Депривация. Задержка психического развития

Депривация – это утрата, лишение или приближающая к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то необходимого, желанного.

Довольно часто под депривацией имеют в виду состояние недостаточного удовлетворения какой-либо важной психологической потребности. В.М. Сорокин (2003) отмечает, что депривационные феномены – многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.

Научные исследования депривации начались в середине 40-х годов двадцатого столения.

Выделяют три основных варианта психической депривации:

-эмоциональная (аффективная);

-социальная;

- сенсорная.

В последнее время также часто говорят о материнской или отцовской депривации (если кто-то из родителей отделен от ребенка или мало присутствует в доме). Акт перенесенной в детстве депривации имеет долговременные последствия и может сказаться на способности любить и строить собственную семью. Иногда он приводит к переживанию глобального недоверия к миру, нарушению волевого поведения, принятию позиции жертвы (весь мир теперь обязан компенсировать эмоциональный урон вследствие травматических переживаний) отсутствию инициатив и преобладанию подражательного поведения, иногда – к сверхкомпенсации в разных областях жизни. По наблюдениям воспитателей, выпускники детского дома способны создать свою семью, только если кто-то из родственников берет на себя роль лидера, а большинство их внутрисемейных проблем вызвано тем, что дети не имеют опыта в том, чтобы делать что-то для других.

По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.

У депривации условный и относительный характер. Но есть депривации с абсолютным характером (так называемые «дети Маугли»).

Случаи крайней социальной изоляции могут привести к искажению и задержке психического развития детей более или менее старшего возраста.

От социальной изоляции отграничивают сепарацию – всякое прекращение специфической связи между ребенком и его социальной средой. Сепарация может быть внезапной и постепенной, полной или частичной, короткой или длительной. Если сепарация длится долго, она переходит в социальную изоляцию.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушения психического развития, которое характеризуется отставанием темпа развития и изменением отдельных сторон психики. Задержку психического развития следует отличать от олигофрении, при которой наблюдается общепсихическое отставание в развитии.

Причинами задержки психического развития могут выступать следующие факторы:

- нарушения внутриутробного развития (внутриутробные инфекции, которые не отразились на здоровье матери; преждевременные роды, отслойка плаценты, невропатия матери, анемия, течение самих родов, резус-конфликт и др.);

-ранняя инфекция ребенка (менингит, энцефалит).

Явления задержек психического развития в первые годы жизни вследствие дефицита общения со взрослыми было описано А.Фрейд и Ш. Бюлер и названо госпитализмом. Это явление выступает как следствие эмоциональной депривации. Проявления госпитализмамогут отмечаются также в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, холодных матерей, не уделяющих детям необходимого внимания.

При ЗПР имеет место лишь нарушение темпа созревания той или иной системы. По-видимому, наибольшую роль при ЗПР играет замедленный темп созревания лобной области и ее связей с другими областями коры и подкорковыми образованиями. Поэтому детям характерно снижение критики, недоучет школьной ситуации, отсутствие выраженного отношения к оценке, незрелость моторики и др. Но одним из определяющих симптомов у детей с ЗПР является недоразвитие эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма.

Выделяют следующие виды задержка психического развития:

- конституциональные (инфантилизм);

-соматические (частые заболевания в раннем детстве);

- психогенные (нарушенное семейное воспитание);

-церебрально-органические (нарушения эмоционально-волевой и познавательной деятельности).

Характерные особенности для всех видов задержки психического развития:

- низкая работоспособность, быстрая утомляемость;

-незрелость эмоций и волевой сферы;

-ограниченный запас общих сведений и представлений;

-обедненный словарь;

-неполноценность игровой деятельности;

-неустойчивость и недостаточная концентрация внимания;

-замедленное восприятие;

-нарушение мышления и снижение всех видов памяти;

- затруднения в организации собственной целенаправленной деятельности;

-наивность, несамостоятельность, непосредственность, частые конфликты со сверстниками.

Все это приводит к стабильной неуспеваемости, что травмирует психику и вызывает негативное отношение к учебе.

Полная обратимость симптомов ЗПР наступает лишь в случаях, когда проводится коррекционно-воспитательная и лечебная работа.

Психофизический инфантилизм

Психофизический инфантилизм - это такая психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и поведение ребенка не соответствует возрастным требованиям.

Предпосылки к психическому инфантилизму создаются конституционно-генетическими, эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими вредностями в период беременности, асфиксией в родах, тяжелыми инфекционными болезнями в первые месяцы жизни. Выделяют несколько вариантов инфантилизма.

Первый вариант – истинный, или простой (по В.В.Ковалеву) – базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношении со взрослыми, задерживается созревание способности верно оценивать ситуации, способность предвидеть развитие событий. Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1-2 года. Такие дети неизменно и безмятежно веселы, шаловливы. Их детскость подкупает взрослых и как-то сама собой подводит к воспитанию по эгоцентрическому типу, к любованию непосредственностью. Инфантильные дети не хотят взрослеть. Инфантильные дети добры, но они не понимают, когда можно пошалить, а когда – нельзя.

Общения со сверстниками не получается, т.к. они выглядят явно младше своих ровесников. Они крайне несамостоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков и усилий, делалось и делается за них.

Больше всего у инфантильных детей страдает воля. Задержка развития лобных долей головного мозга с их функцией долговременного целеобразования и планирования предопределяет и тенденцию к задержке формирования воли.

Таким образом, в возникновении психического инфантилизма зримо прослеживается взаимосвязь биологических и микросоциальных причин.

Второй вариант психического инфантилизма – общая психофизическая незрелость по инфантильному типу (гармонический инфантилизм по Г.Е.Сухаревой). Предпосылки и причины его те же, что при первом варианте. Однако незрелость во втором варианте касается не только психического, но и физического развития. Ребенок не только ведет себя как более младший по возрасту, но и выглядит младше. Тревожное воспитание родителями закрепляет его инфантилизм. При правильном воспитании у ребенка дозревают высшие психические функции (к 6-8 годам), он приобретает качества мужественности и отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью.

При третьем варианте психического инфантилизма ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая его от жизни, родители искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания. Инфантилизм в таком случае культивируют изнеживанием и гиперопекой, от сверстников и жизни ребенка отгораживают. За ребенка думают и все за него делают родители, они же убирают препятствия с его жизненного пути.

Основным условием в преодолении психического инфантилизма является правильное воспитание. Усилия направляются, прежде всего, на социализацию ребенка. Подчеркнуто, настойчиво оттеняются понятия «надо», «можно», «нельзя», «хорошо» и «плохо». Ребенку настойчиво разъясняются последствия его ошибок, шалостей. Такого ребенка постоянно побуждают преодолевать посильные трудности.

Главное в инфантилизме - это бегство от выбора и возложение ответственности за принятие решения на другого, это социальная роль «вечного ребенка». Социально инфантильный человек – это не обязательно человек социально не приспособленный.

Наши рекомендации