Характеристика физического и умственного развития в младшем школьном возрасте.
В этом возрасте происходят значительные изменения во всех органах и тканях. Формируются все изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный). Окостенение скелета ещё не заканчивается, в этом причина его значительной гибкости и подвижности, что способствует занятию многими видами спорта.
С развитием костной системы связана потеря молочных зубов. Начиная с 6 – 7 лет дети теряют 20 молочных зубов.
Энергично крепнут мышцы и связки, растёт их объём, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы опережают развитие мелких. По этой причине дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями, требующими точности. Окостенение фаланг кисти рук заканчивается только к 9 – 11 годам, а запястья – к 10 – 12. С учётом этого становится понятно, почему младший школьник с трудом справляется с письменными заданиями. У него очень быстро утомляется кисть руки. Поэтому переписывание плохо выполненных заданий, как правило, не улучшает результатов.
Происходит интенсивный рост мышцы сердца, она хорошо снабжается кровью – сердце достаточно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, это является важным условием его работоспособности. После 7 лет вес головного мозга заметно увеличивается, в первую очередь это касается лобных долей мозга, что способствует формированию высших и наиболее сложных функций психической деятельности. К 8 годам мозг ребёнка составляет 90 % от мозга взрослого. Более явной становится латерализация полушарий головного мозга.
Следует отметить, что изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение становится более заметным, чем у дошкольников, – в основе этого лежит развитие самоконтроля. Вместе с тем склонность к возбуждению ещё очень велика, отсюда подвижность, непоседливость младших школьников. Балансу процессов торможения и возбуждения способствует сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых.
Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, относительно устойчивой становится сердечно-сосудистая деятельность, большее равновесие приобретают нервные процессы возбуждения и торможения. Всё это является весьма важным, поскольку учебная деятельность требует от ребёнка не только значительного умственного напряжения, но и физической выносливости.
По сравнению с дошкольным возрастом качественно меняется содержание основных познавательных процессов и их форма.
Преобладающим видом внимания в начале обучения младших школьников является непроизвольное внимание. Им бывает трудно сосредоточиться на неясном, непонятном, неосмысленном материале. В начальных классах происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми, учителем. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей.
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольности восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. Там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разности в целом, и в учебном материале в частности.
Память тоже характеризуется непроизвольностью. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Уже в 1 классе у детей вырабатывается осознание и различение мнемических задач: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п. Также в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально школьники пользуются самыми простыми способами – длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами.
Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания, большинству требуется специальное обучение, главное направление которого – формирование осмысленного запоминания. Можно отметить также, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже – словесный. В целом и произвольная, и непроизвольная память претерпевают существенные качественные изменения, и к концу начального этапа обучкния память становится более продуктивной.
В развитии мышления младших школьников выделяют две основные стадии. На первой стадии (1-2 классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Именно поэтому так важен в начальной школе принцип наглядности.
К 3 классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию, требующую от учителя демонстрации связей, существующих между отдельными элементами усваиваемых сведений. На этой ступени обучения дети овладевают родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться формально-логическое мышление.
Воображение в своем развитии проходит также две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны – это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов – это продуктивное воображение. В 1 классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу. Коммуникативная функция речи выступает на первый план. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Интенсивно развивается контекстная и объяснительная речь школьника, формируется эмоциональная культура речи. Особенностью является также формирование письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая. Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Ребенок овладевает письмом вместе с письменной речью. Усвоение письменной речи качественно изменяет и устную речь ребенка. Она влияет и на все психическое развитие школьника. Процесс овладения письменной речью постоянно связан с новообразованиями младшего школьника - произвольностью психических процессов, умением работать с символами и знаками, усвоением понятий, возникновением внутренней речи и внутреннего плана действий.