологический термин, обозначающий в большей степени организационную сторону исследования: определение объектов и плана исследования, временных параметров, числа участников, исследовательской базы.
Методологический уровень научных работ по психологии и педагогике определяется степенью соответствия этих работ ряду предъявляемых требований, заключающихся в необходимости поиска стратегии исследования, организации поиска и проведении, выбора тактических средств и способов методологического анализа, наличии понятийной основы, результатов исследования.
Исследование, адекватно реализующее сочетание этих требований, является подлинно научным. В этом случае оно рассматривается как квалификационное, т.е. свидетельствующее о достижении не только конкретного позитивного результата, но и соответствующего уровня научной квалификации, дающего возможность осуществлять в дальнейшем самостоятельное исследование.
К методологическим характеристикам, которые должны быть представлены в психолого-педагогическом исследовании относятся: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель (научная задача), задачи, гипотеза, методы, этапы исследования, защищаемые положения, новизна, теоретическая и практическая значимость. Эти характеристики даются в явном и четко сформулированном виде.
Так, выдвигая проблему, исследователь аргументирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знаний в интересующей его области на фоне новых фактов и связей, обнару-
женных изъянов в имеющихся концепциях, появившихся новых запросов практики.
Проблема отражается в теме исследования. Формулировка темы отвечает динамике движения от реальных достижений науки к психолого-педагогической теории и практике. Выдвижение проблемы и формулировка темы в комплексе позволяют обосновывать актуальность исследования, ответить на вопрос, почему данную проблему необходимо изучать. Одним словом, все характеристики исследования взаимосвязаны, дополняют друг друга.
Ключевым требованием к организации и проведению исследования является его методологическая полнота и достаточность, т.е. применение различных типов и уровней методологического анализа. Необходимо не декларировать, а использовать современные научные подходы (системный подход, надежные средства сбора и обработки информации, математические и информационные средства и др.). Это даст возможность разработать и оперировать единой моделью объекта на всех этапах исследования. Кроме того, исследование должно быть оптимальным в смысле достижения результатов при сбалансированных, минимальных затратах времени и усилий исследователя. С этой целью оно планируется, имеет каналы обратной связи, возможности своевременной корректировки и воспроизведения в опытном порядке.
Выполнение организационных требований подтверждает объективность полученных результатов исследования, их достоверность, правильность выдвинутой гипотезы и надежность.
При определении стратегии исследования необходимо точно определить, какая теория (концепция) принята за основу, какой научный подход (или сочетание подходов) избран для решения задач исследования. Это позволяет добиться четкости и ясности в способах определения объекта и представления результатов исследования, избежать словесных манипуляций в отношении терминов «системный», «комплексный», «целостный» и др.
Требования к выбору и реализации тактических средств методологического анализа сводятся к тому, чтобы методы исследования, его аппарат были адекватны избранной стратегии, характеризовались необходимостью и достаточностью (их набор, оптимальное сочетание и номенклатура). В таком случае обеспечивается возможность получения достоверного и сопоставимого эмпирического материала, его обоснованной теоретической обработки и интерпретации.
Важнейшую роль в доказательстве результатов исследования играют психологические или педагогические эксперименты, если
они тщательно подготовлены, достаточно длительны, характеризуются чистотой проведения. Существенны возможности и метода моделирования.
Что касается требований к понятийно-категориальному аппарату исследования, то речь идет прежде всего о ясности и однозначности вводимых исследователем понятий и об объяснении используемых категорий в тех случаях, когда авторское понимание отличается от принятого в психолого-педагогической науке.
Таковы важнейшие требования к методологическому уровню психолого-педагогических исследований.
Контрольные вопросы и задания
1.Почему в настоящее время роль методологии в определении перспектив развития психологии и педагогики возрастает?
2. Сформулируйте определение понятия «методология» в широком и в узком смысле этого слова.
3. Какие методологические принципы психолого-педагогического
исследования вы знаете? Перечислите и охарактеризуйте каждый из них.
4. Какую методологическую роль в исследовании проблем психологии и педагогики играют основные законы и категории диалектики?
5. Сформулируйте наиболее общие методологические требования к конкретному психолого-педагогическому исследованию.
6. Дайте определение понятиям «научный метод», «методика исследования», «исследовательская процедура».
7. Какие методологические характеристики должны быть представлены в психолого-педагогическом исследовании?
8. Какие требования предъявляются к понятийно-категориальному аппарату психолого-педагогического исследования?
Рекомендуемая литература
1.Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). — М., 1996.
2. Воробьев Г. В. Совершенствование процесса и структуры научного исследования в педагогике // Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова и др. - М., 1985.
3. Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. — М., 1996.
4. Загвязинский В. М. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.
5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. — М., 1999.
6. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара, 1994.
7. КравецА. С. Методология науки. - Воронеж, 1991.
8. Наин А.Я. Методология и методика научного исследования. - Челябинск, 1993.
9. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. - М.,
1998.
10. Розов М. А. Методологические особенности гуманитарного познания. - Новосибирск, 1986.
11. Рузавин Г. И. Логика и методология научного поиска. — М., 1986.
12. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). - М., 1986.
13. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.
И оценки его результатов
Приложения
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................. 5
Глава 1. Методологические основы психолого-
педагогического исследования....................................................... 6
1.1. Диалектика как общая методология
научного исследования......................................................... 6
1.2. Методологическая проблематика
психолого-педагогического исследования......................... 18
Глава 2. Методы психолого-педагогического исследования.......... 24
2.1. Классификация методов в психологии
и.педагогике......................................................................... 24
2.2. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования 26
2.3. Теоретические и математические
методы исследования.......................................................... 51
2.4.Сравнительно-исторические
методы психолого-педагогического исследования........... 65
Глава 3. Методика проведения психолого-педагогического
исследования и оценки его результатов........................................ 69
3.1. Методика организации и проведения психолого-педагогического исследования 69
3.2. Пути внедрения результатов исследования
в педагогическую практику................................................ 86
1<(02
УДК 159.9 ББК88.8в7
Д13
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Калашников доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Ковешникова
Давыдов В. П., Образцов П.И., Уман А.И.
Д13 Методология и методика психолого-педагогического ис-
следования: Учеб. пособие. — М: Логос, 2006. - 128 с.
I8ВN 5-98704-088-4
Рассматриваются методология, современные методы и методика проведения в вузе психолого-педагогических исследований, обосновываются пути внедрения их результатов в педагогическую практику. Особое место уделяется вопросам психолого-педагогической культуры и мастерства исследователя, его научной добросовестности и этики.
Для студентов педагогических вузов, специалистов, работающих в области подготовки научно-педагогических кадров, аспирантов. Представляет интерес для преподавателей вузов, методистов, слушателей факультетов повышения квалификации, научных работников, выполняющих научно-исследовательскую работу различного квалификационного уровня.
ББК 88.8в7
790740
18ВЫ 5-98704-088-4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
БИБЛИОТЕКА
О Давыдов В. П., Образцов П.И.,
Уман А.И., 2005
© «Университетская книга», 2005
О «Логос», 2006
ВВЕДЕНИЕ
Успешное решение задачи подготовки будущих специалистов в российских вузах непосредственно зависит от научной практики, в том числе в психологии и педагогики как важнейших областях человековедения. Интенсивное накопление новых психолого-педагогических знаний должно быть осмыслено, подчинено потребностям государства, согласовано с разными науками, в соответствии с выводами которых решается поставленная задача. Ее решение невозможно без методологической оснащенности психолого-педагогической науки, развития исследований в этой области. Улучшение методологической и методической вооруженности исследователей повышает эффективность изысканий, делает их более конкретными и целеустремленными. Кроме того, психология и педагогика накопили в последнее время много удачных, оригинальных методических приемов и средств анализа научных фактов и психолого-педагогических явлений. Достижения современной психологии и педагогики позволяет значительно расширить методологическую и методическую базу, что требует теоретического обобщения.
В практике научной работы исследователя нередко встречаются трудности методического плана. Они связаны с определением темы научной работы, объекта, предмета, цели (научной задачи), гипотезы исследования, а также его научной новизны, теоретической и практической значимости. Так как наибольшая активность в исследовательской работе, несомненно, присуща аспирантам и соискателям ученых степеней, учебное пособие имеет цель прежде всего познакомить их с видами психолого-педагогических исследований, методологическими требованиями к определению основных компонентов диссертационных работ, методикой выполнения научного труда, правилами публикаций основных результатов исследования в научных изданиях. Наряду с этим пособие адресовано широкому кругу преподавателей и специалистов, работающих в области проведения психолого-педагогических исследований по совершенствованию образовательного процесса в высшей школе.
В приложениях учебного пособия приводятся методика проведения сравнительного педагогического эксперимента и методические рекомендации по организации и проведению научно-исследовательской работы. Их творческое использование в педагогической практике также может способствовать решению обозначенной задачи.