Стили педагогической деятельности.

Общее понятие о стиле педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем исполнения. В общем смысле понятие «стиль» подразумевает наличие некоей устойчивой системы способов и приемов осуществления деятельности. Эта система является стабильной чертой, проявляющейся в различных условиях, при которых приходится выполнять данную деятельность. То, какой именно стиль исполнения складывается у субъекта деятельности, обусловлено в первую очередь его индивидуально-психологическими особенностями – типом темперамента, чертами характера, уровнем развития профессиональных способностей и др.

Cтиль педагогической деятельности включает в себя стиль управления, стиль саморегуляции, когнитивный стиль учителя и стиль общения.

Стиль педагогической деятельности в зависимости от ее характера выделили Никонова, Маркова.

1. Содержательные характеристики стиля — поведение на уроке, методы преподнесения материала и так далее. Преимущественная ориентация на процесс и содержание педагогического труда.

2. Динамические характеристики стиля. Устойчивость. Переключаемость внимания.

3. Результативность — уровень знаний, умений и навыков школьников. Интерес учеников к предмету.

Стили педагогического общения:

Авторитарный — ученик рассматривается как объект воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, устанавливает жесткий контроль за выполнением требований, демонстрирует свои права перед детьми. В итоге учащиеся теряют активность (без учителя — они от него зависимы), обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главные приемы такого учителя: приказ и поучение.

1. Демократический — ученик рассматривается как полноправный партнер в общении, как коллега в совместном поиске знаний. Учитель коллективно принимает решения вместе с детьми, учитывает их мнение, поощряет самостоятельность, учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение, совет, просьба. У учащихся наблюдается высокая самооценка, удовлетворенность. Для учителей характерна большая удовлетворенность своей профессией.

2. Либерально-попустительствующий — учитель уходит от принятия решений, передает инициативу ученикам, не имеет собственной позиции. Организация деятельности такого педагога бессистемна. Характерны нерешительность, неустойчивость. В классе у такого педагога обнаруживаются скрытые конфликты между детьми.

92. Педагогическое общение — установление контакта педагога с учащимися в воспитательных целях. Его можно определить и как профессиональное воздействие педагога на учащихся, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности и отношений между ними.

Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют овладение культурой речи (в том числе дикцией, интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса. Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы учителю приходится много говорить — рассказывать и объяснять, но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы педагогического воздействия.

В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный» и «сверхактивный». Первый инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении способствует дости­жению цели. Второй тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб. Не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели и откро­венно приспособленческое поведение. «Сверхактивный» учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих уче­ников и выстраиванию нереальных моделей общения. Если ученик чуть активнее других — он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее — лодырь и кретин. Выдуманные им же оценки заставляют такого учителя действовать соответству­ющим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников.

Наши рекомендации