Технология»; 1-030201 «Физическая культура»
Технология»; 1-030201 «Физическая культура»
В двух частях
Часть 2
Возрастая психология
Новополоцк
ПГУ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ. .
МОДУЛЬ 0. Введение в возрастную психологию..
МОДУЛЬ 1. Закономерности психического и личностного
развития человека
МОДУЛЬ 2. Психическое развитие ребёнка до школы
МОДУЛЬ 3. Психическое развитие в период школьного обучения
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА..
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данный учебно-методический комплекс (УМК) предназначен для изучения курса «Психология» студентами 2 курса спортивно-педагогичеcкого факультета специальностей 1-020602 «Технология».
Одной из основных целей курса «Возрастная психология» является формирование у студентов, будущих педагогов, системы представлений о развитии личности человека на протяжении всей его жизни. Психологические знания помогут молодым специалистам лучше узнать детей, с которыми им предстоит работать, верно разобраться в их возрастных и индивидуальных особенностях, а также эффективно воздействовать на психическое развитие каждого отдельного ребенка и группы в целом.
Материал лекционного курса представлен в достаточно полном изложении и соответствует образовательному стандарту для соответствующей специальности, типовой учебной программе по психологии по специальностям профиля «Педагогика» для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24 сентября 2008 года, регистрационный № ТД –А 014/ тип (сост. Ю.А. Коломейцев и др.).
Для того, чтобы сформировать необходимые умения и навыки самостоятельной работы, студентам предоставляется возможность для самостоятельного информационного поиска. С данной целью в пособии приводится список рефератов, которые можно подготовить к практическому занятию и список рекомендуемой литературы.
Знания по определённым темам можно проверить и закрепить при помощи проверочных тестов, которые помогают упрочению знаний, полученных в результате изучения модуля.
В планах практических занятий приводятся вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, стимулирующие их к самостоятельному поиску.
В соответствии с принципом интегральной модульности учебный курс дисциплины разделяется на четыре модуля. Каждый модуль практического занятия сопровождается обобщающими блок-схемами, которые предназначены помочь в освоении понятийного аппарата психологии.
Учебно-методический комплекс по психологии рекомендуется для студентов специальностей 1-02 06 02 «Технология».
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ
Усвоение основных положений данной дисциплины способствует изучению «Педагогики», «Социологии», что свидетельствует о междисциплинарном подходе и связях с другими дисциплинами.
Цели преподавания дисциплины:
– дать представление об общих основах психологии личности, о закономерностях и механизмах функционирования личности в социальном пространстве и развитии личности в процессе онтогенеза;
– повысить уровень профессиональной компетентности, психосоциальной адаптивности и психологической культуры студентов;
– сообщить студентам знания о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека (образовательная цель);
– формировать у студентов навыки самоанализа, психологического понимания поведения других людей, стимулировать процессы самоактуализации и самореализации (воспитательная цель);
– привить студентам умения адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира (развивающая цель).
Задачи курса психологии
После изучения данного курса студенты должны:
– овладеть понятийным аппаратом возрастной психологии;
– научиться формулировать и высказывать собственные мысли, используя при этом терминологический аппарат возрастной психологии;
– сформировать необходимые умения и навыки самостоятельной работы.
Методы (технологии) обучения:при изучении дисциплины применяются следующие эффективные методики и технологии:
- технология учебно-исследовательской деятельности;
- коммуникативные технологии (дискуссия, деловые игры);
- информационные технологии в форме презентаций.
В процессе изучения дисциплины «Психология» у студентов должно обеспечиваться формированиеследующих группкомпетенций:
1) академические компетенции:
– владеть понятийным аппаратом возрастной психологии;
– знать методологию и методы возрастной психологии;
– знать специфику познавательного, личностного и психосоциального развития в каждый из возрастных периодов развития человека;
– знать закономерности личностного, познавательного и психосоциального развития человека;
– знать новообразования возраста.
2) социально-личностные компетенции:
– уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
– уметь работать самостоятельно;
– владеть междисциплинарным подходом для освоения и применения новых знаний;
– иметь навыки, связанные с управлением информацией;
– иметь лингвистические навыки;
– обладать способностью к межличностным коммуникациям.
3) профессиональные компетенции:
– понимать значение знания курса возрастной психологии для работы в системе «человек-человек»;
– уметь использовать справочную, научную и научно-популярную литературу по психологии;
– использовать знания по возрастной психологии для личностного и профессионального роста.
В результате изучения дисциплины:
Студент должен знать:
- методологию и методы возрастной психологии;
- содержание основных понятий возрастной психологии;
- специфику процесса развития на каждом возрастном этапе.
Студент должен уметь:
- применять знания по курсу возрастной психологии для учёта индивидуальных и возрастных различий в процессе профессиональной деятельности;
- использовать знания по психологии для собственного личностного и профессионального роста.
Для мониторинга качества изучения дисциплины и компетентности студентов используются следующие методы и средства диагностики:
- устный опрос во время занятий;
- рефераты по отдельным разделам дисциплины;
- коллоквиумы;
- критериально-ориентированные тесты по отдельным разделам дисциплины;
- экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Наименование разделов, тем лекций и их содержание | Кол-во часов |
Модуль 0. Введение в возрастную психологию | |
1. Введение в возрастную психологию.Предмет, задачи, значение, проблемы возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе психологических наук. Взаимосвязь с другими науками. Характеристика методов исследования возрастной психологии. Основные понятия возрастной психологии. | |
Модуль 1. Закономерности психического и личностного развития человека | |
1.Основные концепции психического развития и становления личностив отечественной и зарубежной психологии возрастногоразвития.Психоаналитическая концепция. Механистическая концепция. Когнитивная концепция. Гуманистическая концепция. | |
2. Факторы, закономерности и динамика психического развития. Периодизация психического развития. Общие и возрастные закономерности и факторы психического развития. Основные подходы к периодизации психического развития. Периодизации психического развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Э.Эриксона. Современные периодизации развития. | |
3. Об отклонениях в психическом развитии. Понятие нормы и патологии в развитии психики. Аномальные дети. Депривация. Задержка психического развития. Психофизический инфантилизм. Психологические отклонения. Неврозы и дидактогенные заболевания. Педагогическая запущенность. | |
Модуль 2. Психическое развитие ребёнка до школы | |
1. Психическое развитие в период новорожденности и младенческом возрасте.Пренатальное развитие ребенка. Новорожденность. Врожденные формы психики и поведения. Когнитивное развитие в младенческом возрасте. Психосоциальное развитие. Роль общения ребенка со взрослым в психическом развитии. Кризис 1 года. | |
2. Психическое развитие в раннем возрасте. Фундаментальные приобретения ребенка раннего возраста. Особенности познавательной сферы в раннем возрасте. Появление предметной и игровой деятельности. Особенности психосоциального и личностного развития. Кризис 3 лет. | |
3. Психическое развитие и формирование личности в дошкольном возрасте.Социальная ситуация развития дошкольника. Развитие когнитивной сферы. Развитие личности и социального поведения. Кризис 6-7 лет. Психологическая готовность к школе. | |
Модуль 3. Психическое развитие в период школьного обучения | |
1. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте.Характеристика физического и умственного развития в младшем школьном возрасте. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Развитие личности в младшем школьном возрасте. | |
2. Психическое развитие и формированиеличности в подростковом возрасте.Социальная ситуация развития подростка. Анатомо–физиологическая перестройка организма и ее влияние на весь процесс развития. Чувство взрослости. Кризис подросткового возраста. Личностное развитие в подростковом возрасте. Развитие самосознания. Взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми. | |
3. Психическое развитие и становление личности в юности.Социальная ситуация развития в ранней юности. Когнитивное развитие в ранней юности. Особенности учебной деятельности. Взаимоотношение старшеклассников со взрослыми и сверстниками. Жизненное самоопределение и выбор профессии. | |
ИТОГО |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Наименование разделов, тем практических занятий и их содержание | Кол-во часов |
1. Основные понятия возрастной психологии.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования возраста, сензитивные периоды развития. Основные законы психического развития ребенка в свете идей Л.С. Выготского. Факторы, условия и движущие силы психического развития. | |
2.Основные современные концепции развития.Психоаналитическая концепция. Механистическая концепция. Когнитивная концепция. | |
3.Периодизация психического развития. Основные подходы к периодизации психического развития. Периодизации психического развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Э.Эриксона. Современные периодизации развития. | |
4. Об отклонениях в психическом развитии. Понятие нормы и патологии в развитии психики. Аномальные дети. Депривация. Задержка психического развития. Психофизический инфантилизм. Психологические отклонения. Неврозы и дидактогенные заболевания. Педагогическая запущенность. | |
5. Психическое развитие в младенческом возрасте.Врожденные формы психики и поведения. Пренатальное развитие ребенка. Когнитивное развитие в младенческом возрасте. Психосоциальное развитие. Роль общения ребенка со взрослым в психическом развитии. Кризис 1 года. | |
6.Психическое развитие в раннем возрасте. Фундаментальные приобретения ребенка раннего возраста. Появление предметной и игровой деятельности. Особенности психосоциального и личностного развития. Кризис 3 лет. | |
7. Психическое развитие в дошкольном школьном возрасте.Социальная ситуация развития дошкольника. Развитие когнитивной сферы. Развитие личности и социального поведения. Психологическая готовность к школе. | |
8. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Характеристика физического и умственного развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Развитие личности в младшем школьном возрасте | |
9.Психическое развитие в подростковом возрасте.Социальная ситуация развития подростка. Анатомо– физиологическая перестройка организма и ее влияние на весь процесс развития. Социальная ситуация развития. Чувство взрослости. Кризис подросткового возраста. Личностное развитие в подростковом возрасте. Развитие самосознания. Взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми. | |
10.Психическое развитие в раннем юношеском возрасте. Социальная ситуация развития в ранней юности. Когнитивное развитие в ранней юности. Особенности учебной деятельности. Взаимоотношение старшеклассников со взрослыми и сверстниками. Жизненное самоопределение и выбор профессии. | |
Итого |
Лекция 1.
Основные понятия возрастной психологии
По определению Л.С.Выготского, возраст – этот относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Выделяют хронологический (паспортный), который исчисляется месяцами и годами развития человека и психологический возраст, который указывает на достигнутый к определенному году жизни уровень психического развития.
По Б.Г.Ананьеву, возраст – есть сумма разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, тесно взаимодействующих со многими сложными явлениями общественно-экологического, культурного, идеологического и социально-психологического развития человека в конкретно-исторических условиях.
Движущие силы – факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития и направляют его в нужное русло.
По Л.С.Выготскому, движущая сила психического развития – обучение. Важно отметить, что развитие и обучение - это разные процессы. По словам Л.С.Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. Обучение, по Л.С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение создает зону ближайшего развития.
Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания.
Уровень актуального развития характеризует успехи развития – итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.
Обучение и деятельность неразрывны, они становятся источником развития психики ребенка. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью. Понятие ведущей деятельности было введено А.Н.Леонтьевым и затем активно использовалось Д.Б.Элькониным. Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:
1. внутри нее на данном этапе дифференцируются другие виды деятельности;
2. в ней перестраиваются частные психические процессы;
3. от нее зависят основные изменения личности ребенка.
Д.Б.Эльконин усматривал в качестве признаков ведущей деятельности несколько иные характеристики. Вместо первого признака он предлагал два следующих:
1. в ней наиболее полно представлены типичные для данного периода отношения ребенка ко взрослым и действительности вообще;
2. она связывает ребенка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития.
Особенности ведущего вида деятельности:
-внутри такой деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности;
- в ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы;
-от ведущей деятельности главным образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения.
На основе этих признаков Д.Б.Эльконин определил, что в младенческом возрасте ведущий вид деятельности – эмоциональное общение со взрослым, благодаря которому развивается предметно-манипулятивная деятельность, которая становится ведущей в раннем возрасте. Ребенок учится пользоваться различными предметами и узнает их значение через непосредственное общение со взрослыми.
Ведущая деятельность для дошкольного возраста – игровая, поскольку именно в игре у дошкольника постепенно возникает новая деятельность – учение. Именно в игре у дошкольника развиваются основные функции и нормы поведения, и это является основным в формировании его личности. В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности становится учебная деятельность, которая направлена не только на усвоение предметных знаний, но и подготавливает ребенка к новому виду деятельности, ведущему к развитию личности в подростковом возрасте – интимно-личностному, эмоциональному общению со сверстниками.
Таким образом, ведущая деятельность – деятельность, способствующая возникновению важнейших психических новообразований в процессе онтогенеза.
Новообразования – это психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период, а также это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.
По Л.С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Отношение психических функций к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Среду необходимо рассматривать не абсолютно, а относительно, т.к. влияние среды определяется переживаниями ребенка, которые являются узлом, в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств.
Возрастная сензитивность – повышенная чувствительность для развития данного свойства психики. Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во- первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.
Блок-схема 1
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (к модулю 0)
Темы рефератов и сообщений
1. Понятие о ведущей деятельности и социальной ситуации развития.
2.Роль среды и наследственности в формировании личностной индивидуальности на разных этапах онтогенеза.
3.Причины возрастных кризисов психического развития и движущие силы психического развития.
4. Проблемы сензитивных периодов психического развития.
5. Л.С.Выготский о развивающем обучении и зоне ближайшего развития.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Сделайте вывод о роли наследственности и социальной среды в психическом развитии ребенка.
Известно не менее двадцати случаев, когда дети по разным причинам выросли в логове зверей. В 1920 году в Индии обнаружили в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек: 7-8 лет и 2 лет. Они ели без помощи рук сырое мясо, ходили на четвереньках, по ночам выли, как волчата; хорошо видели в темноте; боялись людей, сильного света, огня и воды, не давали себя мыть; срывали с себя одежду.
Младшая девочка вскоре умерла. Старшая только через 6 лет научилась ходить. В течение 4 лет она выучили лишь 6 слов, а через семь лет – 45. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться темноты и научилась есть руками и пить из стакана. К 17 годам ее умственное развитие было, как у 4-х летнего ребенка (Платонов К.К., 1964).
2. Для развития речи наиболее благоприятным является период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков – младший школьный возраст. О каких важных фактах психического развития идет речь?
3. Проанализируйте преимущества и недостатки применения близнецового метода исследования факторов психического развития.
4. Как называются описанные ниже методы возрастной психологии
-один из методов исследования личности ребенка, основанный на выявлении неосознаваемых личностных смыслов, которые актуализируются вследствие интерпретации неоднозначных, четко неструктурированных стимулов;
- один из основных методов возрастной психологии, характеризующийся тем, что исследователь, манипулируя одной или несколькими переменными, не только выявляет изменения в проявлении изучаемого явления, но и целенаправленно оказывает влияние на формирование этого явления;
-метод сравнительного изучения психических особенностей и развития детей с одинаковой и различной наследственностью;
- метод получения информации, который основан на словесной коммуникации.
5. Какова общая цель всех методов исследования в возрастной психологии?
6. Как в беседе с ребенком установить взаимопонимание?
7. В чем заключается отличия формирующего эксперимента от констатирующего? Приведите примеры данных видов эксперимента.
Литература
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.
2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.
3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.
4. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.
6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.
7. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.
8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.
9. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.
ТЕСТ – КОНТРОЛЬ
1.Задачи возрастной психологии заключаются в:
а) определении уровня актуального развития ребенка;
б) определении зоны ближайшего развития ребенка;
в) изучении динамики развития человека на разных этапах онтогенеза;
г) коррекции отклоняющегося от нормы психического развития ребенка.
2. Сензитивный период характеризуется как:
а) критический период развития ребенка;
б) период повышенной чувствительности;
в) период динамических изменений психики ребенка;
г) период особой активности развития психики ребенка.
3. Переход от одной возрастной ступени к другой совершается через….
а) сензитивные периоды;
б) периоды наибольшей активности ребенка;
в) кризисные периоды;
г) в определенные биологические периоды.
4. Способность живых организмов передавать свои признаки и свойства потомству есть….
а) фенотип;
б) наследственность;
в) преемственность;
г) влияние среды обитания.
5. Зона ближайшего развития – это то, что ребенок может сделать в условиях …..со взрослым под его непосредственным руководством, с его помощью.
а) опеки взрослого;
б) конфликта;
в) соперничества;
г) сотрудничества.
6. С помощью лонгитюдного метода
а) исследуется сходство и различия людей;
б) длительно прослеживается ход психического развития;
в) исследуется роль генотипической и средовой обусловленности психического развития;
г) исследуется неравномерность психического развития.
7. Понятие «социальная ситуация развития» ввел
а) Ж.Пиаже;
б) Б.Г. Ананьев;
в) Л. С.Выготский;
г) Д.Б.Эльконон.
8. Понятие «ведущая деятельность» ввел
а) А.Н.Леонтьев;
б) Б.Г. Ананьев;
в) Л. С.Выготский;
г) Д.Б.Эльконон.
Психофизический инфантилизм
Психофизический инфантилизм - это такая психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и поведение ребенка не соответствует возрастным требованиям.
Предпосылки к психическому инфантилизму создаются конституционно-генетическими, эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими вредностями в период беременности, асфиксией в родах, тяжелыми инфекционными болезнями в первые месяцы жизни. Выделяют несколько вариантов инфантилизма.
Первый вариант – истинный, или простой (по В.В.Ковалеву) – базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношении со взрослыми, задерживается созревание способности верно оценивать ситуации, способность предвидеть развитие событий. Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1-2 года. Такие дети неизменно и безмятежно веселы, шаловливы. Их детскость подкупает взрослых и как-то сама собой подводит к воспитанию по эгоцентрическому типу, к любованию непосредственностью. Инфантильные дети не хотят взрослеть. Инфантильные дети добры, но они не понимают, когда можно пошалить, а когда – нельзя.
Общения со сверстниками не получается, т.к. они выглядят явно младше своих ровесников. Они крайне несамостоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков и усилий, делалось и делается за них.
Больше всего у инфантильных детей страдает воля. Задержка развития лобных долей головного мозга с их функцией долговременного целеобразования и планирования предопределяет и тенденцию к задержке формирования воли.
Таким образом, в возникновении психического инфантилизма зримо прослеживается взаимосвязь биологических и микросоциальных причин.
Второй вариант психического инфантилизма – общая психофизическая незрелость по инфантильному типу (гармонический инфантилизм по Г.Е.Сухаревой). Предпосылки и причины его те же, что при первом варианте. Однако незрелость во втором варианте касается не только психического, но и физического развития. Ребенок не только ведет себя как более младший по возрасту, но и выглядит младше. Тревожное воспитание родителями закрепляет его инфантилизм. При правильном воспитании у ребенка дозревают высшие психические функции (к 6-8 годам), он приобретает качества мужественности и отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью.
При третьем варианте психического инфантилизма ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая его от жизни, родители искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания. Инфантилизм в таком случае культивируют изнеживанием и гиперопекой, от сверстников и жизни ребенка отгораживают. За ребенка думают и все за него делают родители, они же убирают препятствия с его жизненного пути.
Основным условием в преодолении психического инфантилизма является правильное воспитание. Усилия направляются, прежде всего, на социализацию ребенка. Подчеркнуто, настойчиво оттеняются понятия «надо», «можно», «нельзя», «хорошо» и «плохо». Ребенку настойчиво разъясняются последствия его ошибок, шалостей. Такого ребенка постоянно побуждают преодолевать посильные трудности.
Главное в инфантилизме - это бегство от выбора и возложение ответственности за принятие решения на другого, это социальная роль «вечного ребенка». Социально инфантильный человек – это не обязательно человек социально не приспособленный.
Педагогическая запущенность
Социально - педагогическая запущенность представляет собой неудачный термин, здесь правильнее говорить о социальной запущенности, имеется в виду отставание детей в развитии, обусловленное неблагоприятными семейными условиями и условиями среды. В первую очередь речь идет о детях, ненужных своим родителям.
Условно данные типы родителей можно подразделить на две подгруппы. В первую подгруппу будут входить те родители, которые ждали рождение ребенка, но впоследствии он оказался обузой для них, а также те родители, которым ребенок нужен, он ими любим, но никто не занимается его воспитанием, ребенка одаривают дорогими подарками, а как с ними играть ребенку не объясняют.
Во вторую подгруппу входят родители, которым ребенок не нужен был с самого начала.
Часто о педагогически запущенных детях говорят, когда поведение этих детей значительно выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей.
Для всех детей с социальной запущенностью характерно:
- задержка моторного развития;
-недоразвитие речи (с ребенком мало разговаривают, не слушают его, а со сверстниками не разрешают играть);
-плохо развито логическое причинно-следственное мышление. Эти дети получают готовые сведения.
-неготовность к школьному обучению;
-несформированность интересов;
-неумение слушать, не понимают обращенной к ним речи;
-низкая усидчивость;
-несформированность произвольного внимания;
-несформированностьобщеучебных, обще трудовых навыков (умения принять, выслушать задание, умение анализировать, умение работать по готовому плану, умение самостоятельно планировать свою работу);
-не сформированы некоторые интеллектуальные операции (анализ, отсутствие навыка сравнения, абстрагирования);
-отсутствие слов в словаре для названия вида, рода, слов с флексиями, слов с оттеночными значениями, стилистической окраски;
-личностные особенности детей (отсутствие самостоятельности, неумение подобрать собственный пример, неумение использовать свой личный опыт).
Педагогическая запущенность может фигурировать в различных формах, имея разные причины и следствия. Так, например, Одной из форм может быть несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Причиной может выступать индивидуальные особенности интеллектуального развития, а следствием – плохая успеваемость.
Еще одной формой может быть несформированность мотивации учения, направленность на другие, нешкольные виды деятельности. Причинами -инфантилизм воспитания, гиперопека, неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию, следствием - плохая успеваемость и поведение на фоне высокого уровня познавательных способностей. Третьей формой является неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причинами чаще всего бывают особенности семейного воспитания, а следствием – неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослого, нарушения общения, слабая успеваемость.
В настоящее время наблюдаются большие расхождения при выборе терминов и понятий для обозначения семей с дисгармонией межличностных взаимоотношений, а также при раскрытии содержания этих понятий.
Так, на пример, выделяют «проблемные», «перспективные» и «стабильные» семьи (И.А. Липский), «конфликтные», «аморальные», «педагогически не состоятельные» и «асоциальные» (Г.В. Силласте), а также «криминогенные», «социально дезадаптированные», «»злоупотребляющие спиртным», «семьи безработных», «лишенных родительских прав» (Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга).
Л.И.Смагина предлагает классификацию семей, основанную на характеристике положения детей, данная классификация выстроена иерархично:
-семья «группы риска». К факторам риска относится многодетность, отсутствие одного родителя, малообеспечанность, потеря работы и пр. Для такой семьи особенно значима материальная поддержка;
-проблемная семья. Эта семья характеризуется эмоциональной отчужденностью членов семьи, отношения приобретают напряженный характер;
-неблагополучная семья. В подобной семье присутствует постоянное физическое и психическое давление на ребенка, вплоть до физического насилия. Пребывание в такой семье негативно отражается на поведении и развитии ребенка;
-асоциальная семья. Для этого типа семьи характерно противоправное поведение взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма. Нахождение в такой обстановке несет прямую угрозу жизни и здоровью ребенка.
Достаточно частой причиной распада семей является социальная депрессия из-за невозможности реализовать себя в изменившихся условиях. Современная семья нуждается в поддержке.
Блок-схема 3
Основные концепции развития
Концепции развития | Представители теорий | Факторы развития | Характер развития | Природа объекта развития | Оценка теорий |
Психоаналитическая концепция | З.Фрейд | Детерминизм внутренних влечений | Развитие скачкообразно | Объект развития пассивен | -исследуются ключевые области поведения человека; -рассматриваются межличностные отношения, особенно в детстве и семье; -теоретические выводы невозможно подтвердить экспериментально. |
Механистическая концепция | А.Бандура | Детерминизм среды | Развитие непрерывно | Объект развития пассивен | -внесли большой вклад в понимание поведения человека; -принципы теории легко поддаются проверке; -склоняются к поиску универсальных процессов. |
Когнитивная концепция развития | Л.С.Выготский, Ж.Пиаже | Развитие скачкообразно | Объект развития активен | -широко применяются в образовании; -не в состоянии объяснить социальное и эмоциональное развитие. | |
Гуманистическая концепция развития | А.Маслоу, К. Роджерс | Развитие непрерывно | Объект развития активен | -оказала существенно влияние на консультирование; -способствовала распространению гуманистических методов воспитания; -нечеткое определение основного понятия «самоактуализация» |
Блок-схема 4
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (к модулю 1)
Темы рефератов и сообщений
1. Биогенетический подход, его основные теории.
2.Сравнительный анализ теорий психического развития социогенетического подхода.
3. Роль персоногентического подхода в понимании психического развития.
4. Основные когнитивные теории развития.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Анна Фрейд писала, что быстрее всего у ребенка развивается то, что больше всего нравится матери, и оно оживленнее всего приветствуется. Процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение. Объясните данное явление и приведите примеры.
2. Объясните, почему теория Э.Эриксона получила название эпигенетической.
3. Ребенок снова и снова выбрасывает погремушку из прогулочной коляски. Каков примерный возраст ребенка,