Неврозы и дидактогенные заболевания
В.Н.Мясищев определяет невроз как болезнь личности, и в первую очередь болезнь развитой личности.
Невроз – это болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей его действительностью, конфликта, разрушающего его социальные связи, изолирующего его.
Невроз определяется и как приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения.
Невроз является следствием неудач, фрустрации и межличностных конфликтов и в то же время нередко служит их причиной.
Особенности невроза:
-у невроза есть начало, течение как у любой болезни;
-невроз обратим;
-чаще возникает в зрелые годы;
-имеет отчетливый психогенный характер (кратковременная, или хроническая психотравма);
- видны физиологические изменения.
Существует много классификаций неврозов, но самая распространенная выделяет следующие виды неврозов:
- неврастения;
-невроз страха;
-невроз навязчивых состояний;
- истерический невроз.
При неврастении преобладает повышенная психическая утомляемость (астения), отвлекаемость и трудность концентрации внимания, раздражительная слабость (т.е. недержание эмоций и их быстрое истощение), общая вялость, невыносливость.
Невроз страхов характеризуется большим количеством страхов, высоким уровнем тревожности и неуверенности в себе.
При неврозе навязчивых состояний существуют идущие помимо желания навязчивые страхи, мысли и действия, мнительность, колебания в принятии решения.
Истерический невроз характеризуется расстройствами настроения, капризностью, эгоизмом, фиксацией внимания на своих болезнях.
Общее для всех видов неврозов:
-состояние беспокойства, расстройства вегетативной регуляции, излишняя подвижность, тики, заикание, энурез и т.д.
Свойственная страдающему неврозом подчеркнутая эмоциональность может привести к «бегству в болезнь», заменяющему разрешение конфликта. Уход в болезнь удобен в том смысле, что избавляет человека от необходимости принимать решения, переключая внимание на заботу о своем здоровье и снижая тем самым на время актуальность травмирующей ситуации. Человек не отдает себе отчета в том, что после выздоровления он вновь окажется перед необходимостью включиться в тягостную ситуацию и справиться с ней. Неудивительно поэтому, что больные неврозом могут подсознательно препятствовать собственному выздоровлению.
Причины возникновения неврозов можно назвать следующие:
-хроническая психотравмирующая семейная ситуация;
-дефекты воспитания;
- школьные конфликты;
-острая психическая травма;
- бытовое пьянство и алкоголизм родителей.
Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, нежелания посещать школу. Такое устойчивое переживание неблагополучия может иметь разную форму и интенсивность: школьный невроз, школьная фобия, дидактогенный невроз, дидактогении, школьная тревожность.
О школьном неврозе говорят тогда, когда боязнь школы, тревога существует на неосознанном уровне, проявляясь в виде соматических симптомов (рвота, головные боли, повышение температуры) перед посещением школы. Школьный невроз является главной причиной отставаний в учебе. В тяжелых случаях он может развиться в заболевание, которое будет требовать длительное лечение. Причины школьного невроза делятся на внутришкольные и внешкольные.
Страх перед школой становится причиной тревожных аномалий.
При школьной фобии происходит фиксация разных форм страха, вызванных посещением школы, речь идет именно о непреодолимом страхе, предневротических формах страха.
Дидатогеный невроз указывает, что страх ребенка вызван непосредственно системой обучения (несправедливым нетактичным поведением учителя, чрезмерной строгостью, запугиванием, унижением).
Школьная тревожность это сравнительно легкая форма проявления эмоционального неблагополучия.
Педагогическая запущенность
Социально - педагогическая запущенность представляет собой неудачный термин, здесь правильнее говорить о социальной запущенности, имеется в виду отставание детей в развитии, обусловленное неблагоприятными семейными условиями и условиями среды. В первую очередь речь идет о детях, ненужных своим родителям.
Условно данные типы родителей можно подразделить на две подгруппы. В первую подгруппу будут входить те родители, которые ждали рождение ребенка, но впоследствии он оказался обузой для них, а также те родители, которым ребенок нужен, он ими любим, но никто не занимается его воспитанием, ребенка одаривают дорогими подарками, а как с ними играть ребенку не объясняют.
Во вторую подгруппу входят родители, которым ребенок не нужен был с самого начала.
Часто о педагогически запущенных детях говорят, когда поведение этих детей значительно выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей.
Для всех детей с социальной запущенностью характерно:
- задержка моторного развития;
-недоразвитие речи (с ребенком мало разговаривают, не слушают его, а со сверстниками не разрешают играть);
-плохо развито логическое причинно-следственное мышление. Эти дети получают готовые сведения.
-неготовность к школьному обучению;
-несформированность интересов;
-неумение слушать, не понимают обращенной к ним речи;
-низкая усидчивость;
-несформированность произвольного внимания;
-несформированностьобщеучебных, обще трудовых навыков (умения принять, выслушать задание, умение анализировать, умение работать по готовому плану, умение самостоятельно планировать свою работу);
-не сформированы некоторые интеллектуальные операции (анализ, отсутствие навыка сравнения, абстрагирования);
-отсутствие слов в словаре для названия вида, рода, слов с флексиями, слов с оттеночными значениями, стилистической окраски;
-личностные особенности детей (отсутствие самостоятельности, неумение подобрать собственный пример, неумение использовать свой личный опыт).
Педагогическая запущенность может фигурировать в различных формах, имея разные причины и следствия. Так, например, Одной из форм может быть несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Причиной может выступать индивидуальные особенности интеллектуального развития, а следствием – плохая успеваемость.
Еще одной формой может быть несформированность мотивации учения, направленность на другие, нешкольные виды деятельности. Причинами -инфантилизм воспитания, гиперопека, неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию, следствием - плохая успеваемость и поведение на фоне высокого уровня познавательных способностей. Третьей формой является неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причинами чаще всего бывают особенности семейного воспитания, а следствием – неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослого, нарушения общения, слабая успеваемость.
В настоящее время наблюдаются большие расхождения при выборе терминов и понятий для обозначения семей с дисгармонией межличностных взаимоотношений, а также при раскрытии содержания этих понятий.
Так, на пример, выделяют «проблемные», «перспективные» и «стабильные» семьи (И.А. Липский), «конфликтные», «аморальные», «педагогически не состоятельные» и «асоциальные» (Г.В. Силласте), а также «криминогенные», «социально дезадаптированные», «»злоупотребляющие спиртным», «семьи безработных», «лишенных родительских прав» (Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга).
Л.И.Смагина предлагает классификацию семей, основанную на характеристике положения детей, данная классификация выстроена иерархично:
-семья «группы риска». К факторам риска относится многодетность, отсутствие одного родителя, малообеспечанность, потеря работы и пр. Для такой семьи особенно значима материальная поддержка;
-проблемная семья. Эта семья характеризуется эмоциональной отчужденностью членов семьи, отношения приобретают напряженный характер;
-неблагополучная семья. В подобной семье присутствует постоянное физическое и психическое давление на ребенка, вплоть до физического насилия. Пребывание в такой семье негативно отражается на поведении и развитии ребенка;
-асоциальная семья. Для этого типа семьи характерно противоправное поведение взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма. Нахождение в такой обстановке несет прямую угрозу жизни и здоровью ребенка.
Достаточно частой причиной распада семей является социальная депрессия из-за невозможности реализовать себя в изменившихся условиях. Современная семья нуждается в поддержке.