Психологические трудности профессии преподавателя.
Трудности – это отсутствие или недостаточность в развитии психологических
структур профессионализма учителя, препятствующие активности личности и приводящие к остановке, разрывам, ошибкам в педагогической деятельности. Трудности определяются двумя группами условий:
- 1-я группа условий детерминирована объективным характером деятельности, высоким уровнем неопределенности новых профессиональных задач педагогической деятельности;
- 2-я группа условий определяется такими новообразованиями в психологической структуре профессионализма педагога, как адекватная «Я-концепция», устойчивая профессиональная самооценка, мотивы самосовершенствования, самореализации, профессионального самоутверждения, рефлексивные механизмы снятия внутренней конфликтности. Преодоление учителем трудностей может идти по направлениям профессионального развития (конструктивная стратегия), психологической защиты (защитная стратегия), профессиональной деформации (деструктивная стратегия). В основе конструктивной стратегии лежат механизмы профессионального развития, защитной стратегии – процессы психологической защиты, деструктивной стратегии – механизмы профессиональной деформации. В основе конструктивного пути снятия
трудностей лежат рефлексивные средства самопознания, самосовершенствования, принятие ценностей самоактуализирующейся личности, стремление к профессиональному самоутверждению. Итогом разрешения трудностей выступают новообразования в структуре профессионализма педагога, обеспечивающие качественно новый уровень отношения к деятельности. Основу деструктивного пути составляют неадекватные средства деятельности, дефицит в развитии операционного, мотивационного и смыслового компонентов профессионализма, нарушения механизмов саморегуляции в деятельности. Результатом деструктивного пути развития личности являются повышенная агрессия, тревожность,
отказ от продуктивной профессиональной деятельности, развитие синдрома «эмоционального сгорания», профессиональная деформация личности педагога. В своем развитии профессионализм педагога проходит несколько этапов (формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; профессиональная адаптация; этап стабильного функционирования; этап новаторства, мастерства. Содержанием данных этапов являются новые профессиональные задачи, характерной чертой которых является неопределенность. Неопределенность создает объективные преграды (трудности) в достижении учителем целей педагогической деятельности и проявляется в трех аспектах: операционном, мотивационном, смысловом. Результаты нашего исследования позволили выделить трудные ситуации в деятельности учителя на различных этапах
профессионального развития. Например, для группы адаптирующихся учителей характерными трудными ситуациями являются: вхождение в профессиональную среду, принятие норм, ценностей, традиций педагогического коллектива, самой педагогической деятельности. Данные
трудности носят объективный характер, а неопределенность связана с тем, что молодой учитель воспроизводит в реальной деятельности полученные знания, навыки, умения, нормы и ценности педагогической деятельности во время обучения. Для стабильно функционирующих педагогов трудные ситуации выступают как следствие снятие неопределенности при реализации сложившихся педагогических стереотипов. В случае невозможности перестроиться возникают тенденции, инициирующие повторный процесс профессионального самоопределения. Для педагогов-мастеров ситуации за-
труднения связаны с преодолением инновационного барьера. В педагогической деятельности барьеры проявляются в виде ограничений деятельности педагогов. Изучение теоретической литературы по данной проблеме и анализ педагогической практики позволяют выделить следующие стратегии, которые реализуют учителя в преодолении трудностей педагогической деятельности в зависимости от того, на каком этапе деятельности находится педагог. Для адаптирующихся учителей по
критерию эффективности наиболее приемлемой выступает конструктивная стратегия с элементами защиты. Данная стратегия определяется степенью развития рефлексивных механизмов личности учителя, механизмами снятия внутренней конфликтности. Стратегиями, негативно сказывающимися на эф-
фективности деятельности, являются деструктивная стратегия с элементами защитной стратегии и деструктивная стратегия. В основе данных стратегий лежат нарушения в механизмах профессионального развития личности и вторичные новообразования профессиональной деформации. Для стабильно функционирующих учителей наиболее эффективной выступает конструктивная стратегия с элементами защиты. Данная стратегия определяется степенью гибкости профессиональной «Я-концепции», развитыми механизмами саморегуляции в педагогической деятельности,
стереотипами в снятии типовых затруднений в деятельности. Стратегиями, негативно сказывающимися на эффективности деятельности, являются деструктивная стратегия с элементами защитной стратегии и деструктивная стратегия. В основе этих стратегий лежат накопления профессиональных
деформаций, нарушения в механизмах саморегуляции в педагогической деятельности, острые реакции на ситуации, несущие высокий деструктивный потенциал. Для педагогов-мастеров в основе конструктивной стратегии с элементами защиты лежат умения учителя при проектировании и реализации инноваций учитывать сложившиеся нормы педагогической деятельности, ценности и традиции педагогического коллектива. В основе неэффективных стратегий лежит механизм формирования фрустрационной напряженности, который может развиваться как внутриличностный конфликт
или идти по пути деформации смысловой и мотивационной сфер профессионализма педагога. Таким образом, формирование оптимальной стратегии учителя по преодолению трудностей в педагогической деятельности целесообразно проводить еще во время педагогической практики, стажировок студентов-выпускников.