Особенности психосоциального и личностного развития

Восприятие ребенка аффективно окрашено. У ребенка эмоциональная реакция только на то, что он непосредственно воспринимает. Желания неустойчивы и быстро преходящи, не контролируются и не сдерживаются. Для детей раннего возраста характерны запаздывающие эмоциональные реакции на ситуацию, неумение понимать эмоциональные состояния других. Когда дети видят, что другим плохо, они часто приходят в замешательство, они не знают, как им реагировать на это.

В течение второго года жизни начинают проявляться социальные эмоции: гордость, стыд, смущение, вина и сочувствие, - по мере того, как начавший ходить ребенок достигает большего понимания себя и других.

Во многих исследованиях отмечается, что у детей между 18 и 24 месяцами начинают формироваться эмпатия и сотрудничество. Кроме того, в 1,5 - 2 года они начинают сопереживать чужому горю. В 2-3 года появляются социальные формы гнева – ревность и зависть. В это же время дети могут изображать эмоции, подбирают мимические средства для выражения радости, гнева, отвращения, огорчения, удивления, стыда.

Дети 3-х лет уже способны гордиться своими достижениями. Они стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому. Возникает обида, когда успех игнорируется или не признается взрослыми, а также стремление к преувеличении успеха. В то же время незаслуженная похвала вызывает у детей 2-3 лет смущение, неловкость.

В период активного усвоения ребенком социального опыта у детей появляется застенчивость. Детская застенчивость – преходящее явление, она исчезает, когда накапливается опыт контактов.

Общение постепенно становится внеситуативно-познавательным.

Установлено, что именно в общении взрослых и детей раннего и дошкольного возраста формируется целостный «Образ Я», в котором немаловажное значение имеет физическая сторона («Я физическое»). В частности, в одном из современных исследований предложена модель развития самооценки дошкольника, в которой выделяются компоненты «Я-системы»:

-«физическое Я»;

-«когнитивное Я»;

- «социальное Я»;

-самооценка.

Предполагается, что «физическое Я» формируется на границе раннего и дошкольного возраста, а самооценка складывается только к концу дошкольного возраста. У детей раннего возраста «Я физическое» - это результат оценок взрослых.

Зарождается самосознание: появляется первичная самооценка, личные действия. Предпочтение правой или левой руки развивается постепенно, а не появляется в готовом виде. Новорожденные стремятся поворачивать голову и глаза направо. Около двух лет дети используют в равной мере как левую, так и правую руку, вне зависимости от расположения предмета. К двум годам большинство детей предпочитают правую руку. Но между 2,5 и 3,5 они опять начинают использовать обе руки в одинаковой мере. К 4 годам большинство детей отдают предпочтение правой руке. Таким образом, выбор руки устанавливается между 4 и 6 годами.

Двухлетние дети имеют некоторые представления о себе. К 1,5 – 2 годам у ребенка появляется осознание принадлежности к определенному полу. Но он не может обосновать эту принадлежность, не связывает ее с биологическими признаками.

Их речь полна утверждений обладания, все чаще использует личные местоимения «Я», «Мое».

Такое поведение свидетельствует не о детском эгоизме, а об успехах когнитивного развития: у детей возникает понимание себя и другого как отдельных существ. Более социализированные дети обладают более развитой Я-концепцией.

У детей этого возраста самооценка формируется под влиянием как оценок взрослых, так и сверстников, получаемых в процессе игры с ними.

Формирование личности ребенка испытывает влияние и генетического фактора, в частности темперамента.

Таким образом, в содержание образа Я детей раннего возраста входит узнавание себя на фотографии, чувство собственности, эмпатия, отношение к себе (хороший – плохой), отождествление себя с мужским или женским полом.

Развитие детского самосознания до 3 лет связано с выделением желаний, с осознанием ребенком цели своего действия, поступка, с отнесением желаний к самому себе. Наличие представляемой цели, желания означает, что поведение ребенка осуществляется под влиянием мотива.

Для ребенка важно подтвердить факт своего присутствия в окружающем его мире (ребенок старается находиться там, где взрослый, выставляет свои игрушки на видном месте). Нахождение своего места (в том числе и в пространстве психологических отношений) очень важно для личностного развития ребенка.

Детям этого возраста характерно отсутствие соподчинения мотивов. Выбор желаемых предметов еще затруднен в связи с тем, что все желания обладают одинаковой силой.

Жизненно важные потребности и капризы часто имеют для ребенка одинаковую значимость. Побуждения сменяются во времени, не подчиняясь сознательно-волевому контролю.

Особенностью мотивов детей 2-3 лет является эмоциональная насыщенность их желаний, каждое из которых сродни аффекту. Эмоции непосредственно переходят в действия. Поэтому поведение ребенка раннего возраста характеризуется импульсивностью (чрезмерной зависимостью от потребности) и ситуативностью (чрезмерной зависимостью от случайныхной зависимотью отпотребности) и ситуативностью (ение ребенка раннего возраста аффекту. модейсвтия.уг от друга и эмоцио внешних обстоятельств). То и другое связано с ближайшей действительностью, с сиюминутностью. Поведение определяется конкретной ситуацией.

К особенностям побуждений детей этого возраста относится и быстрая «истощаемость», «забываемость» потребности при ее небольшой актуальности, а в случае значительной актуальности – установка на быструю, иногда немедленную, реализацию побуждения. Если побуждение не удовлетворено, то возникает аффективная реакция – своеобразная форма «разрядки» эмоционального возбуждения.

В 3 года ребенок уже делает выбор между двумя отрицательными альтернативами (из двух зло выбирает меньшее). Однако, несмотря на это, дети 2-3 лет - рабы своих желаний.

В период раннего детства продолжается развитие механизмов произвольного управления своим поведением. Однако до 2 лет дети не могут воспроизвести знакомое им действие без реального предмета действия. Поэтому существенным шагом в развитии произвольности является формирование способности представлять отсутствующие предметы, благодаря чему поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой. Вследствие этого заданные ребенку цели действия удерживаются более длительное время.

Побуждение и торможение действий в этом возрасте в основном регулируются все-таки реальными внешними стимулами.

Ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-то, чем приказу делать что-то другое. Дело в том, что для ребенка второго года слово раньше приобретает пусковое, чем тормозящее значение, ему значительно легче по словесному указанию начать какое-либо действие, чем прекратить уже начатое. Поэтому слово «нельзя» не может затормозить действие, связанное с его желанием. Отсюда взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме.

В этот период у ребенка наблюдается неуступчивость, упрямство. Если он чего-то хочет, то немедленно, «здесь и теперь». Он настаивает, чтобы все было так, как всегда.

В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. Содержание этой совместной деятельности ребенка и взрослого – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром. Совместная деятельность опосредуется предметом, которым полностью поглощен ребенок. Несмотря на то, что в этом возрасте ребенок приобретает некоторую самостоятельность, диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый. Это этап психологического отделения от матери.

Наши рекомендации