Структура межличностных отношений в студенческом коллективе
Исходя из недостаточной теоретической разработанности проблемы иее практической значимости, определена теманашего исследования: Формирование межличностных отношений в студенческом коллективе (на примере технического вуза).
Цельисследования состоит в том, чтобы выявить и экспериментально проверить педагогические условия, необходимые для формирования межличностных отношений в студенческом коллективе.
Объект исследования- межличностные отношения в студенческом коллективе.
Предмет исследования— формирование межличностных отношений встуденческом коллективе.
Гипотеза исследования:формирование межличностных отношений в студенческом коллективе будет эффективным, если:
-реализуется личностный подход в воспитательно-образовательном процессе вуза;
-осуществляется индивидуальный подход за счет использования различных методов обучения;
—учитываются особенности межличностных отношений в студенческом коллективе;
-производится целенаправленное формирование межличностных отношений в студенческом коллективе через организацшо аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач.
Выделить педагогические основы формирования межличностных отношений в студенческом коллективе.
Выявить особенности межличностных отношений в студенческом: коллективе..
Выявить факторы, влияющие на формирование межличностных отношений в студенческом коллективе..
Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить. педагогические условия формирования; межличностных отношений в студенческом коллективе.
Разработать научно-методические рекомендации по формированию межличностных отношений в студенческом коллективе высшего учебного заведения.
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные философские положения о диалектике всеобщей связи; положения диа-лектико-материалистической? философии о межсубъектных отношениях, личности как субъекте отношений; о деятельности и общении как, важнейших факторах развития человека; о диалектической взаимосвязи потребностей, мотивов, интересов личности в процессе ее жизнедеятельности внутри
системы общественных отношений; психолого-педагогические теории о роли взаимоотношений в развитии личности; ведущие идеи и законы, воплощающиеся в принципах; современного обучения; положения о социальной обусловленности цели, содержания, методов обучения ивоспитания.
Наше исследование опиралось на базовые психолого-педагогические теории о человеке как субъекте деятельности.
Теоретической основой исследованиямежличностных отношений в студенческом коллективе являлись; -труды по философии? образования и теоретической педагогике
(Ш. А. Амонашвили, Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, В. С. Мерлин и др.)» -фундаментальные положения психологии (Б. Г. Ананьев, Л.. С. Выготский,
A. А. Леонтьев, А.. Н. Леонтьев, В, Н. Мясищев, А. В. Петровский*
B. А. Петровский, А. С. Рубинштейн и др.);
-исследования по- проблемам общения и межличностных отношений (А. А. Бодалев, Н. Э. Касаткина, Я. Л. Коломинский, А. Т. Куракин, Н. А. Ложникова, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова и др.);
-исследования социальной психологии (Г. М. Андреева, А. И. Донцов, Р. Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин, Я. Морено, Н. Н. Обозов, Б. Д; Парыгин, А. Л. Свенцицкий идр.);
-исследования по развитию личности как особого социального феномена (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. В: Леонтьев, А. Маслоу идр.);
-исследования по гуманистической педагогике (Н. К. Крупская, А. В; Луначарский, А. С. Макаренко, Н. И: Пирогов, С. Т. Шацкий, К. Д. Ушинский и
Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы и реализации цели исследования нами использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
Теоретические методы;анализ философской и психолого-
педагогической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, материалов и публикаций периодической научно-методической печати, учебных пособий, документов по вопросам образования, изучение и анализ положительного педагогического опыта.
Эмпирическиеметоды: анкетирование, наблюдение, индивидуальные и групповые беседы со студентами и преподавателями, анализ продуктов деятельности (творческие задания, индивидуальные задания, конспекты, рефераты), социометрический метод, педагогический эксперимент и др.
62. Социальная адаптация студентов
Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И. П. Павловым психофизиологическое явление - динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям.
По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других - ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности:
ü отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой;
ü неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
ü неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов;
ü поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
ü налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;
ü отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.
Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.
Социальная адаптация студентов в вузе делится на:
а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
б) социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.
Иначе говоря, "под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой".
Адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:
v адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;
v общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
v дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание - функция регуляции познавательной деятельности.
Проблемы адаптации первокурсников зачастую достаточно прозаичны: не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки. Отсутствие навыков самостоятельной учебной работы – они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Отсутствие жесткого графика обучения и систематического контроля знания приводят к неправильному распределению самостоятельной работы, в результате проявляется синдром «постоянной нехватки времени» и «стабильной неподготовленности к занеятиям».