Социальная ситуация развития дошкольника
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется следующими чертами:
– у ребёнка появляется круг элементарных обязанностей;
– впервые становится возможным систематическое обучение;
– возникают взаимоотношения ребёнка со сверстниками;
– развивается самосознание, возрастает осознание собственного «Я», интерес к миру взрослых и их взаимоотношениям.
– новые формы приобретает связь ребёнка со взрослым: совместная деятельность сменяется выполнением указаний взрослого; увеличивается количество и усложняется качество требований со стороны взрослых, предъявляемых к поведению дошкольника;
В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, распад прежде их совместной деятельности, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Однако центром социальной ситуации продолжает оставаться взрослый, но уже как носитель общественной функции в системе общественных отношений (взрослый - мама, папа, врач и т.д.). По словам Д. Б. Эльконина, дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач.
За человеческими действиями ребенок открывает мир человеческих отношений. Возникает направленность на ориентацию и овладение этими отношениями. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей, усиливается тенденция быть как взрослый. В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. В сюжетно-ролевой игре ребенок получает возможность реализации этих нереализуемых в реальности тенденций быть и действовать как взрослый. Соответственно, расширяется круг общения и значимым становится круг сверстников как партнеров по игре. В дальнейшем из игры вырастают творческие продуктивные виды деятельности — рисование, конструирование, восприятие сказки, направленные на моделирование различных сторон действительности. Возникают и развиваются новые формы общения — внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностьюдошкольного возраста, определяя позицию ребенка и его восприятие мира, характер общения и отношений со взрослыми и сверстниками, формирование
В процессе ролевой игры ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности, в том, что любое предметное действие включено в человеческие отношения, так или иначе направлено на других людей и оценивается ими как значимое или незначимое. Ребенок обнаруживает при этом, что сами отношения имеют иерархическую систему соподчинения, управления и исполнения.
Влияние игры на развитие психики ребенка:
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Формируются новые по содержанию социальные мотивы, в частности стремление к общественно значимой и оцениваемой деятельности; формируются обобщенные сознательные намерения; возникает соподчинение, иерархия мотивов.
3) Развивается произвольность поведения. Ребёнок учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".
4) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, возникают предпосылки развития произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики. Идёт переход от мышления в действиях (через этап размышления о предмете заместителе) к мышлению в плане представлений, к собственно умственному действию.
5) Закладываются основы рефлексивного мышления — способности анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
6) Формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо) , эмоциональная саморегуляция поведения.
7) Развивается речь: игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания.
8) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, учебная деятельность).