Когнитивное развитие в младенческом возрасте
Сенсорика развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя обе сферы связаны между собой. Физическое и моторное развитие в течение первых 2-х лет – это комплексный, динамический процесс (См Приложение 2, табл.3.).
Для нормального развития детей нужно, чтобы ближайшее окружение удовлетворяло все их основные потребности. Каждая развивающаяся система способствует развитию других. Развитие мозга тоже зависит от информации, которую ребенок получает в результате своей сенсомоторной, ориентировочно-исследовательской деятельности.
Общие проявления развития ощущений в детском возрасте:
1. Повышение абсолютной и диффернциальной чувствительности.
2. Образование межанализаторных связей (интерсенсорное взаимодействие).
3. Формирование сенсомоторных ассоциаций.
4. Вербальное обозначение ощущений и отражаемых ими качеств.
В течение первых 4-6 месяцев зрительные способности младенцев быстро развиваются. Совершенствуется зрительное сосредоточение в сторону выделения формы, контура и т.д., развивается восприятие глубины. Появляется потребность в новых впечатлениях. В первые два месяца дети предпочтение отдают черно-белым изображениям, вероятно, из-за большей контрастности.
Координация зрения и действия руки стремительно нарастает после 5-го месяца, в это время появляется зрительно-направляемое доставание.
Развитие процессов восприятия идет параллельно с освоением предметных действий. Ребенок 2-4 месяцев, манипулируя каким-либо предметом, пытается зафиксировать на нем свой взгляд. Поэтому долгое время считалось, что «рука учит глаз» и что именно это является началом процесса восприятия. Но исследования последних десятилетий выявили, что у ребенка присутствуют врожденные перцептивные способности. Они могут определять местоположение в пространстве сигналов разной модальности, расположенных перед ними. Гораздо точнее, чем справа или слева, воспринимать удаленность предметов и их изменения, а также форму предметов.
Двухмесячные дети могут следить за движущимся предметом, который исчезает за одним краем ширмы, переводя затем взгляд на другой ее край, чтобы посмотреть, не появится ли он вновь, и если этого не происходит, очень удивляются. При этом их взгляд следует очень точно и синхронно за скрывшимся предметом. Дети старше 5 месяцев более наблюдательны и проявляют беспокойство, если из-за ширмы появляется другой предмет или тот же, но быстрее или медленнее, чем они ожидали. Ученые сегодня полагают, что не рука учит зрение, а наоборот, зрение учит руку.
Дифференциация ощущений разной модальности начинается в 4,5 месяцев и окончательно завершается в 6 месяцев.
На протяжении первого года жизни память ребенка пластична, но беспорядочна и непроизвольна. Раньше всего, уже на первом месяце, возникает память на движение. С середины первого года развитие моторной памяти усиливается, что связано с формированием хватания и подготовкой к освоению предметных действий.
4-х месячные младенцы предпочитают смотреть на новые предметы, а это означает, что они хорошо помнят уже виденное. Исследования показали, что уже 2-х месячные дети хранят в памяти зрительные впечатления, 5-ти месячные узнают однократно показанное орнаментное изображение через двое суток, а фотографии человеческих лиц – спустя 2 недели.
Возникают первые формы подражания.
К концу 1 года жизни у ребенка появляется новая важная особенность в манипулировании с предметами: дети не только повторяют движения, показываемые родителями, но и пытаются видоизменить их. В это же время они начинают замечать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий и пытаются, повторяя действия, снова их воспроизвести.
Развитие манипулирования состоит в переходе направленности от предмета к направленности на результат действия и в дальнейшем на усложнение достигаемых результатов, не прямо, а косвенно связанных с действием.
По мере овладения новыми видами движений и их совершенствования происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов и окружающего пространства.
К концу первого года жизни дети начинают обнаруживать первые признаки мышления. Замечать простейшие связи и отношения между предметами и их свойствами, и использовать эти связи для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб, следовательно, у них начинает проявляться наглядно-действенное мышление(См Приложение 2, табл.4).
На протяжении первого года жизни младенцы усваивают невербальные аспекты коммуникации в процессе общения со своими родителями. Они подают знаки, используют жесты, обращают внимание на выражение лица.
Большинство детей начинают произносить первые слова в конце первого года жизни. Поначалу их активный словарь пополняется лишь немногими отдельными словами. Некоторые психолингвисты полагают, что, не смотря на ограничения в порождении речи, дети способны понимать целые предложения, и их ранние выказывания фактически являются холофразами, т.е. одиночными словами, предназначенными для выражения целого комплекса идей (См Приложение 2, табл.5.).
Психосоциальное развитие
Дети проходят несколько фаз эмоционального и социального роста, в результате чего устанавливаются первые прочные отношения. Эмоции новорожденных ограничиваются дистрессом и ненапряженным интересом, но уже вскоре ребенок начинает проявлять целый спектр эмоций, таких как печаль, гнев, отвращение и удовольствие. Они вызываются и наделяются значением в процессе взаимоотношений младенца с окружающими его людьми. Появляются эмоциональные состояния как реакция на новое (См Приложение 2, табл.6).
Первые впечатления детства – это фиксированные эмоции. Они запечатливаются как первый жизненный опыт. Это или опыт радости, или опыт психической депривации – опыт страха, отверженности. Этот опыт и есть первичные установки, которые являются основой характера, личности.
Между 2 и 4 месяцами дети начинают проявлять теплоту к тем, кто о них заботится. Между 3 и 8 месяцами они способны выразить полную гамму эмоциональных состояний от любопытства, удовольствия до гнева и тревожности – при физическом дискомфорте. Между 7 и 11 месяцами появляется «страх расставания» - грусть или острый испуг при исчезновении мамы.
К. Изард утверждал, что дети от рождения способны испытывать интенсивные эмоции. Но вначале их эмоции ограничены дистрессом, отвращением и интересом. Но по мере развития появляются новые эмоции. К Изард был уверен, что эмоции запрограммированы наподобие биологическим часам: социальная улыбка (радость) появляется около 4 –х недель, злость, удивление и печаль – в 3-4 месяца, страх – в 5-7 месяцев, стыд, застенчивость – 6-8 месяцев, а презрение на втором году. Некоторые авторы, в частности Дж. Кампос, не согласны с выводами К.Изарда. Они считают, что все фундаментальные эмоции присутствуют уже с рождения, но не являются очевидными для взрослого наблюдателя, так что первое переживание эмоции не совпадает с первым выражением этой эмоции.
К Изард и его коллеги в результате исследований пришли к заключению, что детским эмоциям свойственны продолжительность или стабильность. Тот объем печали при кратковременном расставании с матерью, который переживает ребенок, предполагает такой же объем печали, который испытывает этот же ребенок через 6 месяцев.
Сознание психической общности с матерью, взрослым, предшествует выделению собственного «Я». На первых порах младенцы не могут провести грань между собой и окружающим их миром. Однако постепенно они начинают понимать, что они являются отдельными и единственными в своем роде существам. Образ телесного «Я» является базой для развития личности. В телесных играх с ребенком мать помогает ему ощутить и эмоционально прочувствовать отдельные части его тела в контакте с ее руками. С 3 до 8 месяцев младенцы активно познают свое тело. Сначала они открывают для себя собственные руки и ноги и некоторые из движений, которые ими можно производить. Затем начинают воздействовать на окружающий их мир и наблюдать, к чему это приводит.
В 7-8 месяцев младенцы начинают проявлять настороженность по отношению к незнакомым людям. Они также научаются откладывать осуществление своих действий, пусть на короткое время. Это позволяет им строить схемы «Я – другие». Младенцы теперь более преднамеренно ставят свои «опыты» и изучают свои реакции и их последствия. Кроме того, наблюдая за поведением окружающих, дети узнают, как им следует себя вести.
Многие из эмоционально окрашенных представлений о себе «Я – любимый», «Я –желанный» появляется очень рано, еще на невербальном уровне. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами Я-концепции человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализировать.
Важное значение для формирования личности имеет домашний уклад семьи, ритмы ее жизни, позиции, которые занимают каждый ее член. Дом должен олицетворять надежность, безопасность, предсказуемость для ребенка.
Во всем мире дети демонстрируют одинаковые реакции на свое социальное окружение; они постепенно устанавливают отношения привязанности с теми, кто первым начинает о них заботиться.