Основные подходы к периодизации психического развития

Периодизация психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой возрастной психологии. Д.Б.Эльконин писал, что ее разработка имеет важное теоретическое значение, т.к. через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений.

Л..С.Выготский различал три группы периодизаций, предложенных как зарубежными, так и отечественными психологами в начале и первой половине 20 века.

К первой группе были отнесены попытки периодизации детства на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.

К данной группе относится теория Г.С. Холла. Исследуя психическое развитие ребенка, Г.С. Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон. В своей теории рекапитуляции Г.С. Холл утверждал, что последовательность и содержание этапов развития заданы генетически, и поэтому невозможно ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.

Ученик Г.С. Холла Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Он выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей:

1. От рождения и до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличи и манипулировать с ведерком и совочком.

2. От 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, стремление делать многие вещи тайком.

3. От 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться.

4. От 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана с интересом к погоде, явлениям природы, а также кс любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность.

5. От 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. Дети начинают осознавать роль денег. Кроме того, у них возникает стремление меняться различными предметами.

Вторую группу составляют концепции, пытающиеся в качестве условного критерия выделить один из признаков детского развития (не внешнего, а внутреннего). Сюда относится периодизация детского развития П.П.Блонского на основе дентиции, т.е. появления и смены зубов. Детство делится на три эпохи:

-беззубое детство (от 8 мес. до 2-2,5 лет);

-детство молочных зубов (до 6,5 лет);

-детство постоянных зубов, которое заканчивается с появлением зубов «мудрости».

З.Фрейд создал свою периодизацию на основе либидозной энергии, которая связана с инстинктом жизни, служит основой развития личности. Фрейд полагает, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом его удовлетворения.

Третья группа периодизации детского развития связана со стремлением перейти к выделению существенных особенностей самого детского развития. Это периодизации Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина.

В основу своей периодизации Л.С.Выготский положил два критерия: динамический и содержательный. С точки зрения динамики развития он разделил детство на критические и литические периоды, и дал качественную характеристику кризисов. На этих основаниях он выстроил следующую периодизацию:

- кризис новорожденности;

-младенчество (2 мес. – 1 год);

-кризис одного года;

-раннее детство (1-3 года);

-кризис 3 лет;

-дошкольный возраст (3-7 лет);

- кризис 7 лет;

-школьный возраст (7-13 лет);

-кризис 13 лет;

- пубертатный возраст (14-17 лет);

-кризис 17 лет.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Стабильные периоды насыщены эволюционными, медленными изменениями, которые идут «подземным путем» и накапливаются к концу периода. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических.

К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью - социальная ситуация развития. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений. Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

Л.С.Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С.Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими людьми – типичная картина кризиса. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. Всякий ребенок в период кризиса снижает темп развития по сравнению с предыдущим стабильным периодом.

В ходе кризисов на первый план выступают негативные изменения (свертывание, распад, разложение) того, что возникло на предшествующей стадии, но по окончании кризиса становится отчетливыми новообразования (например, подросток во время кризиса демонстрирует обеднение словарного запаса и снижение темпа умственного развития, а после выхода из кризиса уже обладает формальным мышлением, чего не было ранее).

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второго почти не меняется.

Наши рекомендации